Независимая экспертиза при дтп, что это, когда она требуется.

Содержание

Благодаря оценке материального ущерба, полученного автомобилем в результате дорожно-транспортного происшествия, экспертам удается реально рассчитать сумму денежных средств, которая требуется для проведения полного восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства.

Именно по этой причине большинство автолюбителей принимают решение о необходимости проведения такой экспертизы сразу же после ДТП.

Осмотр транспорта экспертом страховщика

Необходимость обязательного страхования автогражданской ответственности закреплена в Федеральном законе об ОСАГО. Отношения же между страхователем и страховщиком регулируются правилами ОСАГО.

В соответствии с требованиями пункта 45 данного нормативного правового акта, для получения страховой выплаты, пострадавшая в дорожно-транспортном происшествии сторона должна предоставить страховщику свое поврежденное транспортное средство.

В ходе проведения проверки, сотрудник страховой компании устанавливает обстоятельства, при которых автомобилем были получены повреждения, а также рассчитывает сумму, в которую обойдется устранение материального вреда.

  1. Провести осмотр транспортного средства, привлекая к этому своих экспертов.
  2. Провести осмотр автомобиля и организовать проведение независимой экспертизы авто.
  3. Дать направление на проведение независимого исследования транспортного средства.

Практически при каждой страховой компании есть эксперты, которые занимаются проведением осмотра поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия. Для этих нужд отводится специальное помещение, расположенное непосредственно в офисе страховщика.

В случае если автомобиль был сильно поврежден в результате столкновения, то, чтобы выявить скрытые повреждения, экспертиза автомобилей может проводиться на станции технического обслуживания.

В соответствии с нормами законодательства, вызывать на такие проверки сотрудников ГИБДД или виновника дорожно-транспортного происшествия не нужно. По сути, интересы автолюбителя, по чьей вине произошло ДТП, представляет страховщик, с которым у него заключен страховой договор.

По результатам проведенной экспертизы, специалист составляет акт. Именно по этому документу впоследствии и будет рассчитываться стоимость восстановительного ремонта транспортного средства.

Проведение независимой экспертизы

  • В соответствии с нормами законодательства об обязательном страховании ОСАГО, в частности, нововведений в этот закон от 2016 года, любой пострадавший в автомобильной аварии водитель может самостоятельно обратиться за проведением независимой экспертизы повреждений своего транспортного средства.
  • При этом проведение такой экспертизы допускается только после того, как представитель страховой компании проведет исследование автомобиля, чтобы оценить стоимость восстановительного ремонта.
  • Если же автовладелец не выполнит данное требование, то страховая компания имеет право отказаться принимать результаты независимой экспертизы, которая была инициирована потерпевшим водителем.
  • В законодательстве предусмотрено одно исключение, которое отражено в 46 статье Правил об обязательном страховании ОСАГО.
  • Если страховщик не произвел осмотр транспортного средства, которое пострадало в результате автомобильной аварии или так и не организовал проведение исследования в течение предусмотренных законом 5 дней с момента подачи заявления о наступлении страхового случая (данный срок отсчитывается с того момента, как водитель предоставил заявление и полный пакет документов).
  • Собственник транспортного средства может обратиться за проведением независимой экспертизы повреждений своего транспортного средства только в этом случае.
  • В нормативных документах данное исследование отображается в качестве повторной экспертизы.

Обязанность проведения экспертизы

В соответствии с нормами российского страхового законодательства, автомобилист, решивший организовать проведение независимой экспертизы своего транспортного средства, обязательно должен уведомить об этом виновника ДТП.

Уведомление должно быть направлено заблаговременно, в письменной форме. В данном документе обязательно должна быть указана информация о времени и месте проведения независимой экспертизы повреждений, полученных транспортным средством в результате дорожно-транспортного происшествия.

В законе об ОСАГО нет требований о том, чтобы виновник ДТП принимал непосредственное участие в исследовании автотранспорта. Соответственно, этот нормативный правовой так не содержит никаких сведений о количестве дней, за которых лицо, виновное в аварии, должно быть уведомлено о проведении исследования.

Правила приглашения лиц на экспертизу

В 1998 было издано Методическое руководство по проведению экспертизы транспортных средств, которым определено, что проведение независимой экспертизы автомобиля возможно только в присутствии заказчика и заинтересованных лиц.

Этим же нормативным правовым актом определяется круг лиц, которые могут присутствовать при проведении такого исследования:

  1. Заказчик исследования, которым чаще всего выступает владелец пострадавшего в результате ДТП транспортного средства или его представитель, действующий по доверенности.
  2. Второй участник автомобильной аварии – как правило, виновник дорожно-транспортного происшествия.
  3. Представитель страховой компании.

В соответствии с требованиями данного законодательного акта, именно заказчик исследования должен пригласить всех заинтересованных лиц на проведение экспертизы. Приглашать людей на исследование необходимо телеграммой с обязательным уведомлением о вручении адресату.
Адресатом данного приглашения выступает конкретное лицо – или водитель транспортного средства, или страховая компания.

В тексте обязательно должны содержаться следующие сведения:

  1. Дата и время проведения исследования транспортного средства.
  2. Место, в котором будет проходить исследование автомобиля, получившего повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия.
  3. Контактный номер телефона эксперта, который будет проводить исследование автомобиля.

Срок для отправки телеграммы

В отличие от остальных законодательных актов, данный документ содержит указания о том, в какие именно сроки автомобилист должен направить заинтересованным лицам телеграмму с приглашением посетить экспертизу автотранспорта.

Так, к примеру, если адресат проживает по одному адресу с лицом, направляющим извещение, оно должно быть подано не мене чем за 3 дня до проведения исследования.

Если же адресат проживает в другом населенном пункте, то он должен быть уведомлен о предстоящей независимой экспертизе транспортного средства как минимум за шесть рабочих дней до назначенной даты. При этом не учитываются дни вручения телеграммы и времени на дорогу.

Что делать, если адресат не явился на осмотр

  1. В соответствии с нормами законодательства, проведение независимой экспертизы транспортного средства, получившего повреждения в результате ДТП, в отсутствии всех заинтересованных лиц, только в тех случаях, когда у заказчика есть документ, подтверждающий его своевременный вызов.

  2. В случае, если на месте проведения независимой экспертизы авто отсутствие кто-либо из приглашены лиц, прежде чем начать исследование, необходимо подождать полчаса от назначенного времени.

  3. Если в течение этого срока человек так и не явился на место проведения экспертизы, то в акте осмотра транспорта должна содержаться соответствующая отметка, и только после этого приступить к осмотру машины.

На данный момент это методическое указание утратило свою силу, поэтому к использованию не обязательно. Однако автолюбителю могут придерживаться данного нормативного правового акта в качестве советов.

Судебная экспертиза после ДТП

Судебная экспертиза повреждений, полученных транспортным средством в результате дорожно-транспортного происшествия, для определения реальной стоимости восстановительного ремонта авто, проводится по Методическим указаниям, составленным специально для судебных экспертов. Этот нормативный акт вступил в силу в 2013 году.

  • В соответствии с требованиями данного законодательного акта, осмотр данного транспорта должен проводиться в присутствии собственника авто или доверенного человека, прочих заинтересованных лиц.
  • По законодательству, обязанность по своевременному уведомлению всех о проведении судебного исследования возложена на автовладельца, выступающего пострадавшей стороной в автомобильной аварии.
  • В Методических рекомендациях отражено требование, согласно которому, заинтересованные лица, которые должны присутствовать на экспертизе, уведомляются о времени, дате и месте проведения исследования минимум за три дня до его начала, в случае, если они проживают в этом же городе.

Если же заинтересованное лицо живет в другом населенном пункте, и до места проведения осмотра транспортного средства ему придется добираться на личном или общественном транспорте, то он должен получить уведомление не менее чем за шесть рабочих дней до начала исследования. При этом в эти дни не входят дата получения уведомления и дни, затраченные заинтересованным лицом на прибытие по месту проведения экспертизы.

Важные нюансы

Стоит помнить о том, что в действующем законодательстве не содержится никакого прямого указания на то, что заказчик независимой экспертизы должен вызвать второго участника автомобильной аварии или представителя страховщика на место проведения независимой экспертизы повреждений транспортного средства, полученных им в результате дорожно-транспортного происшествия.

Застрахованный участник дорожно-транспортного происшествия обязан  на протяжении пяти суток с момента наступления страхового случая, обратиться  офис страховой организации с заявлением на возмещение вреда и с полным пакетом необходимых документов. после этого считается пятидневный срок, на протяжении которого страховщик обязан рассмотреть машину и установить обстоятельства аварии. Только после этого возможно назначение независимой экспертизы.

Если же автовладелец все таки решил известить виновника аварии и страховщика о проведении осмотра авто (а без этого извещения, акт осмотра транспорта может быть не принят в случае досудебного урегулирования вопроса и при подаче иска), то оптимальный вариант – направление уведомления заказным письмом или телеграммой.

В случае если автомобилист решит самостоятельно прийти в офис страховой компании и вручить письменное заявление о проведении независимой экспертизы, то велика вероятность, что сотрудник страховщика просто его не примет. Если же водитель отправит свое уведомление по почте, то сотрудник страховой компании не сможет отказать ему в приеме документов и их регистрации.

Помимо этого, в случае отправки телеграммы по почте, на указанный адрес отправителя позднее придет уведомление о вручении адресату, что будет являться веским доказательством в суде.

Если виновник ДТП или представитель страховой компании не является на место проведения независимой экспертизы в назначенное время, осмотр транспорта все равно проводится. Кроме того, отсутствие заинтересованных лиц не может быть причиной для дальнейшего оспаривания результатов независимой экспертизы в суде.

Если же автолюбитель по каким-либо причинам откажется уведомлять второго участника ДТП о предстоящем исследовании, в дальнейшем его отказ может быть оспорен в суде.

Источник: https://AutoLegal.ru/pomoshh-pri-dtp/nuzhno-li-preduprezhdat-vinovnika-dtp-o-provedenii-ekspertizy/

Смотрите, какая тема — Нужна ли независимая экспертиза после ДТП и когда её проводить?

Показать содержание

  1. Необходимость независимой экспертизы диктуется только недостаточностью страхового возмещения по ОСАГО.
  2. Ответ на вопрос, когда её проводить, логично вытекает на основании вышеуказанного – когда Вы узнаете, что Вам насчитали мало, тогда и решать, делать её или нет – после выплаты или выдачи направления на ремонт либо получения акта расчёта.
  3. У независимой оценки есть свои плюсы при наличии объективной необходимости в её проведении.

Независимая экспертиза автомобиля по ОСАГО после ДТП в 2020 году проводится для оценки стоимости причинённого машине ущерба. Но для того, чтобы понимать, нужна ли она в Вашем конкретном случае, когда и в каких случаях её делать, нужно понять, в каких целях она проводится и для чего вообще требуется.

Зачем нужна независимая экспертиза?

Как мы уже указали выше, для оценки стоимости причинённого материального ущерба транспортному средству. Но не просто оценки, а расчёта. Причём, она может быть инициирована не только самим владельцем автомобиля, но и страховой компанией.

По закону страховая по ОСАГО для определения, сколько нужно возместить в виде выплаты или ремонта, может провести 2 процедуры у автомобиля:

  • простую оценку повреждений,
  • более сложную независимую техническую экспертизу.

Читайте также:  Какая госпошлина при замене водительского удостоверения в 2020

По существу эти 2 процедуры отличаются мало по порядку проведения. Но цель у них одна – получение калькуляции и итоговой суммы для возмещения. Независимая проводится по утверждённой законом Единой методике расчёта.

Несмотря на то, что экспертиза от страховой называется независимой, в том числе и по закону (ФЗ Об ОСАГО), она таковой по сути не является, так как проводится по инициативе и выбору страховой, хотя и делает её сторонняя организация.

А инициированная Вами отдельная экспертиза потребуется для противостояния против расчёта страховой – в суде или в досудебном порядке. Так, суд вообще не примет Ваш иск о недостаточности выплаты, если Вы не подкрепите его проведённым расчётом.

Нужно ли мне обращаться за независимой экспертизой?

Настоящая независимая экспертная оценка – это та, которую может быть страхователь, то есть Вы. В этом случае эксперт подсчитывает ущерб беспристрастно и ничего не забывая скалькулировать.

Многие автолюбители считают, что обращаться за такой экспертизой необходимо сразу после проведения оценки страховой компанией – особенно, если владельцу авто не понравилось то, что эксперт от страховщика, к примеру, не снял детали кузова, чтобы посмотреть скрытые повреждения, либо есть подозрение, что тот посчитал не всё. Но это совсем нецелесообразно. Ничего не мешает подождать выплаты, чтобы ожидания подтвердились… Или опровеглись, и страховая компания выплатила достаточно и даже более того.

Таким образом, определить тот факт, нужна ли Вам вообще независимая экспертиза, можно только после того, как Вы узнаете оценённую страховщиком сумму для возмещения. Это можно сделать после факта выплаты или выдачи направления на ремонт и согласования с автосервисом работ либо с заявлением о предоставлении акта расчёта.

В случае, если Вам выдали направление на ремонт, но недостаточность денег констатирована работниками СТОА, которые просят доплатить им, то проводить в этом случае независимую оценку смысла нет. Но есть смысл требовать от страховой ремонта. Более подробно данную процедуру мы описали в статье про направление на ремонт.

Когда делать?

Как мы уже указали выше, проводить независимую оценку ущерба рационально после того, как Вы узнали сумму ущерба. Сделать это можно сразу же после получения недостаточной выплаты.

Чтобы Вам проще было понять, как именно проводится экспертиза, предлагаем сравнить порядок выплаты страховой с дальнейшим ремонтом на эти деньги автомобиля и оспариванием выплаты, когда суммы недостаточно на полное восстановление машины.

Итак, если обычный порядок выплаты выглядит следующим образом:

  1. страховой случай – ДТП,
  2. обращение потерпевшего в страховую,
  3. осмотр автомобиля и калькуляция суммы возмещения,
  4. выплата или направление на ремонт,
  5. восстановление транспортного средства потерпевшим или сервисом от страховой в случае направления на ремонт.

То правильный порядок, когда требуется независимая экспертиза, будет выглядеть так:

  1. страховой случай – ДТП,
  2. обращение потерпевшего в страховую,
  3. осмотр автомобиля и калькуляция суммы возмещения,
  4. выплата или направление на ремонт, при этом, потерпевший выясняет, что выплаченной суммы недостаточно для проведения ремонта,
  5. назначение независимой экспертизы, инициированное потерпевшим (поиск подходящей организации и оплата услуг), с приглашением на неё представителя страховой компании,
  6. проведение экспертизы и новая калькуляция суммы ущерба,
  7. досудебное требование на основании калькуляции независимой экспертизы,
  8. в случае отказа страховщика урегулирования спора в досудебном порядке подача иска в суд,
  9. выигрыш суда, выдача последним исполнительного листа, по которому страховая обязана выплатить присуждённую сумму,
  10. ещё одна выплата от страховой по суду (как правило, разница между выплаченным и оценённым независимой экспертизой, а также «бонусы», о которых мы поговорим ниже),
  11. восстановление транспортного средства потерпевшим или сервисом от страховой в случае направления на ремонт.

Сколько стоит?

Стоимость такой экспертизы колеблется в зависимости от ряда факторов:

  • степени повреждения автомобиля,
  • необходимости проведения оценки товарной стоимости,
  • региона обращения.

В среднем, независимая оценка в Москве и Петербурге стоит в пределах 8-20 тысяч рублей в зависимости от вышеперечисленных факторов. В регионах цена может колебаться от 5 до 15 тысяч рублей.

Главное понимать, что уплаченная за это сумма возмещается в случае выигрыша суда или в досудебном порядке истребуется со страховщика.

Утеря товарной стоимости (УТС) проводится с целью дополнительной выплаты за то, что при продаже автомобиля после ДТП он немного теряет в цене. Возмещение УТС составляет по расчёту независимых контор в среднем 7-11% от всей суммы насчитанного ущерба.

Как правильно обращаться?

  1. Сначала Вам необходимо найти подходящую экспертную организацию. У неё должна быть соответствующая лицензия на осуществление такой деятельности.

  2. Далее Вы обращаетесь в выбранную организацию, где грамотный эксперт сначала просто посмотрит на автомобиль и скажет ещё до оплаты, стоит или не стоит делать независимую экспертизу на основании того, насколько по предварительной оценке можно насчитать с учётом повреждения машины.

  3. Следующим этапом будет назначение даты и времени проведения экспертизы. На неё Вам нужно будет пригласить представителя страховщика. Для этого правильно будет отправить на юридический адрес страховой компании телеграмму с указанием места, даты и времени проведения.

    Страховые редко направляют своих представителей на экспертизы, но иногда он присутствует.

  4. В «час пик» эксперт осматривает Ваш автомобиль, и затем ему потребуется около недели (может быть и меньше) для составления документов с расчётом. Вам нужно будет получить эти документы и ещё один их дубликат.

  5. Теперь необходимо направить страховщику досудебное требование, где своими словами указать все обстоятельства ситуации: что Вам была произведена выплата, её оказалось недостаточно, в связи с чем была инициирована независимая экспертиза, которая насчитала столько-то, потребовать возместить недостающую сумму денег, а также расходы на телеграмму и стоимость экспертизы, указать разумный срок (10-20 дней) для выплаты и написать свои банковские реквизиты либо желание получить наличными. К досудебному требованию приложить оригинал документов расчёта, кассовый чек на проведение экспертизы и квитанцию оплаты телеграммы.
  6. По прошествии этого срока плюс 3 банковских дня, если требуемая сумма не поступила на счёт, следует подавать иск в суд, куда уже приложить дубликат документов экспертизы. В этом случае лучше всего обратиться к автоюристу, проверенному по отзывам либо Вашими знакомыми/друзьями/родственниками, так как это дело уже немного сложнее досудебного требования, а расходы на юриста Вам тоже возместят в случае выигрыша суда, вероятность которого повышается при ведении дела хорошим и грамотным юристом. Впрочем, ничего не мешает обратиться к автоюристу ещё на этапе досудебного требования.

Плюсы независимой экспертизы

Главным преимуществом является тот факт, что она и вправду независимая. Если в теории есть основание полагать, что эксперт от страховой компании заинтересован в расчёте минимальной выплаты, то независимый эксперт – беспристрастный (тоже в теории, разумеется).

Другие плюсы даёт не сама экспертиза как таковая, а возможность «выбить» через суд дополнительные выплаты, к числу которых относятся:

  • неустойка в виде расчёта 1% в день просрочки выплаты (или разницы между выплаченной суммой и рассчитанной независимым экспертом),
  • штраф со страховой организации в пользу истца в размере 50% от суммы ущерба (либо такой же разницы) плюс все другие расходы, в том числе неустойка.

В судебной практике 2020 года, однако, применяется судьями нередко применяется статья Гражданского кодекса о разумном уменьшении обеих вышеперечисленных сумм, вплоть до самых минимальных.

К примеру, если Вам независимый эксперт насчитал ущерб 100 000 рублей, а страховая выплатила 50 000 с просрочкой 50 дней, за экспертизу Вы заплатили 10 000 рублей, то по закону Вам полагается:

  • 50 000 рублей в виде недостающей к выплате суммы ущерба,
  • 25 000 рублей в виде неустойки (1% в день от суммы ущерба умножаем на 50 дней просрочки),
  • 10 000 рублей в счёт возмещения затрат на экспертизу,
  • штраф в размере 42 500 рублей (50% от всех вышеперечисленных сумм).

На практике же судья по своему усмотрению может уменьшить сумму неустойки и штрафа до 10 000 рублей каждую и даже меньше.

Источник: https://TonkostiOSAGO.ru/vyplata/nuzhna-li-nezavisimaya-ekspertiza-posle-dtp-i-kogda-eyo-provodit

Независимая экспертиза после ДТП: выгода или лишние траты?

Юридические консультации по страховым вопросам, ДТП, автомобильным и имущественным вопросам вопросам. Ежедневно с 9.00 до 21.00 Москва и МО: +7 (499) 653-60-72 (доб. 931)С-Петербург и ЛО: +7 (812) 426-14-07 (доб. 139)Бесплатный звонок по России: +8 (800) 500-27-29 (доб. 355)

  • Кем и когда проводится независимая экспертиза после ДТП, сколько стоит услуга, кого следует пригласить, какие документы приготовить, как выбирают эксперта
  • Авария на дороге – дело неприятное и хлопотное, особенно когда начинаются разборки со страховой компанией, которая пытается урезать страховое возмещение до минимума.
  • Такие случаи нередки, и помочь водителю сможет независимая экспертиза после ДТП.
  • Рассмотрим подробнее, как проводят такую процедуру, кого следует на нее пригласить и многое другое, что может быть полезным любому автомобилисту.

Когда может потребоваться независимая экспертиза после ДТП

В первую очередь выясните, можно ли оформить данное происшествие по Европротоколу.

Ваши действия должны быть такими:

  • Установите виновника столкновения. Ущерб пострадавшей стороне возмещается по ОСАГО.
  • Если убыток незначительный и подходит под условия Европротокола, заполните бланк извещения о ДТП, укажите в нем подробности случившегося, нарисуйте схему. Документ обязаны подписать оба водителя.
  • Если имеются свидетели инцидента, запишите их данные в извещение.
  1. Если составление Европротокола невозможно, вызывайте инспектора ГИБДД с тем, чтобы он сам оформил инцидент и выдал вам справку.
  2. Зачастую степень и характер повреждений невозможно оценить на месте, тогда осмотр приходится проводить на СТО страховщика.
  3. Однако более предпочтительным для вас вариантом станет обращение в независимую экспертную компанию, так как специалисты такой фирмы не представляют интересы ни одной из сторон.

Как выбирать фирму

Многие испытывают определенные трудности с выбором компании, которая может выполнить такую работу. Некоторые организации сотрудничают со страховщиками, и именно туда вас может отправить менеджер вашей компании.

Однако лучше осуществлять выбор собственными силами. Посетите форумы автомобилистов, почитайте отзывы, изучите рейтинги независимых оценщиков.

Отобрав несколько вариантов, проверьте следующее:

  • репутацию компании;
  • стаж работы;
  • наличие страхования ответственности;
  • принцип оформления договора;
  • входит ли компания в СРО;
  • есть ли в ней хоть один сотрудник, состоящий в реестре экспертов Минюста РФ.

Вы можете попросить специалиста показать примеры его работ. В частности, решения, которые были приняты судом по подготовленным им отчетам.

Спросите его об опыте работы, образовании. Помните, что услуга дорогая и доверять такую работу надо лишь высококвалифицированному опытному специалисту.

Зачем нужна экспертиза

Виновнику аварии придется заниматься восстановлением своего авто за свой счет, если у него нет полиса каско. А вот пострадавшему положена компенсация ущерба по ОСАГО.

Однако полноценное возмещение автомобилисты получают не всегда. Страховщики всеми способами пытаются сэкономить и урезать сумму возмещения, используя различные уловки и схемы.

В отдельных случаях ситуация усложняется тем, что никто не признает себя виновным в столкновении, каждый участник аварии дает свои, отличные от другого, показания, а свидетелей случившегося нет.

Независимая экспертиза автомобиля после ДТП здесь незаменима. Она поможет не только выявить все повреждения, но и понять, кто реально виноват в случившемся.

Задача эксперта заключается в изучении состояния транспортного средства, описании дефектов, сопоставлении фактов (скорости каждого автомобиля, расположения после столкновения и др.).

Результаты отражаются в официально составленном отчете, который выдается заказчику. Там указывается общая величина ущерба и описываются основные моменты произошедшего.

При необходимости может быть установлена и рыночная стоимость ТС.

Использование независимых экспертных услуг гарантирует вам объективность оценки причиненного ущерба. Рекомендованные страховщиком фирмы могут находиться в тесной взаимосвязи с ним и в интересах партнера занижать истинный размер убытка.

Если вы по указанию страховщика предоставили свое транспортное средства специалисту такой компании-партнера и у вас остались сомнения в объективности данной им оценки, ищите независимую фирму и заказывайте экспертизу повторно.

Чаще всего к услугам независимых техников-экспертов обращаются пострадавшие в аварии автомобилисты, желающие получить справедливое возмещение.

Не торопитесь сразу после случившегося восстанавливать машину. Дождитесь, пока вопрос о выплате возмещения окончательно решится. Если вы согласитесь с предложенной суммой и сдадите свое авто в ремонтную мастерскую, повторная оценка будет уже невозможна.

Независимый оценщик не заинтересован в подтасовке фактов и занижении величины убытка, его задача – хорошо сделать свою работу и получить за это деньги.

Поэтому он даст максимально адекватную оценку. Порой разница между отчетами специалистов страховой и независимой фирмы бывает достаточно большой.

Какие требуются документы

При заказе независимой оценки вам потребуется следующее:

  • регистрационные документы на ТС;
  • копии всех справок, протоколов и прочей документации, подтверждающей факт аварии и переданной в СК для оформления убытка;
  • направление на экспертизу в случае отправки пострадавшего в организацию, являющуюся деловым партнером вашей страховой компании.

Как осуществляется оценка

Порядок проведения экспертизы независимым специалистом регламентируется специальным положением ЦБ РФ. Данный процесс осуществляется в следующем порядке:

  1. Выбирается компания.
  2. Заключается договор на оказание услуги.
  3. Производится оплата.
  4. Согласовывается дата, точное время.
  5. Отправляется телеграмма виновнику аварии и СК с приглашением присутствовать при осмотре.
  6. Проводится экспертиза.
  7. Обнаруженные дефекты, повреждения фиксируются фото-, видеооборудованием.
  8. Готовится смета, где учитывается рыночная стоимость требующих замены или восстановления деталей.
  9. Клиент получает готовое заключение и подписывает акт передачи-приемки.

Осмотр и подготовку документации осуществляются в установленный срок, равный 3 дням.

В случае, когда планируется независимая экспертиза по ОСАГО, на нее приглашают виновника аварии и представителя СК. Сделать это надо телеграммой либо заказным письмом (желательно с уведомлением) не позднее, чем за 5 рабочих дней до согласованной даты.

  • Образец телеграммы виновнику ДТП на независимую экспертизу.doc
  • Образец телеграммы в страховую компанию о проведении независимой экспертизы.doc
  • В отчете, который получает клиент, должны содержаться следующие сведения:
  • цель проведения,
  • личные данные потерпевшего,
  • общая сумма убытка,
  • ссылки на нормативные акты,
  • дата аварии,
  • данные о полисах всех участников ДТП, а также об их страховых представителях,
  • стоимость услуги,
  • подпись специалиста-оценщика,
  • подпись главы фирмы, печать.

Копия заключения, выданного экспертом, хранится в течение 3 лет.

Результат проведенной оценки вносится в отчет, страницы которого подлежат нумерации, прошивке и скреплению печатью. Один экземпляр получает заказчик, другой – представитель СК.

Данный документ является основанием для выплаты потерпевшему компенсации в том размере, который определен независимым экспертом.

Если страховая компания не согласна с величиной возмещения, дело решается в судебном порядке. В этом случае может потребоваться проведение еще одного обследования.

Сколько это стоит

Цена услуг эксперта зависит от вида работ, сложности, сроков, степени повреждения автомобиля. Процедура оценки легких повреждений (до 5 позиций) может оцениваться в 3500 руб. и выше.

Сложные случаи (20 и более поврежденных деталей) стоят примерно вдвое дороже. За срочность вас попросят доплатить 10-15% от суммы заказа.

Платить за независимые экспертные услуги придется самому потерпевшему. Однако в случае, если он выиграет дело в суде, страховщик будет обязан покрыть и эти расходы.

Поэтому обязательно сохраняйте все платежные документы, полученные в экспертной компании. Они могут пригодиться.

Какие виды экспертиз проводят сторонние фирмы

Наиболее распространенной услугой сторонних экспертных организаций является выявление повреждений и определение величины ущерба. Однако существуют и другие виды экспертиз. Это:

  • Трасологическая. Изучается место происшествия, траектория движения каждой машины, тормозной след, фиксируются все детали, анализируется произошедшее, устанавливается виновник столкновения.
  • Автотехническая. Внимание специалиста фокусируется на поведении каждого водителя перед и во время ДТП, исходя из этих данных, он определяет степень виновности каждого.
  • Автотовароведческая. Эксперт оценивает состояние авто, осматривает экстерьер, внутреннюю часть ТС, оценивает ущерб.

Не затягивайте с проведением экспертизы. Проведите оценку сразу после ДТП, и вы сможете сэкономить свое время, силы, нервы.

Когда  приглашают виновника ДТП и представителя СК

В обязательном порядке приглашения нужно рассылать в следующих случаях:

  1. Если эксперты страховщика не осматривали поврежденное транспортное средство. При намерении провести экспертизу сразу в независимой компании потерпевший обязан пригласить на нее виновника столкновения и сотрудника СК. Уведомление отправляется в письменном виде минимум за 5 дней до процедуры.
  2. Если данное дело решается арбитражным судом и участники конфликта являются юридическими лицами. Уведомление отправляется телеграммой заранее.
  3. Если осмотр экспертом проводится повторно по причине занижения размера возмещения по ОСАГО. Присутствие страховщика при осмотре обязательно.

Итоги

Обращение к услугам независимой экспертной организации поможет пострадавшему водителю восстановить справедливость и получить адекватную компенсацию за причиненный ему ущерб.

Положительные стороны такой процедуры очевидны. Эксперт объективно оценивает размер убытка, опираясь на закон и действующие нормативы, его отчет не зависит от интересов и требований страховщика.

Среди негативных моментов стоит отметить дополнительные затраты, которые после проигрыша в суде пострадавшему автомобилисту возмещены не будут.

Также может возникнуть необходимость обратиться в суд, если страховщик или причинившее ущерб лицо не будут согласны с выводами независимого эксперта.

Хитрости экспертизы после ДТП

Источник: https://proins.ru/dtp/nezavisimaya-ekspertiza

Основные виды экспертиз при ДТП

Какие виды диагностик назначаются при ДТП. Что они выясняют и к каким выводам приводят?

Мы постараемся ответить на этот вопрос и более детально рассказать о разных видах экспертизы.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 938-51-93 Москва +7 (812) 467-38-65 Санкт-Петербург

Показать содержание

Автотехническая проверка

Она помогает определить причинно-следственную связь между ДТП и поломками: возникли ли они в результате столкновения или стали его фактором? Автоэксперт имеет право работать с исходными данными. Именно он может повлиять на итоговое постановление о виновности водителя.

Криминалистический осмотр

Во время проверки эксперт исследует:

  • VIN-код (идентификационный номер из 17 символов, находится в свидетельстве о регистрации ТС).
  • Номера кузова, силового агрегата и шасси.
  • Участие автомобиля в ДТП и угоне.
  • Сделки с машиной.

Судебный анализ

Необходим, если в ДТП пострадали люди. По следам крови, волосам и другим биоматериалам эксперт способен выяснить:

  • кто находился за рулем в момент происшествия;
  • были ли трезвы участники ДТП;
  • какой вред и каким образом был причинён потерпевшим.

Трасологическая экспертиза анализирует следы, оставшиеся от автомобиля на месте происшествия и на машинах-участниках ДТП. Это может быть что угодно: от отпечатков шин до вылетевших деталей. Проверка устанавливает, с какой скоростью и по какой траектории двигались транспортные средства. Выводы позволяют с высокой вероятностью назвать имя виновника происшествия.

Предлагаем к просмотру видео про трасологическую экспертизу:

Автотовароведческая

Суд в силах назначить собственную экспертизу для урегулирования конфликтных ситуаций. В таком случае оценка производится в рамках Федерального закона № 135 от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в РФ».

Комплексная

Исходя из названия понятно, что рассматриваемая экспертиза включает в себя комплекс из тех, о которых мы говорили выше. Она необходима, если для итогового судебного решения нужно привлечь экспертов разных специальностей. Они могут формулировать выводы независимо друг от друга либо, по специальному постановлению суда, работать в команде.

Закон говорит, что в заключение должно быть недвусмысленно указано, какой эксперт какое исследование проводил, к каким выводам пришёл и было ли это сделано в одиночку либо в коллективе.

Важно помнить, что даже если водитель попадает в аварию, в первую очередь, надо сохранять спокойствие. Желательно быстро найти (или всегда иметь на примете) квалифицированного юриста, знакомого с тонкостями судопроизводства о ДТП. И конечно же, на дороге надо вести себя предельно аккуратно и вежливо.

Источник: https://pravovoi.center/avtoyurist/avtoekspertiza/posle-dtp/vidy

Независимая экспертиза после ДТП: кем, когда и как проводится в 2020 году

Время чтения: 7 минут

Неизбежным последствием любого дорожно-транспортного происшествия является механическое повреждение транспортного средства, устранение которого стоит определённых финансовых затрат.

В такой ситуации важно правильно определить точную стоимость ремонта, а для этого часто требуется независимая экспертиза после ДТП.

Только она поможет непредвзято оценить масштабы причинённого вреда и уточнить затраты на восстановление.

В чем суть

Порядок проведения независимой экспертизы автомобилей регламентируются статьями 12 (ч.10 и 11), 12.1 Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”от 25 апреля 2002 г. и Правилами проведения независимой экспертизы Банка России.

Когда пострадавшая в результате ДТП сторона обращается за страховым возмещением по ОСАГО, страховщик обязан провести независимую экспертизу для определения суммы выплаты. Эта процедура часто проводится организациями, которые сотрудничают со страховой компанией.

В этой ситуации не исключены попытки умышленного занижения суммы имущественного ущерба с целью уменьшить размер страховой выплаты.

Автовладелец при несогласии с заключением эксперта, приглашённого страховщиком, вправе обратиться в другую организацию и заказать независимую оценку причинённого вреда.

Автоэкспертиза проводится также по запросу следственных и судебных органов при наличии пострадавших, получивших тяжелые повреждения, или погибших в результате ДТП. В этой ситуации проверка инициируется не только с целью оценки материального ущерба, но и для выявления виновников происшествия и определения степени их вины.

Виды экспертиз, проводимых после ДТП

В зависимости от обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, а также вопросов, на которые необходимо получить ответы, выполняют несколько видов автотехнических экспертиз. Они могут проводиться как по отдельности, так и в комплексе.

Трасологическая

При проведении трасологического исследования независимые эксперты должны установить скорость и траекторию движения транспортных средств в момент аварии.

Для этого они анализируют тормозные пути автомобилей, дорожные условия и другие параметры, позволяющие восстановить картину происшествия.

В обязательном порядке ведётся фото- и видеосъёмка места происшествия, исследуются все предметы и объекты, имеющие какое-либо отношение к аварии, составляются схемы ДТП.

Трасологическое исследование обстоятельств ДТП проводится для выявления виновника происшествия и обстоятельств, ставших причиной столкновения. Она также устанавливает, была ли у водителя, допустившего столкновение, возможность своевременно заметить опасность и принять меры для полной остановки транспортного средства.

Более подробную информацию можете узнать в статье о трасологической экспертизе.

Автотехническая

Техническая экспертиза транспортного средства направлена на установление технического состояния машины перед аварией. Она должна ответить на вопросы о том, как себя вёл автомобиль перед столкновением и могли ли причиной аварии стать какие-либо его неисправности.

Читайте подробнее о автотехнической экспертизе.

Судмедэкспертиза после ДТП

Если в результате столкновения автомобилей имеются раненные или погибшие, по требованию следственных и судебных органов проводится судмедэкспертиза.

Её задачей является определение тяжести травм, их последствий, а также установление степени вины подсудимого.

От результатов судмедэкспертизы напрямую зависят мера наказания, назначаемого судом, и размер компенсации за причинённый вред здоровью или потерю близких родственников.

Судебная

Если по ходу рассмотрения дела судья решит, что представленных фактов недостаточно для установления степени вины подсудимого или для определения масштабов имущественного вреда, он может назначить судебную экспертизу и составить перечень вопросов, на которые требуется получить ответы технических специалистов. При необходимости эксперта, проводившего исследования, могут вызвать на судебное заседание для дачи устных ответов на возникшие вопросы судьи, прокурора или адвоката.

Оценочная

Оценочная (автотовароведческая) экспертиза автомобиля или мотоцикла проводится с одной целью – установить точные масштабы имущественного вреда и определить цену ремонтных работ, которая включает стоимость запасных частей и услуг сотрудников СТО. Выявление причин аварии, а также её виновников или обстоятельств не входит в задачи оценочной экспертизы.

Экспертные организации

Как только появляется необходимость в экспертизе автомобиля, сразу возникает вопрос, где ее сделать. К выбору исполнителя данной процедуры следует отнестись ответственно, поскольку от её результатов напрямую зависит возмещение убытков. Организация, в которую вы будете обращаться, должна соответствовать следующим требованиям:

  • наличие положительных отзывов прежних клиентов;
  • опыт экспертной деятельности;
  • наличие страховки ответственности организации;
  • обязательное заключение договора с клиентами;
  • сотрудник экспертной организации, который непосредственно будет проводить необходимые исследования, должен быть включен в государственный реестр техников-экспертов, размещённый на официальном сайте Минюста РФ;
  • членство в одной из саморегулируемых организаций оценщиков.

Как провести независимую экспертизу

Перед тем как провести независимую экспертизу, необходимо определиться с организацией, сотрудники которой будут выполнять необходимые исследования. Выбором исполнителя занимается тот, кто заказывает процедуру. Поиск эксперта можно вести следующим образом:

  • воспользоваться реестром техников-экспертов Минюста РФ, где указываются не только личные данные специалиста, но и организация, в которой он работает;
  • самостоятельно искать через интернет или в других открытых источниках;
  • прислушаться к рекомендациям знакомых или родственников, которые уже имели опыт в проведении этой процедуры.

Логично возникает вопрос, кто организует независимую экспертизу. Этим должен заниматься её инициатор. Обычно это автовладелец, машина которого пострадала по вине третьих лиц. Он в первую очередь заинтересован в объективной оценке причинённого имущественного вреда и компенсации в полном размере.

После выбора экспертной организации процедура будет состоять из следующих этапов:

  1. Заключение договора между собственником автомобиля и экспертной организацией.
  2. Оплата исследования согласно действующим тарифам исполнителя.
  3. Когда делать экспертизу, заказчик и исполнитель решают совместно, согласовав дату и время процедуры.
  4. Инициатор должен оповестить о проведении независимой экспертизы виновника ДТП и страховую компанию телеграммой или заказным письмом.
  5. В назначенный день инициатор процедуры предоставляет свой автомобиль для проведения исследований.

Необходимые документы

Для проведения независимой экспертизы автомобиля в экспертную организацию нужно передать копии:

Порядок проведения независимой экспертизы после ДТП

Порядок проведения независимой экспертизы автомобиля следующий:

  1. Эксперт фиксирует все повреждения транспортного средства на фото и видео, а также составляет акт в установленной форме с перечнем деформированных и вышедших из строя деталей.
  2. Руководствуясь единой методикой определения расходов Банка России, эксперт составляет смету рыночной стоимости деталей, требующих замены, и ремонтных работ.
  3. Заказчику экспертизы выдаётся заключение с результатами проведённых исследований.

Заключение техника-эксперта, как того требуют Правила Банка России, должно содержать:

  1. Порядковый номер документа и дату его составления.
  2. Полное наименование организации с указанием организационной формы, его фактический и юридический адрес. Если специалистом является индивидуальный предприниматель, то в заключении указываются его Ф.И.О., дата рождения, место жительства, дата регистрации в качестве ИП, номер свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
  3. Основание для проведения экспертизы автомобиля.
  4. Данные инициатора – Ф.И.О. и место его проживания или полное наименование юридического лица и его адрес.
  5. Перечень объектов, предоставленных заказчиком для проведения экспертизы. Данные автомобиля с указанием актуального пробега и даты начала эксплуатации.
  6. Сведения о полисах ОСАГО – как потерпевшего, так и виновника ДТП с указанием полного наименования страховых компаний.
  7. Технические вопросы, на которые должен дать ответы независимый эксперт по авто.
  8. Методы исследования, программное обеспечение и ГОСТы, которые использовались в ходе проведения экспертизы.
  9. Подробное описание проведённых технических исследований.
  10. Выводы по обстоятельствам, выявленным в ходе проведения экспертизы, по которым инициатор процедуры вопросы не задавал.
  11. Выводы эксперта по каждому из поставленных заказчиком вопросов.

Сроки проведения независимой экспертизы с момента заключения договора на законодательном уровне не регламентируются. Поэтому этот вопрос обговаривается сторонами в индивидуальном порядке. Факторами, влияющими на продолжительность процедуры, являются сложность поставленных перед экспертом вопросов и его загруженность.

Выводы эксперта должны быть изложены в виде ответов на вопросы в той же последовательности, в которой они перечислены в договоре. Все ответы формулируются чётко и по существу. Не должно возникать оснований для неоднозначного толкования. При невозможности ответить на поставленный вопрос указывается причина.

Документ подписывается специалистом, который непосредственно проводил исследования. Заключение перед выдачей инициатору экспертизы обязательно должно быть прошито с указанием количества листов. Копия документа хранится в архиве экспертной организации в течение трёх лет.

Участие виновника ДТП в экспертизе

О том, нужно ли приглашать виновника ДТП на экспертизу, уже говорилось выше. Способ уведомления законом не регламентируется, но в любом случае у инициатора процедуры должно быть подтверждение о том, что второй участник аварии был своевременно проинформирован о дате и времени проведения экспертизы. Лучше всего это сделать посредством телеграммы или заказного письма с уведомлением.

Должен ли виновник ДТП присутствовать на независимой экспертизе в обязательном порядке – на этот вопрос действующее законодательство ответ не дает.

Следовательно, инициатор происшествия сам решает, принять приглашение или отказаться.

Независимо от того, присутствует виновник аварии во время проведения исследования повреждений автомобиля или нет, за ним сохраняется законное право оспорить заключение эксперта.

Стоимость процедуры

На вопрос о том, сколько стоит независимая экспертиза автомобиля после ДТП, однозначно ответить невозможно.

Эту процедуру могут выполнять не только организации Минюста РФ, но и коммерческие предприятия (в том числе индивидуальные предприниматели), поэтому цена зависит от региона.

Например, в Москве при наличии повреждений 5 деталей инициатору экспертизы придётся заплатить от 3500 рублей, а когда речь идёт о 20 деталях и более стоимость составит от 7000 рублей.

Что влияет на цену

На стоимость независимой экспертизы автомобиля для суда влияют следующие факторы:

  • вид экспертизы;
  • сложность выполняемых работ;
  • количество поставленных инициатором вопросов;
  • степень повреждения автомобиля;
  • срочность (цена может вырасти на 10-15%).

Услуги техника-эксперта всегда оплачивает инициатор оценочных работ. Но в дальнейшем он вправе в судебном порядке требовать возмещение своих затрат с виновника ДТП или страховой компании, которая занизила стоимость восстановления транспортного средства.

Действия после проведения экспертизы

Если возникает вопрос, куда обратиться после ДТП – в страховую или в независимую экспертизу – второй вариант выбирают, когда автовладелец не согласен с суммой возмещения ущерба по ОСАГО.

Следовательно, после получения заключения техника-эксперта нужно снова обратиться к страховщику и составить досудебную претензию, которая является требованием доплатить недостающую часть компенсации.

Важно сохранить копию документа, на котором в канцелярии компании должны поставить входящий номер и дату регистрации. Претензию можно также отправить заказным письмом с уведомлением.

Представители страховой компании должны в течение 5 рабочих дней удовлетворить требование автовладельца или выдать ему письменный отказ. Согласно требованиям ФЗ об ОСАГО, в суд можно обратиться, если:

  • на досудебную претензию страховая компания выдала письменный отказ;
  • в течение 5 рабочих дней после получения претензии автовладелец не получил никакого ответа от страховщика – ни доплаты, ни отказа.

При составлении судебной претензии необходимо указать:

  • Дату обращения в страховую компанию, номер выплатного дела и сумму возмещения.
  • Дату проведения независимой экспертизы и полное наименование организации.
  • Своё несогласие с размером компенсации, полученного от страховщика.
  • Сумму материального ущерба, которая была установлена в результате проведённой экспертизы.
  • Требование автовладельца выплатить разницу между суммой компенсации, полученной от страховщика, и реальным размером ущерба, установленного экспертизой.
  • Просьбу о возмещении стоимости услуг экспертной организации и адвоката.

К претензии необходимо приложить заключение эксперта.

Можно ли оспорить заключение эксперта

При своём несогласии с заключением эксперта ответчик имеет законное право оспорить независимую экспертизу по ДТП в суде. Однако для этого должны быть весомые аргументы:

  • несоответствие сведений из материалов ДТП с данными экспертного заключения;
  • противоречия в выводах эксперта;
  • несоответствие заключения с имеющимися вещественными доказательствами;
  • сотрудник экспертной организации, проводивший исследования, является заинтересованным лицом.

При наличии оснований ответчик вправе ходатайствовать в проведении дополнительной независимой экспертизы.

Заключение

Стоит ли обращаться в независимую экспертизу, каждый автовладелец решает самостоятельно. В любом случае это его законное право, которым следует воспользоваться для полного возмещения нанесенного материального вреда. Главное – найти организацию, имеющую в своём штате опытных специалистов, прошедших аттестацию и включенных в реестр Минюста РФ.

Независимая экспертиза после ДТП: Видео

Источник: https://1avtoyurist.ru/dtp/ekspertiza/nezavisimaya-ekspertiza-posle-dtp.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Яндекс.Метрика