Ошибки в протоколе гибдд, советы на что обращать внимание

Оформление нетрезвых водителей — процедура не из самых простых. В ее тонкостях досконально разбираются только юристы и судьи Верховного суда. Во всяком случае, как показывает практика ВС, водителей оправдывают именно по причине нарушения процедуры.

Непонятно, почему эти нарушения происходят. То ли сотрудники ГИБДД плохо знакомы с этой процедурой, то ли некоторые из них нарушают ее сознательно. Ведь, как правило, нижестоящие суды на эти нарушения редко обращают внимание и лишают обвиняемых водителей прав.

Напомним, что сотрудники ГИБДД могут предложить водителю пройти освидетельствование на алкогольное опьянение на месте, если есть подозрения в нетрезвости. То есть предложить ему дыхнуть в алкотестер.

Но эта процедура, так же как и процедура отстранения от управления, должна проводиться либо в присутствии двух понятых, либо под видеозапись. Направление на медосвидетельствование также должно проходить либо в присутствии двух понятых, либо под видеозапись.

При этом видеозапись должна быть приложена к материалам дела. Однако не всегда эта формальность соблюдается.

Ошибки в протоколе ГИБДД, советы на что обращать внимание

Почта сократит срок хранения писем со штрафами ГИБДД

Так, например в январе этого года в городе Нерехта Костромской области был остановлен некто Малышев. Инспекторы решили, что он нетрезв, и провели алкогольное освидетельствование без понятых, но под видеозапись. Впрочем видеозапись к делу не была приложена. Более того, из-за неисправности видеоархива ГИБДД не смогло предоставить файл с этой записью по запросу суда.

Однако мировой суд счел это нарушение несущественным. С ним согласились районный и областной суды. Однако Верховный суд посчитал это нарушением порядка, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях. А составленные протоколы в связи с этим — недопустимыми доказательствами.

В итоге все решения нижестоящих судов по этому делу отменены, а производство по делу прекращено.

У инспекторов в Калужской области, которые остановили водителя Безрукова, камера работала и запись с нее была приложена к материалам дела. Водителю вменили управление в нетрезвом виде за то, что при проверке на алкогольное опьянение алкотестер показал 0,17 мг спирта на литр выдыхаемого воздуха.

Напомним, что факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха.

Если гаишники нарушают положенные процедуры при составлении протокола, то водитель должен быть освобожден в суде от наказания

Но согласно показаниям допрошенного мировым судьей инспектора Безруков трижды проходил освидетельствование. Сначала прибор показал 0,15 мг/л. После второго выдоха показания чуть-чуть поднялись. А после третьего выдоха прибор показал 0,17 мг/л. Именно эти данные и внесли в протокол. Всю эту картину проверки водителя подтверждает и запись видеорегистратора.

Верховный суд указал, что лицо привлекается к ответственности за те нарушения, в которых установлена его вина. При этом все сомнения толкуются в его пользу. Поэтому инспекторы должны были использовать то показание, которое прибор выявил при первом измерении. А это 0,15 мг/л.

То есть меньше возможной суммарной погрешности измерений. А если инспекторов эти показания не удовлетворили и у них остались подозрения, что водитель нетрезв, то у них есть возможность предложить ему пройти медицинское освидетельствование.

Однако они этой возможностью не воспользовались.

Поэтому Верховный суд отменил решения нижестоящих судов, а производство по делу прекратил.

Ошибки в протоколе ГИБДД, советы на что обращать внимание

Водителям будет проще сообщать в ГАИ о нарушителях

Случается даже, когда инспекторы забывают установить, кто же управлял машиной. С жалобой в Верховный суд обратился начальник одного из ГИБДД Приморского края.

Дело в том, что в отношении некоего гражданина Побережного было возбуждено административное производство за отказ от медосвидетельствования. Суд первой инстанции лишил его прав на полтора года и назначил штраф в размере 30 тысяч рублей.

Однако апелляционная инстанция отменила это решение. Отмену поддержала и кассационная инстанция.

Дело в том, что согласно свидетельским показаниям Побережный не управлял автомобилем. Причем сами инспекторы в суде показали, что из машины никто не выходил, а Побережный открыл окно с заднего пассажирского сиденья.

Начальник ГИБДД настаивал на том, что свидетели — заинтересованные лица, потому что близкие приятели обвиняемого. Однако в деле нет никаких доказательств, что именно он находился за рулем. Установить, кто управлял автомобилем, невозможно и по видеозаписи. Поэтому Верховный суд оставил решения апелляционной и кассационной инстанций в силе, а жалобу начальника ГИБДД без удовлетворения.

Иногда избежать наказания за управление в нетрезвом виде помогает непосредственно судебная канцелярия. Например, в один прекрасный момент в извещении о судебном заседании забыли указать дату и время его проведения.

При этом суд все-таки состоялся в отсутствие обвиняемого. И ему было назначено наказание. Однако апелляционная инстанция на основании того, что подсудимый не был должным образом уведомлен о времени разбирательства, отменила решение нижней инстанции.

А дело прекратила в связи с истечением сроков давности.

Источник: https://rg.ru/2018/10/22/vs-oshibki-inspektorov-gibdd-v-protokole-traktuiutsia-v-polzu-voditelej.html

Главные ошибки водителей при составлении протокола

Ошибки в протоколе ГИБДД, советы на что обращать вниманиеНа дороге, перед тем как водителю будет выписан штраф за нарушение ПДД, оформляется протокол, который заполняется рукой полицейского. Как правильно он должен быть составлен, где что подписывать и какую главную ошибку совершают большинство водителей?  Вас остановили за якобы допущенное нарушение правил. Вы уверены, что закон не преступали, спорите, но полицейский настроен вас оформить и уже достал чистый бланк протокола. Что-то там пишет. Пытаетесь объяснить, но гаишник не реагирует. В итоге вы на взводе, отказываетесь смотреть и подписывать составленный протокол. Знакомая ситуация.

  Спокойствие и ещё раз спокойствие! Большинство водителей считают, что после подписания протокола им однозначно светит штраф. Нет. Протокол — это процессуальный документ, служащий только основанием для возбуждения производства по делу. Да, в нём записываются предъявляемые вам факты нарушения, но это совсем не означает, что, подписав, вы признали свою вину. В протоколе имеете право указать, что не согласны с тем, в чём вас обвиняют.

  Главное: если оформление произошло, ни в коем случае нельзя отказываться подписывать протокол и уклоняться от участия в его заполнении, поскольку этим самым вы даёте возможность инспектору сделать это самостоятельно и заполнить так, как ему заблагорассудится. Таких случаев масса. С вашей стороны достаточно внимательно проверить заполненный бланк, грамотно заполнить и подписать в местах, где это нужно.    Протокол — это бланк формата А4 с большим объёмом мелкого текста. Впечатление, что его создали таким неудобочитаемым специально. Не у каждого хватает терпения прочитать, что там к чему, поэтому для удобства мы сделали образец, условно разделили его на пункты, которые должны быть заполнены, и даём пояснение, что и как должно в нём быть, а особо важные пункты пометим словом «важно».  Не весь протокол заполняется полицейским, но большая его часть, её мы выделили голубым цветом. Жёлтым — поля, где требуется ваше участие и подпись, зелёным — где должны писать либо свидетели, либо вы в связи с их отсутствием. Смотрите на образец и сверяйте его с пояснениями.

Ошибки в протоколе ГИБДД, советы на что обращать внимание1. Дата, время и место.

  Важно. Этот пункт должен быть заполнен с точностью до минуты. Именно точное время составления протокола в ряде случаев имеет очень большое значение. Например, если водителя подозревают в управлении автомобилем в состоянии опьянения, когда каждая минута дорога при проведении медэкспертизы.

  2. Должность, звание, фамилия и инициалы полицейского.

  3. Сведения о водителе: имя, фамилия, номер удостоверения и т. д. Важно. Проверьте, корректно ли всё указано.

  4. Марка, номер техпаспорта и госномер вашего авто.

 Проверить будет не лишним.

  5. Сведения об административных правонарушениях, совершённых ранее, и (или) судимости.

 Заполняется графа с ваших слов или же сверяясь с базой данных МВД.

  6. Язык производства.

 Вы можете указать язык, на котором желаете вести дело.

  7. Место, время совершения и существо административного правонарушения.

 Важно. Следует проверить, чтобы все указанные в протоколе нарушения соответствовали тем, что предъявляют на месте. Нередко бывает, что они разнятся. К примеру, на дороге вас остановили за непристёгнутый ремень, а в протоколе оформили за проезд на красный. Водитель из-за невнимательности замечает несоответствие гораздо позже, к примеру когда уже пошёл уплачивать штраф… На этих полях вам писать ничего не дадут, все неточности или своё несогласие с выводами гаишников вы можете указать в приложенной к протоколу объяснительной.

  8. Статья КоАП РК, нарушение которой вам вменяется.

 Важно. Согласны, что невозможно с собой возить целый КоАП, однако в любой книжке с ПДД, в конце, есть выдержки из кодекса, которые относятся к нарушениям ПДД. Такая книжка в бардачке лишней никогда не будет. Если её нет, попросите полицейских удостовериться в правильности указанной статьи.

  9. Название, номер, дата метрологической проверки технического средства и показания измерительных приборов.

 Важно. Не все знают, что радар, дымомер или тот же алкотестер, с помощью которых полицейские фиксируют нарушение, должны иметь действующий акт метрологической проверки. Если гаишники оформили, допустим, за превышение скорости, а данную графу расписать в итоге забыли (чаще — поленились), вы имеете полное право обжаловать протокол, мотивировав тем, что данные о вашем нарушении были получены с помощью неизвестного измерительного прибора.

  10. Сведения об участниках производства — это свидетели, понятые, потерпевшие, законные представители, защитник, переводчик.

 Важно. Нужное подчёркивается полицейскими, и их данные заносятся в протокол. Необходимо проверить точность, особенно когда вы не согласны, что нарушили правила. Если свидетели или понятые при составлении протокола отсутствовали, пишете своей рукой на каждой строчке, что их не было, и ставите рядом свою подпись. Это обязательный пункт, и попытки гаишников отказать вам в его заполнении неправомерны.

  11. Права и обязанности разъяснены.

 Тут ставятся подписи понятых, если они были. Если нет, пишете: «Отсутствовали» — и ставите свою подпись.

  12. Объяснение физического лица.

 Важно. Эта часть протокола для водителя самая главная, т. к. заполняется им. Именно её многие игнорируют либо заполняют под диктовку самих же полицейских. Если вы не согласны с инспектором, то в паре строчек, отведённых в протоколе, объяснить свою позицию не удаётся, так что имеет смысл написать следующее: «С предъявленным нарушением не согласен. Свои объяснения прилагаю на отдельном листе». Тут же ставится подпись водителя. Объяснительную необходимо будет написать отдельно, попросив у полицейских для этого чистый лист бумаги (у них он должен быть в наличии обязательно, как раз для подобных случаев). Если с нарушением согласны, пишете соответственно: «С предъявленным нарушением согласен».

  13. Иные сведения для разрешения дела.

 В этой графе полицейские указывают меру обеспечения производства, которая применена к нарушителю. Это может быть изъятие водительского удостоверения или водворение авто на штрафстоянку и другие сведения, необходимые в процессе рассмотрения.

  14. К протоколу прилагаются.

 Важно. Здесь полицейский должен указать, что прилагается ваша объяснительная на отдельном листе (проверьте!), а также все иные документы, приобщённые к делу.

  15. Для рассмотрения дела необходимо явиться по адресу.

 Указывается орган, куда вам необходимо будет явиться, дата и время, адрес учреждения, где будет рассмотрен ваш протокол и вынесено постановление. Вот постановление и является тем самым документом, который уже обязывает уплатить штраф за нарушение. Но о нём ниже.

  16. Подписи потерпевших, свидетелей, понятых.

 Если их не было, снова пишете: «Отсутствовали» — и ставите подпись.

  17. Права и обязанности, предусмотренные статьёй 744 КоАП РК, мне разъяснены.

 Ставите подпись, если полицейские их вам действительно разъяснили. Если никто ничего так и не разъяснил, пишете: «Права не разъяснены» — и ставите подпись.

  18. В юридической помощи нуждаюсь/не нуждаюсь.

 Лишним не будет, если подчеркнёте, что в помощи нуждаетесь. Поставите свою подпись. От адвоката всегда можно отказаться, если вдруг он не понадобится. Ответственности за это не предусмотрено, а так — вдруг понадобится?

  19. В переводчике нуждаюсь/не нуждаюсь.

 Подчёркиваете то, что считаете нужным, и ставите подпись.

  20. Подтверждаю, что указанные мною адрес места жительства (места нахождения), места работы, телефон и т. д. достоверны и ознакомлен с тем, что уведомление (извещение), направленное на указанные контакты, будет считаться надлежащим и достаточным.

 Тут тоже всё просто: проверяете данные, ставите подпись. Адрес стоит указать именно тот, где вы физически проживаете, ибо именно туда будут доставлены документы по вашему делу, а получить их в ваших интересах.

Читайте также:  Затор на перекрестке, какой штраф в случае затора в 2020 году

  21. Временное водительское удостоверение получил.

 Заполняется в том случае, если изымаются права. Ставите дату и подпись, если вам временное вручили. Если не получили, пишете: «Не получил» — и расписываетесь.

  22. С протоколом ознакомлен, копию получил.

 Важно. Контрольная подпись водителя. Если выдали копию, ставите дату и подпись. Если не выдали, так и пишите, что копию не получали. Кстати, про копию: очень советуем о ней не забывать, она понадобится.  Штраф оформляется на основании постановления, а не протокола. Составленный на дороге протокол поступает в органы, его рассматривают и выносят по нему это самое постановление. Если вы уверены, что нарушения с вашей стороны не было, явиться на рассмотрение вашего дела придётся, иначе штраф вам таки влепят, даже если в протоколе говорится, что вы не согласны с предъявленным нарушением. Увы, на практике отношение к этой части процесса очень халатное как со стороны органов, так и самих «оштрафованных», которые или забыли об этом, или не нашли времени явиться в указанный день и час, а полицейские лишний раз не торопятся напоминать им об этом. В итоге постановление штампуется без вашего участия, копия высылается вам на почту, и с этого момента за вами начинает числиться штраф.    Минимум: хотя бы ради того, чтобы гаишники не понаписали того, чего вы на самом деле не совершали. Ехали без ремня — платите за это нарушение, а не за проезд на красный.  Максимум: грамотное составление протокола и последующие действия помогут избежать серьёзных наказаний. К примеру, любимое инспекторами нарушение «выехал на встречку» во многих случаях можно и нужно оспаривать. Если, конечно, вы не собираетесь год ходить пешком.  Удачи на дорогах!

Источник: kolesa.kz

Источник: https://oo-dk.org/advice_for_drivers/57-glavnye-oshibki-voditelej-pri-sostavlenii-protokola.html

Пять лукавых ошибок гаишника при составлении протокола о нарушении ПДД

Ошибки в протоколе ГИБДД, советы на что обращать внимание

Как известно, знание — всегда сила, которая поможет водителю отстоять законность и справедливость при общении с инспекторами ГИБДД. Не секрет, что протокол об административном нарушении считается главным свидетельством вины гражданина, поэтому каждый автовладелец должен знать все тонкости заполнения этого документа и тщательно проверять правильность его оформления.

Как уже писал портал «АвтоВзгляд», водителю совсем необязательно покидать свою машину для составления протокола. Сотрудник полиции может его составить сам, но после этого обязан вручить вам для ознакомления, а при необходимости вы в праве внести туда дополнительные сведения и отметки.

Обычно считая себя полновластным хозяином положения, придорожный полицейский при составлении протокола может допустить ряд ошибок, от которых будет зависеть степень вашей вины. Как и почему он это сделает — сознательно или банально по неведению — вопрос отдельный. В любом случае, вы должны быть начеку и знать самые распространенные ошибки инспекторов.

Прежде всего, согласно Административному кодексу, протокол о правонарушении должен составляться инспектором ГИБДД незамедлительно (пункт 1, ст. 28.5). То есть, он не имеет право затягивать этот процесс, занимая личное время водителя, как это часто бывает.

В таком случае действия полицейского можно квалифицировать, как незаконное ограничение права на управление транспортным средством.

И тут вы даже можете настаивать на том, чтобы он составил протокол вашего задержания, где служивый должен указать основания для подобного решения.

Не разъяснил права и обязанности

В соответствии с КоАП, инспектор ГИБДД при составлении протокола обязан разъяснить права и обязанности гражданину, в отношении которого возбуждено дело.

Зачастую стражи порядка пренебрегают этим пунктом, несмотря на то, что в документе об этом делается обязательная отметка.

Так что смело требуйте, чтобы полицейский подробно просветил вас в ваших правах, а в обратном случае в графе «с протоколом ознакомлен…» укажите, что «права и обязанности не разъяснены».

Кодекс также строго предусматривает, что освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и направление на обследование в медицинское учреждение должно проходить в присутствии двух понятых. В обратном случае к материалам дела должна быть приложена видеозапись, что в протоколе также фиксируется. Невзирая на это, сотрудники ГИБДД частенько забывают и о понятых, и о видеофиксации.

Не отметил важные сведения

Как правило, при оформлении протокола полицейские пренебрегают указывать мельчайшие, но важные для вас подробности, способные влиять на исход дела. Тогда вам придется это сделать за него и самостоятельно вписать их в протокол.

Кроме того, стражи порядка не всегда спешат привлекать к делу запись видеорегистратора.

В этом случае вы должны указать в протоколе, что у вас имеется видеофиксация с регистратора движения, которую вы готовы предоставить в определенный срок в отделение ГИБДД.

Внес изменения в тексте

Имейте в виду, что после того, как вы расписались и вам вручили копию документа, любые изменения и дополнения в текст в одностороннем порядке вносить запрещено. Так что при дальнейшем рассмотрении дела вы должны убедиться, что копия протокола в точности соответствует оригиналу. К сожалению, никто из граждан не застрахован от случаев, когда изменения вносятся без их ведома.

Самый надежный аксессуар для колесного диска Ошибки в протоколе ГИБДД, советы на что обращать внимание Самый надежный аксессуар для колесного диска

Источник: https://www.avtovzglyad.ru/gai/pdd/2018-11-15-pjat-lukavyh-oshibok-gaishnika-pri-sostavlenii-protokola-o-narushenii-pdd/

На что обратить внимание при ознакомлении с протоколом — DRIVE2

Ошибки в протоколе ГИБДД, советы на что обращать внимание

На что обратить внимание при ознакомлении с протоколом

Некоторые водители не знают, на что нужно обратить внимание при ознакомлении с протоколом, который составил сотрудник ГИБДД. Между тем, грамотное ознакомление с протоколом и внесение в него своих возражений – это важный момент, влияющий на вероятность дальнейшего обжалования действий сотрудника ГИБДД.

На что водителю стоит обратить своё внимание при ознакомлении с протоколом?

Знакомиться с протоколом нужно по определенным правилам. Сначала автомобилист проверяет правильность заполнения в протоколе граф «дата, время и место составления» протокола. Почему очень важно чтобы эти графы были правильно заполнены (не просто заполнены, а именно правильно заполнены).

Дело в том, что сроки оформления протоколов должны быть минимальными, протоколы должны быть заполнены в строго определенных местах (например, в месте где было выявлено нарушение и сразу же после возникновения оснований для составления протоколов).

Инспектор, который допустил нарушения в части порядка оформления протоколов, может не заполнить определённую графу протокола или заполнить её неправильно. Если графа протокола будет не заполнена, то водитель не обратит внимания на нарушение и поставит свою подпись в протоколе.

Если сотрудник ГИБДД не выдаст водителю копию протокола и заполнит эту графу позднее, то получиться, что как бы водитель заверил свой подписью, что протокол содержит достоверные обстоятельства.

Потом автолюбителю будет сложно доказать допущенное сотрудником ГИБДД нарушение именно по причине того, что он не обратил своё внимание на этот момент при ознакомлении с протоколом.

По этой причине необходимо сразу же смотреть, чтобы все графы протокола были заполнены правильно и обязательно получать на руки копию составленного протокола. Если в протоколе есть незаполненные поля, то нужно указывать инспектору на это и просить ставить там прочерк. А расписываться за получение копии нужно только после того, как вам её реально вручили.

Также в протоколе об административном правонарушении есть графа о том, владеет ли автолюбитель русским языком или не владеет. Если автомобилист не владеет русским языком в достаточной мере, чтобы грамотно защитить свои права, то нужно проверить, чтобы данной графе в «владеет/не владеет» была сделана отметка, что водитель не владеет русским языком.

Важным моментом при ознакомлении с протоколом также является проверка водителем графы «фактически проживающий по адресу».

Дело в том, что адрес, где живёт водитель, может быть указан в данной графе неверно. Например, инспектор укажет не адрес места жительства водителя, а адрес его регистрации.

Помимо этого сотрудник ГИБДД может вообще перепутать и указать неверный адрес дома или квартиры водителя.

Если автомобилист не проверит правильность заполнения графы «фактически проживающий по адресу» и подтвердит своей подписью неверные данные, то его ждут неприятности. Самое худшее, что может быть для водителя в таком случае — дело будет рассмотрено без его участия (повестку конечно же направят по адресу указанному в протоколе, но адрес-то неверный).

Возможны и другие проблемы в случае не проверки автолюбителем сведений внесённых в данную графу. Например, из-за неправильного указания сведений водитель впоследствии не сможет перевести дело по месту своего фактического проживания. В отказе в удовлетворении ходатайства водителя будет ссылка на то, что он изначально указал другой адрес (суд подумает, что водитель что-то «мухлюет»).

Проверка графы «работает/не работает» также является важным моментом для водителя. В ряде случаев инспектор ДПС автоматически пишет в этой графе «не работает».

Далеко не всегда такая запись выгодна автолюбителю (могут побудить водителя на указание себя в качестве безработного со ссылкой на то, что при рассмотрении дела в суде якобы сообщит на его работу, что данный автолюбитель нарушает ПДД).

Например, если сотрудник ГИБДД обвинил водителя в нарушении ПДД предусматривающем арест, то указание себя в качестве безработного может привести к назначению наказания в виде ареста, а не штрафа (который может быть предусмотрен за данное нарушение). Ведь безработный штраф уплатить не сможет, а значит, ему нужно назначить арест.

При ознакомлении с протоколом обязательно нужно обратить внимание на графу «дата, время и место совершения административного правонарушения» и графу «существо нарушения».

Например, водителю вменяется выезд на полосу встречного движения в нарушение ПДД (нарушение знака или разметки). Понятно, что по данному делу очень важным является уточнение конкретного места, где якобы было совершено нарушение. Может быть, это место не вообще содержит или не должны содержать сплошной линии разметки, дорожного знака (на «бумаге» или в реальности).

Проверять нужно всё вплоть до номера дома в районе, которого как считает инспектор, было допущено нарушение. Правильность указания номера дома, к которому сотрудник ГИБДД «привязывает» ваш протокол – это также очень важный момент. Не секрет, что по умолчанию дело об административном правонарушении рассматривается по месту совершения предполагаемого нарушения.

Если инспектор не правильно укажет номер дома, то дело может быть рассмотрено не тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом (например, один номер дома – это судебный участок №1, а другой дом это уже судебный участок №2).

Графа «существо нарушения» — это ещё один важный момент. Ведь исходя из того что именно якобы нарушил водитель, он будет давать свои объяснения. До сих пор встречаются, что автолюбителю дают свои письменные объяснения, даже не понимая, в чём конкретно их обвиняют.

Особенно часто такую ситуацию можно встретить при одновременно составлении сотрудником ГИБДД двух протоколов или протокола и постановления. В этом случае водитель пишет в протоколе объяснения, которые имеют отношение совсем к другому делу.

Такая путаница идёт во вред автолюбителю.

Чтобы избежать этого он должен внимательно прочитать и уяснить для себя содержание графы «существо нарушения». После этого он сможет дать грамотные письменные объяснения по существу данного дела.

Далее в протоколе идёт графа, в которой написано по какой части и статье Кодекса РФ об административных правонарушениях пытаются привлечь водителя. Информация, содержащаяся в это графе важна для автолюбителя, так как, открыв КоАП РФ на странице с данной статьёй, он сможет понять, какое именно наказание ему грозит: штраф, арест, лишение водительских прав, обязательные работы.

Читайте также:  Штраф за остановку на мосту в 2020 году, когда остановка разрешена

Ниже расположена графа «сведения о свидетелях и потерпевших». Если у водителя есть свидетели, то он должен обратить внимание инспектора ГИБДД на необходимость заполнения этой графы путем внесения в неё их данных.

Если сотрудник ГИБДД откажется это сделать, то водитель сможет внести данные свидетелей в своих письменных объяснениях (соответствующая графа в протоколе расположена ниже).

В любом случае тогда в графе «сведения о свидетелях и потерпевших» должен стоять прочерк.

Если в графе указаны какие-либо свидетели, то нужно уточнить у инспектора кто эти люди. Водитель имеет право заявить ходатайство об опросе свидетелей, имеет право задавать вопросы этим людям и т. д. Свидетелям должны быть разъяснены их права и обязанности, они должны быть предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний.

Далее идёт графа о разъяснении автолюбителю его прав. Сотрудник ГИБДД обязан при составлении протокола об административном правонарушении разъяснить автолюбителю его права. Если инспектор этого не сделал, то нужно сделать отметку об этом в протоколе или потребовать от сотрудника ГИБДД исполнения своих обязанностей.

В законе указано, что права должны быть именно «разъяснены». Если автолюбителю что-то непонятно после прочтения статьи 25.1 КоАП и статьи 51 Конституции РФ, то он может требовать от инспектора именно разъяснения данных статей и перечисленных в них прав.

Это часть первая статьи «На что обратить внимание при ознакомлении с протоколом».

Источник: https://www.drive2.ru/b/479220769650377191/

Верховный суд решил, что ошибки гаишника в протоколе освобождают водителя от лишения прав

Верховный суд вернул права водителю, который проехался по встречной полосе. И только потому, что гаишник забыл указать, какой пункт правил нарушил водитель. Вывод Верховного суда важен для всех, кто за рулем. Если при оформлении протокола автоинспектор допустил ошибки или пропустил существенные детали, водитель от наказания освобождается.

Именно с такой ситуацией столкнулся некто Давыденко. Его остановили за движение по встречной полосе в Краснодарском крае на дороге между Джубгой и Сочи. Инспектор недолго думая указал в протоколе, что водитель нарушил часть 4 статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях.

А вот какой именно пункт правил дорожного движения нарушил водитель, чтобы ему вменили такую суровую статью КоАП, предусматривающую и лишение прав, в протоколе прописано не было.

Примечательно, что мировой судья не обратил на это внимание. Отсутствие конкретного нарушения в протоколе осталось незамеченным и районным судом Краснодара, а также Краснодарским краевым судом. В итоге Давыденко был лишен прав на 4 месяца.

Однако с подобными решениями нижестоящих судов не согласился Верховный суд. Несмотря на то что сам водитель не отпирался и подтверждал, что он двигался по встречной полосе, суды должны были установить, какое именно нарушение он совершил.

Он совершал обгон под знаком «обгон запрещен»? Были установлены требования по движению по полосам? Может, был обгон на пешеходном переходе или в конце подъема? Водитель поворачивал налево или разворачивался? А может, он объезжал препятствие или обгонял тихоходное транспортное средство?

Все эти нюансы имеют значение при принятии решения о том, нарушил ли водитель правила. И если нарушил, то по какой статье КоАП это нарушение надо квалифицировать. Само по себе движение по встречной полосе еще не означает нарушения. Двигаться по встречке можно и при обгоне, если обгон не запрещен, а видимость обеспечивает безопасность маневра.

Надо сказать, что не все эти нарушения квалифицируются по части 4 статьи 12.15 КоАП. А некоторые маневры — это вообще не нарушения.

Мировой суд не соизволил изучить обстоятельства нарушения. Нигде не указано, при каких условиях было совершено нарушение. То есть совершенно непонятно, в чем конкретно виноват Давыденко. И какое именно нарушение правил он совершил. Этим не озаботился ни городской, ни краевой суд.

Именно по этой причине Верховный суд посчитал, что решения судов несправедливы. Не было проведено всесторонней и объективной оценки обстоятельств совершения правонарушения. Кроме того, по закону при недоказанности обстоятельств дело подлежит прекращению. А так как в данном случае обстоятельства вообще не изучались, то говорить об их доказанности бессмысленно.

Стоит напомнить, что любое сомнение должно толковаться в пользу обвиняемого. Но, по всей видимости, увидев в протоколе уже готовую статью КоАП, судьи не заморачивались какими-либо сомнениями.

Верховный суд отменил несправедливые решения нижестоящих судов, а также прекратил административное дело. Водителя прав не лишили.

О таких тонкостях при составлении протокола большинство водителей даже не догадываются. И покорно принимают наказание. А необходимо знать, что ошибки инспектора при составлении бумаг по сути трактуются в пользу водителя.

Примечательно, что инспекторы ДПС то ли из-за лени, то ли по незнанию довольно часто пишут в протоколе, что нарушил пункт такой-то Кодекса об административных правонарушениях.

А КоАП — это список наказаний. Но прежде чем наказывать, надо указать за что. То есть указать, какой пункт правил дорожного движения нарушил водитель.

Например, корреспонденту «РГ» в подмосковных Бронницах за то, что он наехал колесом на сплошную линию, инспекторы пытались вменить часть 4 статьи 12.15.

Но они так и не смогли ответить на вопрос, какой пункт правил дорожного движения он нарушил. В итоге отпустили с миром и правами.

Инспектор должен установить именно факт нарушения правил дорожного движения, а не ответственность за него. Недаром после выявления нарушения на дороге дело направляется в административную группу, где разбором ситуации занимаются опытные юристы.

Кроме того, неграмотно оформленный протокол или постановление — это повод избежать ответственности. Водителю только надо промолчать. Ни в коем случае не вносить в документ никаких изменений.

А после, когда дело дойдет до суда, спокойно и уверенно его обжаловать на том основании, что не указаны обстоятельства нарушения.

По материалам https://rg.ru/

Источник: https://sevcenter-pravo.org/verxovnyj-sud-reshil-chto-oshibki-gaishnika-v-protokole-osvobozhdayut-voditelya-ot-lisheniya-prav-2/

Вс объяснил, когда протокол гибдд является недействительным

Верховный суд (ВС) РФ снова выступил на стороне водителей, указав инспекторам ГИБДД на необходимость составлять протоколы без ошибок и заполнять все графы документа: любой промах автоинспектора трактуется в пользу автомобилистов и является поводом вернуть им право садиться за руль. 

До высшей инстанции с жалобой дошёл житель Москвы, которого сотрудники ГИБДД остановили на Рублевском шоссе.

Они составили на водителя Land Rover Freelander II протокол об отказе пройти медосвидетельствование, и на основе этого документа сначала мировой суд столичного района Кунцево лишил его прав вождения и оштрафовал на 1,5 тысячи рублей, а затем Мосгорсуд признал это решение законным. Тогда автолюбитель обратился с жалобой в Верховный суд РФ, и судья Сергей Никифоров обнаружил в протоколе целый ворох нарушений, который подробно проанализировал. 

  • Временной сбой 
  • ВС напоминает, что к числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении, в котором, согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, должны отражаться: 
  • — событие административного правонарушения, 
  • — место и время совершения административного правонарушения.
  • «Установление места и времени совершения административного правонарушения имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, в частности для защиты лица, привлекаемого к административной ответственности.
  • Протокол об административном правонарушении — это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение», — отмечает ВС.
  • При этом в деле московского водителя протоколы содержали разные данные о времени совершения правонарушения: согласно одному документу правонарушение произошло в 2 часа 40 минут, а согласно другому — на сорок минут позже (в 3 часа 20 минут). 
  • Эту ошибку судья ВС РФ счёл существенной. 
  • Разъяснение прав 

Согласно части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, о чем обязательно делается запись в протоколе.

Игнорирование этого требования приводит к тому, что доказательства по делу признаются судами недопустимыми, подчеркивает высшая инстанция. Она ссылается на пункт 18 постановления пленума от 24 марта 2005 года №5 — при рассмотрении дела собранные доказательства должны оцениваться с позиции соблюдения требований закона при их получении.

«Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ и статьей 51 Конституции», — указывает ВС.

В данном случае в протоколе не отображено, что водителю разъяснили положения статьи 25.1 КоАП: в соответствующей графе документа его подпись отсутствует. Нет в деле и расписки о разъяснении автовладельцу его прав.

«Изложенное свидетельствует о том, что привлечённый к административной ответственности не был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав, что повлекло нарушение его права на защиту», — отмечает ВС РФ. 

Понятые и Конституция 

Высшая инстанция напоминает, что доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ). 

Эти данные устанавливаются протоколом, объяснениями привлекаемого к ответственности, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Не допускается использование доказательств, если они получены с нарушением закона, а отсутствие разъяснений норм КоАП и Конституции понятым относится к подобным нарушениям, отмечает ВС.

Он ссылается на письменные объяснения двух понятых, из которых усматривается, что им не были разъяснены положения статьи 25.1 КоАП и нормы статьи 51 Конституции, так как в документах нет их подписи об этом.

«Следовательно, протокол об административном правонарушении и письменные объяснения понятых являются недопустимыми доказательствами по делу и не могли быть использованы судом при вынесении постановления», — подчеркивает судья. 

Извещение правонарушителя 

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП дело должно быть рассмотрено с участием привлекаемого к ответственности, а исключение составляют случаи, когда имеются данные о надлежащем извещении правонарушителя о процессе, на который он добровольно и без уважительной причины не явился. 

Но в материалах рассматриваемого дела информация о надлежащем извещении водителя Land Rover о предстоящем судебном процессе отсутствует.

«Аналогичная информация отсутствует и в отчете автоматизированной информационной системы «ПК Мировые судьи». Из истории операции доставки регистрируемых почтовых отправлений уведомление об извещении (водителя) о дате судебного заседания находилось в стадии «обработка».

Таким образом, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, поскольку дело рассмотрено мировым судьей в отсутствие (водителя), который не был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела», — считает ВС РФ. 

Читайте также:  Штраф за проезд под знак грузовым движение запрещено 2020 г.

Он пришёл к выводу, что все ошибки, допущенные сотрудниками ГИБДД и судами, являются существенными, а значит нельзя считать, что по делу принято справедливое и верное решение.

В связи с этим ВС не только отменил решение о лишении водителя прав и наложении на него штрафа, но и прекратил административное преследование автомобилиста в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было принято решение. 

Алиса Фокс 

Источник: http://rapsinews.ru/judicial_analyst/20190204/294579556.html

«Любая ошибка или неточность в протоколе, оформленном инспектором ГАИ, — это зацепка для..

По словам адвоката Алексея Святогора, в большинстве случаев водителю даже не требуется обращаться в суд — в самой Госавтоинспекции, как правило, без проблем и волокиты отменяют спорные постановления своих сотрудников

Поводом к встрече с адвокатом Алексеем Святогором, известным по своим публикациям в защиту прав автомобилистов, стала неприятная история с нашими знакомыми. На парковке возле большого супермаркета они ухитрились задним ходом въехать в бордюр, прилично помяв заднее крыло.

Ни бетонная конструкция, ни другие автомобили не пострадали.

Посовещавшись, знакомые решили, что раз у них полное КАСКО (полис добровольного страхования транспортного средства), следовательно, пусть страховая компания и возмещает убытки — сколько можно платить страховщикам, пусть и они когда-нибудь заплатят.

Позвонили по телефону горячей линии в страховую компанию, где им пояснили, что для получения возмещения нужна справка из ГАИ. Поэтому, хочется или нет, а придется вызывать инспекторов для оформления документов о ДТП.

Гаишники приехали, составили схему, протокол и… изъяли у отца семейства права, обвинив его в создании аварийной ситуации. Мол, не выдержал безопасной дистанции. Теперь знакомые с волнением ждут предстоящего суда, сожалея, что не решили (хотя такая возможность была) все вопросы на месте.

Ведь судья может лишить главу их семейства права управления автомобилем на довольно приличный срок.

Ситуация, в которую попали наши знакомые, типична. Тем не менее, судя по количеству возмущенных звонков в редакцию, для очень многих она становится полной неожиданностью.

«В объяснении для суда можно указать, что вы совершили аварию, пытаясь избежать, например, столкновения с другим автомобилем»

— Алексей, многие водители уверены: если ты поцарапал свою машину об ограду или бордюр, то это вовсе не авария, за что же наказывать?

 — Как гласят правила, ДТП — событие, случившееся при движении транспортного средства, во время которого погибли или ранены люди либо повреждено само транспортное средство, — говорит адвокат Алексей Святогор.  — Есть повреждение, возникшее в результате движения,- есть ДТП.

В кодексе об административных нарушениях существует статья 124, предусматривающая наказание водителя, который нарушил правила, в результате чего получили повреждения транспортные средства, грузы, дорожные сооружения и так далее.

По данной статье предусмотрено взыскание в виде штрафа в размере 340-425 гривен либо лишение права управления транспортным средством сроком от шести месяцев до одного года. Так что формально, к сожалению, сотрудники ГАИ в этом случае были совершенно правы.

Иное дело, что они попытались обвинить водителя в создании аварийной ситуации (за такое правонарушение предусмотрен либо штраф в сумме 680-850 гривен, либо лишение прав на срок от шести месяцев до одного года). Это уже явный перебор. Аварийную обстановку можно создать лишь по отношению к другому автомобилю.

В результате его водитель должен был резко изменить скорость или направление движения, избегая столкновения. Главным доказательством в делах такого рода являются показания потерпевшего водителя (кому, как не ему, знать, что пришлось предпринять, чтобы избежать столкновения).

Впрочем, то, что инспекторы выбрали именно такую формулировку (создание аварийной ситуации), в случае с вашими знакомыми, возможно, даже хорошо. Это отличная зацепка для того, чтобы обжаловать действия инспекторов, сохранить права и не платить штраф.

— И все-таки, если дело в суде, прав могут лишить. Тем более, как я слышал, решения суда по таким делам теперь и обжаловать нельзя.

 — Вы немного ошибаетесь. Действительно, этим летом вступили в силу определенные изменения в законодательствo (их принято называть «судебной реформой»), но они вовсе не лишают вас возможности подавать апелляцию на решение суда первой инстанции, который, как вы полагаете, несправедливо лишил вас права управления.

А вот возможности обжаловать решение по апелляции и в самом деле нет: решение апелляционного суда вступает в силу немедленно (не забываем, что во всех остальных случаях на обжалование отводится десять суток и за соблюдением этого срока крайне важно следить).

Что же касается опасения, что вас могут лишить прав, то здесь не бояться нужно, а хорошо готовиться к судебному процессу…

— Некоторые адвокаты советуют заранее написать чистосердечное признание, тогда, вроде бы, прав не лишают.

 — В своих объяснениях для суда нужно, бесспорно, указать на смягчающие обстоятельства. К примеру, автомобиль для вас — средство зарабатывать на жизнь. Или, оставшись без практики вождения, вы утратите навыки управления автомобилем.

У кого-то в семье, возможно, есть тяжелобольной человек, которого необходимо возить на процедуры в больницу. Или вы, например, совершили правонарушение впервые (ситуации разные бывают). Но просто брать вину на себя, рассчитывая на снисхождение,- это неправильно.

Логика закона такова: виноват — отвечай. Горько смотреть на водителей, которые в качестве оправдания заявляют: дескать, не заметили пешехода, другой автомобиль или столб. Это не оправдание.

Иное дело, если вы совершили аварию, чтобы избежать столкновения с другой машиной, осуществлявшей опасный маневр.

Более того, в этом случае вас вообще могут не привлекать к ответственности, так как правонарушение хоть формально и было совершено, однако оправдано обстановкой, а ваши действия позволили избежать других, более тяжких последствий. Например, вы наехали на бордюр и ограждение, поцарапав свой бампер, но при этом ваш вынужденный маневр позволил избежать наезда на внезапно выбежавшего на дорогу ребенка.

Конечно, общих рекомендаций быть не может, каждое дело сугубо индивидуально. Но во всех случаях отличный эффект, на мой взгляд, может дать тщательное изучение документов. Не секрет, что инспекторы по невнимательности, а иногда и по незнанию, делают в бумагах множество ошибок.

Пишут, что протокол составлен в 11 часов, а нарушение произошло в 11 часов 15 минут (и эта несуразица в протоколе обозначена). Или в протоколе скорость автомобиля 85 километров в час, а в постановлении уже почему-то 90.

Или нарушение зафиксировано на пересечении улиц, которого формально не существует — улицы просто находятся рядом. Очень распространенная ошибка, когда инспектор пишет в протоколе, что к нему прилагается постановление номер такой-то.

Получается, сначала гаишник оштрафовал водителя, а лишь потом составил протокол? И такие ошибки дают основание для прекращения дела. Нужно лишь обратить на них внимание судьи.

«Постановление инспектора возможно обжаловать не только в суде или вышестоящем органе ГАИ, но и в прокуратуре»

— Нередко приходится слышать споры водителей: что лучше — жаловаться на действия инспектора ГАИ его начальству или сразу подавать в суд?

 — Я, как правило, обжалую все спорные решения инспекторов в самой ГАИ. Надо признать, что система рассмотрения жалоб там работает отлично. Как ни странно, но у милиции, похоже, есть показатели не только по количеству вынесенных штрафов, но и по числу отмененных постановлений.

Существуют специальные службы, которые контролируют работу своих сотрудников. Понятно, что они должны постоянно давать какой-то результат. Иногда получаешь просто потрясающие ответы. Однажды зимой меня поймали на «фару».

Я ехал по правилам, но не заметил знак ограничения скорости 50 километров в час со «снежинкой», то есть действующий во время снега. Увы, закон не дает четкой трактовки, что следует понимать под понятием «снег». Впрочем, зацепок для обжалования хватало и без этого.

Скажем, инспектор забыл указать в протоколе номер прибора, которым он определял скорость моего автомобиля. Постановление отменили, но с какой формулировкой! Оказывается, еще полгода назад было вынесено решение этот знак снять. И его вообще не должно было быть на том месте!

Похожий случай также произошел зимой и был связан с «Визиром». Свое обжалование я строил на том, что данный прибор имеет четкий температурный режим использования.

И в мороз его данные не могут приниматься во внимание. Постановление отменили. К слову, мало кто знает, что постановление инспектора ГАИ можно обжаловать не только в суде или вышестоящем органе ГАИ.

Можно подать заявление в прокуратуру.

— Говорят, надо только не забыть записать адрес подразделения ГАИ, в котором работает инспектор, который вас оштрафовал. Иначе непонятно, куда отправлять жалобу.

 — Это не проблема, обычно я пишу жалобу в Главное управление МВД области или управление ГАИ области. Их адрес найти легко, да и дело поступает на своеобразный контроль. Даже если жалобу «спускают» вниз, ответ на нее, как правило, контролируют. Обязательно указываю, что копия жалобы отправлена в Департамент ГАИ и областную прокуратуру (естественно, отправляю и туда).

— В последнее время часто приходится слышать от автомобилистов жалобы, дескать, далеко не у всех инспекторов есть новые алкотестеры, а прежние «трубочки» больше нельзя использовать.

Поэтому, если возникает подозрение, что ты «употреблял», гаишники сразу отправляют тебя на медицинский осмотр.

А закон этого вроде не позволяет: сначала инспектор в присутствии двух свидетелей должен провести осмотр на месте и лишь в случае если этого требует водитель, везти его в медицинское учреждение…

 — Инспекторы все делают правильно. Ведь есть не только алкогольное, но и наркотическое опьянение. Водитель может находиться под воздействием запрещенных для употребления за рулем лекарств. В этих случаях никакой алкотестер не поможет. Так что, такого водителя отпускать? Нет, конечно.

Существует совместный приказ Минздрава и МВД, который устанавливает признаки, дающие основания предполагать наличие у водителя состояния опьянения. Это, например, запах алкоголя изо рта, нарушение координации движения, изменение цвета кожи, дрожание пальцев, путаная речь, неадекватное поведение, заторможенность либо, наоборот, непонятная живость.

При наличии этих признаков (всех или некоторых из них) и начинается процедура проверки, тоже, естественно, зависящая от ситуации.

Другой вопрос, что сотрудник ГАИ не может просто сказать: «Оставляй машину, поехали с нами». Инспектор фиксирует результаты осмотра в протоколе, кроме того, дает официальное направление в экспертное учреждение. Формальностей много, и не все гаишники хотят их соблюдать.

Но как-то повлиять на инспектора в такой ситуации достаточно проблематично. Ведь любое ваше условие может быть истолковано как отказ от обследования. А наказание за это равносильно наказанию за нахождение за рулем в нетрезвом виде.

Но есть прецеденты, когда водитель, который оказывался трезв, однако из-за задержки для осмотра опаздывал на поезд или встречу, доказывал, что инспекторы действовали безосновательно, и требовал в связи с этим привлечения сотрудников ГАИ к ответственности, так что ситуация разворачивалась в другом направлении…

Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»

Источник: https://fakty.ua/122050-lyubaya-oshibka-ili-netochnost-v-protokole-oformlennom-inspektorom-gai-eto-zacepka-dlya-obzhalovaniya-shtrafa

Ссылка на основную публикацию