Что такое тахограф: назначение, устройство, виды, для чего нужна калибровка

Содержание

27.06.2019

Тахограф: что это, принцип работы, виды, применение и штрафы

Что такое тахограф: назначение, устройство, виды, для чего нужна калибровка

Главная Статьи Что такое тахограф и кому он нужен?

Водители, особенно управляющие грузовыми автомобилями и пассажирскими автобусами, хорошо знают, что такое тахограф. Эти контрольные приборы используются достаточно давно и устанавливаются на технику для контроля пробега, скорости, времени в пути и других показателей.

Требования к оснащению автомобилей тахографами со временем становятся более жесткими. Связано это с тем, что контроль движения с помощью бортовых самописцев позволяет снизить аварийность, обеспечив более безопасное вождение.

Тахограф что это такое?

Тахограф – это прибор, который устанавливается в автомобиле, подключается к его бортовой сети и инженерным системам. Основная функция устройства – регистрация в автоматическом режиме параметров движения транспортного средства и хранение этих данных в памяти с возможностью просмотра при проверке.

Современные приборы:

  • Фиксируют пробег автомобиля и скорость движения.
  • Фиксируют время вождения, отдыха и других работы, выполняемых водителем.
  • Регистрируют все денных, шифруют их и хранят в виде, защищённом от редактирования.

Устройство тахографа и принцип его работы

Устроен бортовой самописец достаточно просто. Основной блок располагается в кабине автомобиля таким образом, чтобы у водителя был доступ к лицевой панели с кнопками управления. Современные тахографы оснащаются экранами, на которые выводится основная информация о работе системы.

Система контроля подключается к бортовой сети машины для обеспечения питания. Автономная работа при выключенном двигателе гарантируется большой емкостью батареи. Кроме того, в прибор встраивается энергонезависимый модуль памяти, потому данные, записанные тахографом, сохраняются в любом случае.

Для передачи информации о движении ТС к прибору подключается датчик скорости. Подключение выполняется с помощью штатных разъемов.

Разновидности тахографов

Первоначальное автомобили комплектовались аналоговыми (дисковыми, механическими либо электронно-механическими) приборами. Сегодня же использование аналоговых самописцев не допускается законом. Кроме того, такие тахографы уже не выпускаются, так что найти исправную модель будет сложно.

Альтернативой являются цифровые самописцы, которые сразу собирают и обрабатывают информацию в цифровом виде. В РФ чаще всего устанавливают тахографы таких марок:

  • КАСБИ
  • ШТРИХ-ТахоRUS
  • VDO DTCO
  • Меркурий
  • АТОЛ и др.

Также возможна установка на машины некоторых устройств зарубежного производства, прошедших сертификацию и допущенных к эксплуатации в России.

Модули СКЗИ (НКМ), их назначение

В зависимости от того, какие рейсы выполняет автомобиль, требования к марке и конструкции бортового самописца могут различаться:

  • Для машин, которые выполняют международные рейсы, обязательным будет использование тахографов ЕСТР.
  • Транспортные средства, которые эксплуатируются в РФ, оснащаются тахографами с модулем СКЗИ/НКМ (навигационный криптозащитный модуль).

Блок СКЗИ – это система криптографической защиты данных, которая встраивается в бортовой самописец. Этот блок обладает высокой автономностью и включает собственный модуль памяти, ГЛОНАСС приемник, хронометр и акселерометр. Питание обеспечивается в том числе и от резервной батареи, потому криптографическая защита работает даже при обесточивании бортового самописца.

 Основная функция СКЗИ – сбор информации, ее шифрование и хранение. Данные от датчика скорости поступают в модуль СКЗИ, обрабатываться микропроцессором и хранятся в его памяти в зашифрованном виде. Изменение этих данных невозможно, а для доступа с дешифровкой нужно задействовать специальный электронный ключ.

На какие транспортные средства устанавливается тахограф

Универсальная конструкция бортовых самописцев позволяет устанавливать их практически на любые автомобили и другие ТС. Но для некоторых категорий транспорта оснащение контрольным устройством будет обязательным согласно закону.

Основной критерий, который определяет, нужно ли ставить тахограф – цель использования ТС. Если автомобиль или автобус эксплуатируются в личных целях, то прибор ставить не обязательно (но можно – так вы получите дополнительную информацию о режиме вожделения). Но если техника применяется коммерческой организацией, то без контрольного устройства не обойтись.

Согласно законам, тахографы обязательно ставятся на:

  • Грузовые автомобили, суммарная масса которых превышает 3,5 т (категории N2, N3)
  • Автобусы и микроавтобусы, конструкция которых предусматривает наличие 8 и более пассажирских мест, относящиеся к категориям М2, М3 (это касается также техники, задействованной для перевозки людей на пригородных и внутригородских маршрутах).
  • Грузовики, которые перевозят грузы различных классов опасности.
  • Самосвалы.
  • Краны-манипуляторы.

В список исключений попала военная техника, техника, принадлежащая силовым структурам, строительная и коммунальная спецтехника, троллейбусы и некоторые другие ТС,

Проверка устройства контролирующими органами

Разобравшись, что такое тахограф, и на какие транспортные средства нужно его устанавливать, стоит уяснить и особенности проведения контрольных мероприятий.

Поскольку для многих категорий транспортных средств наличие тахографов, а также о соблюдение требований по их эксплуатации и по режиму работы является обязательным, на трассах проводится контроль.

Проверку могут выполнять только сотрудники ДПС ГИБДД и контролеры Ространснадзора.

Причем если ранее проводились только совместные проверки (на пунктах весогабаритного контроля), то сегодня представители Ространснадзора могут проверять автомобили и самостоятельно.

Обратите внимание

В ходе проверки представитель контролирующего органа обязан удостовериться, что на машине установлен исправный прибор, конструкция которого соответствует действующим нормативам. Также проверяется сохранность пломб и отсутствие следов вмешательства в работу прибора.

Используя карту контролера, проверяются:

  • Временные интервалы вождения и отдыха.
  • Соблюдение требований по использованию индивидуальных тахокарт.
  • Соблюдение сроков поверки устройства.

Установка тахографа

Самостоятельно установить устройство в автомобиль не получится – для этого необходимо обращаться в сервисный центр, обладающий необходимыми разрешениями. Такие организации регистрируются в ФБУ «Росавтотранс» и получают лицензии на работу с криптографическим оборудованием.

При подготовке машины к монтажу мастера выбирают место для установки прибора с таким расчетом, чтобы водитель мог производить манипуляции, не отвлекаясь от управления автомобилем. Для этого может понадобиться монтаж специальных кронштейнов или прокладка трас для подключения системы.

Далее новый прибор распаковывается, подключается к бортовой сети и датчику скорости. Все соединения тщательно изолируются.

Само устройство и криптографический модуль активируются. После активации прибор калибруется для того чтобы гарантировать точность собираемых данных.

Заключительный этап монтажа – это пломбирование корпуса прибора. Установка пломб нужна для того, чтобы защитить систему от вмешательства, попыток редактирования данных или преднамеренной порчи. Тахограф в опломбированном корпусе устанавливается в гнездо и фиксируется.

Этапы калибровки

Правильная работа устройства (т.е. фиксация максимально объективных показателей времени, скорости и пробега) обеспечивается его периодической калибровкой. В ходе этой операции устройство настраивается таким образом, чтобы фиксируемые данные соответствовали объективным с минимальной погрешностью.

Первый раз систему калибруют при установке, затем настройка может понадобиться при ремонте, изменении технических характеристик транспортного средства, замене колес с изменением диаметра либо установке нового датчика скорости. Калибровать нужно также при нарушении пломбирования корпуса и при истечении двухлетнего срока с последней настройки.

Тахограф калибруют сначала на стенде, а затем — на дороге. На первом, стендовом этапе:

  • Контролируется целостность корпуса, отдельных элементов, сохранность пломб.
  • Проверяется корректность работы датчиков.
  • Тестируются электрические цепи.

Второй этап — дорожные испытания – включает:

  • Осмотр ТС.
  • Программирование системы.
  • Контроль и корректировку фиксации времени, скорости, пройденной дистанции.
  • Замер погрешности.

После завершения калибровки вся необходимая информация вносится в память, а корпус пломбируется. Отметка о калибровке с зафиксированной датой заносится в документацию к прибору.

Карта тахографа и её назначение

Доступ к функционалу системы и хранящимся в памяти данным невозможен без использования электронной ключ-карты. Тахокарты снабжается специальными чипами и обладают ограниченным сроком использования, потому периодически их надо перевыпускать.

Наиболее распространенная разновидность карт – карта водителя. Она персонализирована, т.е. выпускается на имя человека, который будет осуществлять управление транспортным средством с бортовым самописцем. Основная задача карты – идентификация лица, которое управляло машиной в определенный период времени.

Кроме этой разновидности также используются:

  • Карты мастерских — для монтажа, настройки и калибровки.
  • Карты предприятия — для доступа к данным, хранящимся в памяти прибора, их дешифровки и анализа (но не редактирования информации).
  • Карты контроллера – для доступа к хранящейся в памяти информации в ходе контрольных мероприятий.

Как пользоваться тахографом?

Конструкция бортовых самописцев проста, потому научиться работать с ними несложно. Но любой водитель должен запомнить базовый алгоритм, потому что его нарушение будет обязательно зафиксировано прибором. Это может привести к санкциям – как по отношению к самому водителю, так и по отношению к представителям компании.

 Количество водителей в экипаже1 водитель2 и болееНормаДопускаетсяМакс. время непрерывного управления4,5 часа4,5 часаМин. время перерыва45 минутразделение на интервалы не короче 15 минут45 минутМакс. время управления в сутки9 часовпо 10 часов х 2 дня в неделю>9 часовМакс. время управления в неделю56 часов90 часов в течение любых 2-х недель56 часовМин. время ежедневного отдыха11 часовпо 9 часов 3 дня в неделю, по 12 час в 2 интервала, один из которых не короче 9 часовв течение 30 час работы каждый водитель должен иметь отдых не менее 9 часов непрерывноМин. время еженедельного отдыха45 часовне менее 24 час45 часов

Перед тем как начать управление автомобилем, водитель обязательно устанавливает в свободный слот индивидуальную карту и активирует ее, вводя PIN-код. После этого на экране должна появиться фамилия водителя – это свидетельствует о том. кто карта принята и можно начинать работу:

  • Сначала водитель выбирает деятельность до начала смены — «Отдых» либо «Работа» (если перед вождением он уже выполнял свои обязанности – например, проводил приемку груза).
  • При включении зажигания режим «Вождение» включается автоматически, при этом на экране появляется пиктограмма в виде руля. Режим сохраняется даже в том случае, если машине стоит со включённым двигателем.
  • Режим «Отдых» в разных моделях устройств активируется по-разному: либо автоматически, при отключении двигателя, либо нажатием соответствующей кнопки.

Карта извлекается из гнезда нажатием на специальную кнопку после завершения рабочей смены.

Современные модели самописцев оснащаются встроенными термопринтерами для ежедневной распечатки данных из памяти устройства. Распечатка также проводится по требованию сотрудников контролирующих органов, потому важно. Чтобы принтер был исправен, и в нем всегда была бумага (необходимый запас в кабине – минимум 2 рулона).

Штрафы за нарушения

Отсутствие тахографа, его неисправность или несвоевременная поверка/замена СКЗИ с точки зрения закона считаются нарушениями. Также к нарушениям относится эксплуатация самописца без карты водителя, с чужой либо просроченной картой или невозможность распечатки данных по требованию сотрудника ДПС.

В зависимости от того, кто будет признан виновником нарушения, статья 11.23 КоАП устанавливает такие суммы штрафов:

  • до 3 тыс. рублей для лиц. Непосредственно управляющих ТС.
  • до 10 тыс. — для должностных лиц, ответственных за нарушения.
  • до 30 тыс. — для юридических лиц.

Неустановленный/ неработающий/несоответствующий законодательству тахографОтветственное лицоСейчасСтанетВодительот 1 000 до 3 000 рублейот 3 000 до 5 000 рублейДолжностное лицоот 5 000 до 10 000 рублейот 7 000 до 10 000 рублейЮридическое лицо и ИПот 20 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 сутокЧитайте также:  Мониторинг за автотранспортомНесоблюдение режима труда и отдыха водителейОтветственное лицоСейчасСтанетВодительот 1 000 до 3 000 рублейот 3 000 до 5 000 рублейДолжностное лицоот 7 000 до 10 000 рублейЮридическое лицо и ИПот 20 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Зная, что такое тахограф, как он устроен, и как его нужно правильно использовать, вы можете гарантировать отсутствие претензий со стороны ДПС и других контролирующих организаций. Кроме того, оснащение техники самописцами дает возможность повысить эффективность и безопасность перевозок.

Источник: http://EraGlonass.ru/chto-takoe-tahograf-i-komu-on-nuzhen/

Для чего нужен тахограф в автомобиле?

Что такое тахограф: назначение, устройство, виды, для чего нужна калибровка

С 1 апреля 2014 года статья 11.23 КоАП РФ обязала водителей нескольких категорий автотранспорта оснастить свои технические средства специальным устройством — тахографом.

Что это такое, зачем его устанавливать и какие функции выполняет тахограф — узнаете из нашего материала.

Тахограф — специальный измерительный прибор, контролирующий движение машины в пути. Это небольшое устройство регистрирует и сохраняет важнейшие показатели, такие как:

  • скорость движения;
  • маршрут;
  • соблюдение ПДД;
  • режим труда и отдыха.

Первоначально назначение тахографа ограничивалось рамками сохранения жизни и здоровья водителей, а также для сокращения случаев ДТП. Сегодня цели установки данного прибора расширились.

С помощью тахографа фиксируется скоростной режим, средняя скорость, периоды работы водителей. Прибор даёт возможность пресекать нарушения скоростного режима и чрезмерную усталость экипажа.

В соответствие с международным договором ECTP, въезд на территорию стран Евросоюза автотранспорта, поставленного на учёт в ГИБДД после 16 июня 2010 года и не оборудованного цифровыми тахографами, запрещён.

Важно

Установленный на российский автомобиль тахограф открывает доступ на территорию всего Евросоюза.

В России с 01.04. 2014 г. наличие тахографа является обязательным условием для всего колёсного транспорта, принадлежащего юрлицам и индивидуальным предпринимателям.

Из чего состоит и как работает тахограф?

Принцип работы всех тахографов, как правило, одинаков:

  1. Любой прибор содержит датчик скорости, позволяющий фиксировать скорость движения автотранспорта и оставленное позади расстояние.
  2. Второй важный элемент тахографа — аккумуляторная батарея, за счёт которой ведётся учёт данных.
  3. Третий компонент — бортовое устройство, контролирующее режим работы и отдыха водителя, а также оптимальную скорость.

Тахографы производятся двух типовых размеров:

  • круглые (устанавливаются в гнездо спидометра);
  • приборы радиоформата (устанавливаются в гнездо автомагнитолы).

По типу различают тахографы:

  • цифровые;
  • аналоговые (электронно-механические).

Последняя разновидность была распространена только на заре появления прибора. На сегодняшний день они считаются устаревшими, поскольку не содержат средств криптографической защиты информации; такой тахограф при желании можно легко обмануть.

Современный мир постепенно переходит на цифровые приборы, и в России с 2019 года планировалось запретить к использованию аналоговые тахографы. Однако изменения в законодательстве наступили гораздо раньше.

10 февраля 2016 года агентство Росавтотранс опубликовало письмо, согласно которому с 01.07.2016 г. в России запрещается эксплуатация тахографов аналогового образца. При этом аналоговым будет признан любой прибор, не оборудованный криптозащитой.

Цифровые тахографы фиксируют всю информацию во встроенной памяти. Полученные сведения надёжно защищены от несанкционированного доступа, поэтому обмануть такой прибор почти невозможно.

Доступ к памяти цифрового тахографа можно получить только с помощью специальных карт, которые бывают 4 видов:

  • личная карта водителя (для работы на автомобиле);
  • карта мастерской, в которой обслуживают тахограф;
  • карта транспортной компании;
  • карта инспектора (для плановых проверок).

Какие тахографы разрешены к установке в России?

Тахограф, устанавливающийся на российских автомобилях, должен соответствовать требованиям, предъявляемым Приказами Минтранса №36 и №348.

Согласно новым данным, с 1 июля 2016 года допустимо устанавливать 2 разновидности тахографов:

  • приборы отечественного производства с блоком СКЗИ;
  • европейские приборы (ЕСТР).

Далее — список тахографов, прошедших сертификацию соответствия.

Марки российских приборов:

  • ШТРИХ-ТахоRUS SM;
  • КАСБИ DT-20M;
  • Меркурий ТА-001;
  • VDO DTCO 3283;
  • ТЦА-02НК ;
  • Drive 5 и Drive Smart;
  • EFAS V2 RUS.

Европейские:

  • VDO DTCO 1381 и SE5000 (Великобритания);
  • EFAS 4 (Австрия).

Монтаж устройства осуществляется специалистами поэтапно:

  1. Активация устройства.
  2. Установка.
  3. Калибровка.
  4. Проверка исправности.

На какие машины нужен тахограф в России?

Установка тахографов и дальнейшее их использование предполагается лишь в том случае, если автомобиль используется в целях коммерческой деятельности.

Частные лица, перевозящие свои грузы по стране, не подлежат тахографическому контролю. Однако люди, занимающиеся частными перевозками, зачастую тоже пытаются получить с машины коммерческую выгоду.

В этом случае тахографы должны быть оснащены специальным режимом работы АУТ. Включать его необходимо, если автомобиль не зарегистрирован в качестве коммерческого автотранспорта.

Тахографическому контролированию подлежат следующие виды транспорта:

  • автобусы, оборудованные более 8 мест;
  • грузовые автомобили, транспортирующие опасные грузы;
  • грузовые машины, транспортирующие грузы массой от 3,5 до 15 тонн.

Согласно ст. 11.23 КоАП РФ, за отсутствие или нерабочее состояние тахографа в указанных видах автотранспорта предусмотрены административные взыскания:

  • на должностное лицо фирмы-перевозчика — штраф от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на водителя – от 1 000 до 3 000 рублей;
  • на юрлицо — от 15 000 до 30 000 рублей.

На каких авто не нужен тахограф?

В перечень исключений входят следующие группы ТС:

  • автобусы, передвигающиеся в рамках городских и пригородных маршрутов;
  • троллейбусы;
  • военный автотранспорт;
  • автомобили внутренних органов;
  • трактора и погрузчики;
  • самоходные средства;
  • ТС старше 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок;
  • учебные ТС;
  • спецтехника (автокраны, эвакуаторы, пожарные автомобили, машины скорой помощи, пожарные автомобили, ТС коммунального хозяйства; машины дорожных служб, бетононасосы, автобусы для ритуальных услуг, бетононасосы, дома на колесах, передвижные телестудии и пр.).

Проверка тахографов

Если сотрудник дорожной полиции остановил автомобиль, на котором должен быть установлен тахограф, он вправе проверить следующее:

  1. Установлен ли тахограф и правильно ли он подключён.
  2. Имеются ли повреждения на защитной пломбе.
  3. Как работает прибор.
  4. Личную карту водителя и её показания.
  5. Соблюдает ли нормы маршрута водитель.

Мониторинг производится посредством именной карты сотрудника ГАИ, вставляемой в считыватель прибора.

Как использовать цифровой тахограф?

При работе цифрового тахографа водителю необходима личная карта, которая представляет собой формулятор с внедрённым микрочипом.

Карта выступает инструментом контроля над всеми действиями водителя по маршруту. Карточка является действительной 3 года, затем следует переоформление.

Чтобы правильно использовать цифровой тахограф, для начала необходимо изучить инструкцию по эксплуатации прибора и ознакомиться с режимом работы и отдыха водителей.

Алгоритм действий при пользовании цифровым тахографом:

  1. С самого начала рабочей смены водитель обязан вставить свою карту в слот цифрового тахографа чипом вверх. При правильной вставке на дисплее отобразятся данные собственника карты. Если прибор не читает карту или выдаёт её обратно, нужно срочно обратиться в сервисный центр, обслуживающий тахограф, для выявления причин неисправности.
  2. Если прибор исправлен, то после ввода данных водитель начинает движение, при этом тахограф автоматически регистрирует режим вождения.
  3. Во время остановки машины водитель обязательно проверяет текущий режим деятельности. После выключения ключа зажигания тахограф автоматически переходит в режим отдыха.
  4. По окончании смены водитель обязан вынуть свою карту, нажав на соответствующую клавишу.

Тахограф – это современное контролирующее устройство, которым целесообразно оснастить любую машину. В завершение статьи — несколько важных выводов:

  • ТС принадлежит юрлицу — тахограф должен быть!
  • ТС принадлежит индивидуальному предпринимателю — прибор должен быть!
  • ТС принадлежит физлицу, а управляет им частный предприниматель — тахограф необходим!
  • ТС принадлежит физлицу, который осуществляет перевозку пассажиров или грузов, – наличие тахографа обязательно!

Вас заинтересует:

Источник: http://pravo-auto.com/chto-takoe-tahograf-i-dlya-chego-on-nuzhen/

Что такое тахограф и для чего он нужен в автомобиле

Что такое тахограф: назначение, устройство, виды, для чего нужна калибровка

Работа водителем зачастую сопряжена с повышенными нагрузками для организма человека. Современные российские реалии вынуждают представителей этой профессии проводить за баранкой длительное время. Такой режим работы самым пагубным образом отражается на безопасности вождения и нередко приводит к печальным последствиям, как для водителя, так и для остальных участников движения.

Эта проблема, по мнению компетентных служб, должна была решиться с внедрением нового технического оснащения, обязательного для отдельно взятых категорий транспортных средств. Речь идёт о тахографе – устройстве, позволяющем отслеживать основные параметры автомобиля на протяжении всего пути следования.

Еще в 2014 вступил в силу закон, в соответствии с которым, водители ТС указанных категорий обязаны повсеместно использовать данное устройство регистрации. В случае нарушении указанного постановления, владелец ТС будет привлечен к административной ответственности.

Зачем нужен тахограф в автомобиле

Первоначально, внедрение тахографа в повседневную практику связывали с улучшением условий отдыха и труда водителей. Одна из первостепенных задач сводилась к тому, чтобы свести к минимуму статистику ДТП с участием водителей, нарушающих установленный режим.

Тем не менее, это далеко не единственное назначение представленного прибора. С его помощью становится возможным отслеживать различные важные эксплуатационные показатели.

С помощью данного бортового прибора осуществляется мониторинг:

  • нарушений ПДД;
  • следования по установленному маршруту;
  • режима труда и отдыха водителя;
  • скорости передвижения ТС.

Стоит отметить, что наличие данного устройства, по заверениям экспертов, гарантирует большую безопасность, как для водителя, так и для пассажиров. Ссылаясь на установленные правила и нормы, водитель не имеет права управлять ТС более 4 часов подряд.

Спустя положенное время, ему рекомендуется отдохнуть не менее 40 минут. Таким образом, если машина оборудована тахографом, водитель едва ли станет нарушать положенные нормы и подвергать жизни пассажиров опасности.

Кроме этого, с помощью тахографа производится отслеживание скорости движения ТС. Такая функция позволяет существенно повысить степень контроля и выявления злостных нарушителей скоростного режима.

Виды приборов

По мере появления тахографов, представленные устройства претерпевали различные изменения. Если раньше большая их часть относилась к аналоговому типу, то сейчас на смену им пришли более совершенные и компактные цифровые устройства.

Тахографы, в зависимости от способа исполнения делятся на два вида:

  • круглые (монтируются на место штатного спидометра);
  • прямоугольные (монтируются в штатное место автомагнитолы).

В настоящее время, аналоговые приборы полностью вытесняются цифровыми. Такая тенденция, прежде всего, связана с низким уровнем точности механических тахографов.

Начиная с 2016 года в России запрещается использование аналоговых тахографов любой марки. При этом под аналоговым подразумевается любой прибор, лишенный криптозащиты.

Тахографы цифрового типа прочно вошли в нашу жизнь. Они позволяют хранить большое кол-во информации, благодаря встроенному блоку памяти. Получить несанкционированный доступ к имеющейся в нём информации не представляется возможным, в связи с высоким уровнем защиты.

Любые попытки вмешаться в работу устройства влекут за собой административное наказание в виде штрафа. При работе с цифровым тахографом используется идентификационная карта. Она представляет собой пластиковый носитель личной информации водителя.

Существует 4 разновидности подобных карт:

  • персональная карта шофера;
  • специализированная карта (для сотрудников сервисных центров, обслуживающих устройство);
  • карта транспортной фирмы;
  • карта сотрудников ГИБДД (для проведения контрольных действий).

Читайте также:  Стоимость обучения в автошколе в 2016 году категория в

Представленные карты выдаются специализированными организациями, имеющими соответствующую лицензию.

Устройство и принцип работы

Тахограф, внешне, ничем не примечательный прибор, особенно в случае с прямоугольной версией. Тем не менее внутри он начинён, как говорится, по последнему слову науки и техники. Более доскональное его изучение позволяет выделить ряд его функциональных органов и узлов.

А именно:

  • дисплей и клавиши управления;
  • термопринтер;
  • сканирующее устройство;
  • модем;
  • датчик перемещения.

На дисплее тахографа отображается вся необходимая информация. Клавиши предусмотрены для ввода пин-кода и активации соответствующих функций. Термопринтер выводит на бумагу все отчетные данные о поездке. Считывающее устройство служит для распознания пластиковых носителей информации.

С помощью модема реализуется функция передачи данных абоненту сети сотовой связи по GPRS. Датчик движения позволяет регистрировать данные о скорости и пройденном расстоянии.

Один из ключевых компонентов любого тахографа – блок СКЗИ. Его назначение в общих чертах сводится к зашифровыванию всех регистрирующихся данных устройства.

Совет

Кроме этого, представленное аппаратное устройство предоставляет избирательный вывод информации. Иными словами, система, в зависимости от заложенных параметров работы, определяет, какие сведенья следует выдавать в каждом конкретном случае.

Указанный прибор активируется сразу после запуска двигателя. После этого вступают в работу все системы и датчики устройства.

Правила установки

Установка тахографа осуществляется исключительно в специализированных сервисных центрах и мастерских. При этом вышеобозначенные учреждения должны иметь лицензию ФСБ и отметку Минтранса. В противном случае, велика вероятность некорректной установки указанного прибора со всеми вытекающими последствиями.

Кроме этого, в случае поломок или выхода прибора из строя, перевозчик лишается гарантийного ремонта, и устранять неисправность ему придётся из своего кармана.

Перед монтажом тахографа, необходимо в первую очередь выбрать оптимально удобное для него место. Учитывая то, что пользоваться прибором придется практически каждый день, нужно позаботиться о его доступности. Также необходимо позаботиться о его надежном креплении, чтобы исключить его поломки, вследствие падения.

Закон запрещает производить монтаж тахографа самостоятельно. Тем не менее для общего развития, будет неплохо познакомиться с некоторыми нюансами его установки.

Алгоритм монтажа тахографа выглядит следующим образом:

  1. анализируется пригодность штатного спидометра и датчика скорости автомобиля;
  2. при необходимости производится замена спидометра и датчика скорости;
  3. монтируется проводка, связывающая самописец, спидометр и датчик скорости;
  4. проверяется исправность работы регистрирующего прибора;
  5. производится активация и пломбировка прибора;
  6. производится доводка и калибровка.

Такая процедура не занимает много времени. Как правило, перевозчику придётся потратить от 2 до 4 часов.

Нормы работы и штраф за отсутствие тахографа

Нормы работы по тахографу ориентированы в первую очередь на законодательные акты, предусматривающие определенный график режима работы. Он указывает на то, что водитель не должен находиться в пути без остановки более 4 – 4,5 часа.

Норма на отдых – не менее 45 минут.

Общая продолжительность управления ТС за сутки должна составлять не более 9 часов. При этом водитель должен иметь 2 выходных дня в неделю. Что касается междугородних маршрутов, то нерабочее время в данном случае уменьшается до 9 часов.

Административное взыскание налагается на физическое лицо в виде штрафа в случае отсутствия устройства, его некорректной работы или зафиксированного нарушения. В первых двух случаях, водителю придется заплатить порядка 2 – 3 тыс. рублей. А вот работодатель, за допущение подобных нарушений может «влететь» на 7 – 10 тыс. рублей.

Обязательная установка тахографа становится неизбежной. Стоит отметить, что отношение к нему у водителей и перевозчиков вовсе не однозначное.

Для кого-то данное нововведение не вызывает одобрения, а кому-то оно пришлось по душе.

Так или иначе, большинство европейских стран эффективно используют тахографы на протяжении многих лет, и результаты внедрения такого новшества превзошли самые смелые ожидания.

Источник: http://autovogdenie.ru/chto-takoe-taxograf-i-dlya-chego-on-nuzhen-v-avtomobile.html

Что такое тахограф в автомобиле, устройство, принцип работы, калибровка

Что такое тахограф: назначение, устройство, виды, для чего нужна калибровка

Сегодня есть разные категории автолюбителей: для одних назначение тахографа является загадкой, другие считают это устройство бесполезной тратой денег, а третьим приходится мириться с его установкой. При этом на практике данные изделия устанавливаются на коммерческом транспорте и выполняют ряд весьма полезных задач.

Назначение

Итак, какую функцию выполняет тахограф?

Первоначально устройство планировалось для защиты водителя, пассажиров и участников движения от возможного ДТП. Каким образом? – Путем контроля средней и максимальной скорости, а также времени смены водителя.

Не удивительно, почему тахографы получили максимальное распространение на коммерческом транспорте при перевозке товара на большие расстояния.

По сути, устройства держат «в узде» дальнобойщиков, не допуская чрезмерной усталости водителя и контролируя его поведении на дороге.

Усталый водитель

Обратите внимание

Конечно, в транспортной сфере применение тахографов не всегда оправдано, ведь они могут существенно влиять на эффективность каждого отдельно взятого водителя.

С другой стороны, одна допущенная ошибка со стороны дальнобойщика может привести к существенным затратам и даже трагическим последствиям. Следовательно, как всегда, из двух зол всегда приходится выбирать меньшее.

Не стоит забывать и еще одной важной функции таких устройств – наличии мощного приемника системы позиционирования. Это значит, что путь каждого автомобиля с тахографом можно отследить, что заставляет водителей четко следовать намеченному маршруту.

На территории РФ роль такой системы позиционирования выполняет ГЛОНАСС. И как показывает практика, точность подобных систем весьма высока.

ГЛОНАСС

Очень важный момент – защита собранной устройством информации, поэтому данные надежно страхуются системой криптографического шифрования. При этом наличие специального сертификата позволяет использовать устройство только сотрудниками правоохранительных органов.

Устройство

По виду и типу разъема современный тахограф чем-то напоминает привычную автомобильную магнитолу. К слову, данное устройство можно с легкостью поместить в уже существующий 1-DIN отсек.

Тахограф в 1-DIN отсек

Но есть и другая форма изготовления – по образцу спидометра (выполняется круглой). Но вне зависимости от формы, детали прибора отличаются незначительно.

В основе тахографа лежит:

Печатающее устройство.

Его задача – вывод накопленной информации на бумажный носитель. Здесь чаще всего применяется печать на термоленту (как и в обычных кассовых аппаратах).

Экран с кнопками.

Упрощает взаимодействие водителя и тахографа, позволяя максимально использовать функциональность устройства.

GPS модем.

Важно

Осуществляет передачу информации на сервер, где полученные данные могут находиться в течение нескольких месяцев, а то и лет (все зависит от поставленных задач).

Считыватель топографических карт.

Предназначен для распознавания того или иного члена экипажа.

Датчик движения.

Передает всю информацию в виде специальных шифров. Следовательно, модифицировать или изменить передаваемые данные не получится при всем желании. Если такие попытки будут иметь место, то они фиксируются в памяти тахографа.

Устройство тахографа

Но и это еще не все. В самом устройстве вмонтирован специальный криптографический модуль – так называемый блок СКЗИ. В нем встроен приемник, который «сотрудничает» с системой позиционирования .

Устройство подключается к бортовой сети и запускается после запуска мотора. После этого система выполняет возложенные на нее функции контроля скорости и времени.

В роли измерителей выступают встроенные датчики, вскрывать или демонтировать которые строго запрещено.

Распечатка цифрового тахографа

Виды

На сегодня можно выделить два основных типа устройств.

Аналоговые тахографы.

Истинные «первопроходцы» среди таких устройств. Но из-за устаревания системы они постепенно выходят из обихода.

Здесь информация записывается на круговую диаграмму с учетом сигналов, которые поступают от датчиков аналогового типа. Естественно, точность и надежность таких устройств очень «хромает».

Аналоговые тахографы

Цифровые тахографы.

Более современные и эффективные устройства, в основе которых лежит криптографический модуль.

Совет

Преимущество данной системы – большая надежность, точность глобального позиционирования, возможность эффективного хранения всей информации.

Именно этот вид изделий сегодня пользуется наибольшей популярностью (и, как показывает практика, весьма заслуженно).

Цифровые тахографы

Суть СКЗИ

Данный модуль расшифровывается, как «средство криптографической защиты информации». Его основная задача – защита записанной блоком информации от постороннего вмешательства (корректировки).

Внешне СКЗИ – небольшой корпусной элемент. В нем предусмотрен специальный разъем для подключения антенны и интерфейсный выход.

Внешне СКЗИ

К преимуществам модуля можно отнести весьма мощный криптографический процессор и энергонезависимую память. Работа блоков СКЗИ регулируется исключительно работниками служб безопасности.

Таким образом, блок СКЗИ выполняет три основные задачи:

  • защищает данные от корректировки;
  • работает с цифровой подписью;
  • производит согласование уже зафиксированной информации с существующим временным штампом. Это необходимо, чтобы предотвратить попытки вмешательства извне и корректировки временных параметров.

Активация СКЗИ

Особенности калибровки

Как и любое другое измерительное устройство, тахограф должен время от времени подвергаться процессу калибровки.

Основная задача данной процедуры – выставить такие коэффициенты, чтобы реальные зафиксированные параметры (скорость и ) соответствовали эталонным. При этом допускается небольшая погрешность в пределах класса точности устройства.

Тахографы необходимо калибровать в следующих случаях:

  1. При первичной установке устройства на автомобиль;
  2. При появлении временных погрешностей на встроенных часах больше, чем на двадцать минут;
  3. После выполнения ремонтных работ;
  4. После внесения изменений или проведения наладки в электрической цепи одного или нескольких датчиков;
  5. В случае снятия или нарушения пломбы, установленной на тахографе;
  6. При изменениях регистрационного номера автомобиля или некоторых его характеристик;
  7. В случае замены шин и увеличения длины окружности выше заданного предельного параметра;
  8. Через два года с момента последней калибровки или ввода тахографа в эксплуатацию.

Процедура калибровки тахографа

Особое внимание уделяется первичной калибровке. Сделать это необходимо в течение первых семи дней с момента монтажа устройства в автомобиле или же с момента получения нового регистрационного номера.

Калибровка состоит из двух основных этапов. Сначала проверка производится на специальном стенде и только после этого – в условиях реальной трассы. При этом каждая из проверок имеет свои особенности.

Так, стендовые испытания включают в себя:

  • проверку таблички с типом устройства (особое внимание уделяется читаемости информации и целостности устройства);
  • сверку информации на табличке с данными установщиков (мастерской);
  • проверку всех узлов тахографа, на которых должна прописываться такая информация, как номер детали, дата изготовления, разработчик и так далее;
  • проверку целостности пломб, которые установлены производителем и работникам мастерской, датчика движения и проводки.

Второй этап проверки (в реальных условиях) более серьезный.

Здесь проводятся следующие мероприятия:

  1. Программируется устройство с учетом калибровочного коэффициента;
  2. Осматривается сам автомобиль;
  3. Проверяется корректность выставленного индекса W (характеризует передаточное соотношение в трансмиссии и давления шин);
  4. Проводится согласовательные работы тахографа и шифрования датчика движения;
  5. Производится проверка и корректировка (при необходимости) установок на часах изделия;
  6. Вносится необходимая информация в память устройства;
  7. Проводятся измерения реальной погрешности;
  8. Устанавливаются датчики со специальными настройками;
  9. Выполняется пломбировка датчика, самого прибора и ряда других элементов.

Калибровка тахографа в автомобиле

Если в процессе работы возникает необходимость вскрытия пломб, то делать это могут только квалифицированные работники с записью о причинах вскрытия.

Читайте также:  Автомобильные коды регионов россии: таблица 2019

Карты для тахографа

Одна из основных сложностей для тахографа – правильная идентификация личности работника. Для этих целей применяются специальные карты доступа с встроенным микропроцессором.

Большой плюс такого изделия в том, что подделать их фактически нереально.

При этом для простоты и удобства эксплуатации разработано несколько основных видов:

  • Карта водителя есть на руках у каждого из членов экипажа. Используется для идентификации личности. По внешнему виду такая карта очень похожа на стандартную «симку» с телефона. Если же карта тахографа по какой-либо причине потеряна, то водитель может ездить на авто 14 дней до момента создания нового «пропуска».

Карта водителя

  • Карта контролера необходимо для снятия показаний с прибора сотрудниками ГАИ. Данный вид изделия – именной и дает возможность снятия расширенной информации с устройства. Но узнать о пунктах движения транспорта не выйдет.

Карта контролера

  • Карта предприятия может применяться для получения расширенной информации с устройства и задания большего числа настроек. Благодаря данной карте можно распечатывать данные и блокировать их. Изделие не привязывается конкретно к одному человеку и может использоваться любым уполномоченным работником компании.

Карта предприятия

  • Карта мастера есть у каждого специалиста по наладке. Применяется для более точной настройки и монтажа устройств учета.

Карта мастера

Особенности использования

Тахографы сегодня – весьма востребованные устройства. Конечно, они не уберегут от пьяного водителя, но спасти от ряда мошеннических действий с его стороны (к примеру, слива бензина) и превышения скорости они способны.

Сегодня многие транспортные компании стараются обзавестись данными устройствами, понимая всю эффективность и перспективу направления в отношении возможного снижения расходов.

Каким образом можно сэкономить?

Есть возможность снизить затраты на штрафы за превышение скорости, предотвратить «слив» горючего водителем для дальнейшей продажи, сделать невозможной скрутку одометра и корректировку ряда других данных.

Не стоит забывать и о возможности учета средней скорости и расстояния, что может быть очень полезно для планирования дальнейших поездок.

А как в россии?

Сегодня установка тахографов в России на ряде грузовых автомобилей является обязательной. К примеру, с 1 апреля 2014 года перевозчики пассажиров и грузов должны обеспечивать транспорт специальными устройствами.

В противном случае водитель при остановке инспектором или работником Ространснадзора может быть оштрафован на весьма серьезную сумму – около 3 тысяч рублей.

Обратите внимание

В этом случае страдает и руководитель компании, который получает штраф до 10 тысяч рублей.

Так, тахографы должны устанавливаться на все авто, которые перевозят опасные грузы и на автобусы (за исключением маршрутных). Кроме этого, данными приборами должны оборудоваться автомобили весом от 15 тонн и выше.

Вывод

Таким образом, тахографы постепенно год за годом становятся обязательными к установке. Возможно, уже очень скоро они появятся и на легковых автомобилях обычных граждан. Другой вопрос – насколько они полезны и эффективны.

Но здесь уже покажет только время.

Источник: http://PortalVAZ.ru/chto-takoe-taxograf-v-avtomobile-ustrojstvo-princip-raboty-kalibrovka/

Когда и зачем нужна калибровка тахографа?

Что такое тахограф: назначение, устройство, виды, для чего нужна калибровка

Приказ Министерства транспорта РФ №273 от 21.08.2013г. заставил владельцев автомобилей грузовых(полной массой более 3,5т) и пассажирских(более 8 посадочных мест) с 1 апреля 2014 года озаботиться установкой тахографов. Штраф за отсутствие тахографов составляет для водителей-частников от 1000 до 5000 рублей, для должностных лиц — от 5000 до 10000 рублей.

Причем аналоговые тахографы тоже подлежат замене, т.к. с 1 июня 2016 года их применение запрещено. Разрешены только цифровые устройства, которые перед эксплуатацией должны пройти процедуру калибровки.

Большинство водителей, работающих на грузоперевозках, вообще ничего не знают о порядке калибровки, а некоторые хоть и знают, но забывают про неё. Некоторые пытаются калибровать самостоятельно. Что тоже грозит штрафом и заменой устройства. Лучше больше узнать о калибровке, чтобы избежать проблем в будущем.

Зачем тахографу калибровка

Тахограф не только фиксирует данные по автотранспортному средству и его водителю, но еще относится к измерительным устройствам, поэтому ему необходима калибровка. Процедура не занимает много времени, она несложная, но должна быть проведена специалистом, иначе контролирующие органы выпишут штраф.

В ходе процесса карта тахографа не проверяется. Его суть сводится к корректировке измерительных коэффициентов. Специалист приводит пробег и скорость к эталонным значениям, тогда электронный прибор работает без сбоев с высокой точностью.

Если пренебречь калибровкой, то в случае возникновении ДТП данные прибора не будут признаны действительными.

Когда требуется калибровка тахографа

Согласно данным портала glonassgps.com, калибровка тахографа необходима в следующих случаях:

  • после установки нового прибора;
  • после ремонта тахографа;
  • при нарушенной пломбе;
  • если показания встроенных в тахограф часов отклоняются на 20 минут и более;
  • после ремонтных работ с электрическими цепями, измерительными датчиками, ЭБУ автомобиля;
  • после изменения базовых характеристик автомобиля;
  • после смены госномера транспортного средства.

Также важно помнить, что законодательство предписывает проведение проверки тахографа каждые 2 года.

Этапы проведения калибровки

Процесс разделен на два этапа, которые предусматривают проведение стендовых и дорожных испытаний. Первый этап производится в мастерской, второй – в государственной инстанции.

На стадии стендовой проверки мастер проводит визуальный осмотр целостности таблички, на которой размещается базовая информация об устройстве, пломб, датчиков движения.

Если будут обнаружены какие-либо дефекты, мастер устраняет их.

При дорожной проверке вначале производится техосмотр всего транспортного средства. Затем во время движения автомобиля измеряются и устраняются погрешности прибора, часов, датчика. После этого устанавливается табличка с настройками устройства, инспектор пломбирует его и выдает соответствующие документы государственного образца.

Калибровка тахографа – важный процесс, который необходимо проделать как минимум сразу после установки прибора. Не забывайте об этом.

Источник: http://autocarinfo.ru/2017/06/kogda-i-zachem-nuzhna-kalibrovka-taxografa/

Что такое тахограф и зачем он нужен в автомобиле?

Что такое тахограф: назначение, устройство, виды, для чего нужна калибровка

Некоторые автомобилисты считают обязательное оборудование машин тахографом, обычным вымогательством денег. Так или это на самом деле, и если нет, то зачем нужен тахограф, в чём его преимущества и задача.

Установка тахографа: плюсы и минусы

Несмотря на то, что тахограф бесплатно не выдаётся, его полезность ни с чем несравнима. Потраченных денег не жалко, ведь появляется возможность следующего:

  • ревизировать скорость автомобиля, снижая риски получения убытков во время ДТП;
  • предотвращать незаконные действия водителей, повышая доходы компаний, содержащих автопарки.

И ещё: с оборудованным тахографом в машине уже не получится скрутить пробег обычными способами.

Однако не эти функции прибора являются основными. Изначально он предназначен для повышения безопасности человеческой жизни и общего сокращения аварий на дорогах. Контроль над скоростным режимом и периодом работы водителя позволяет пресечь распространённые нарушения, чрезмерную утомляемость за рулём и т. д. Это уникальная возможность нормировать рабочий день.

Тахограф правильнее называть элементом системы позиционирования, отслеживающим движущийся автомобиль, что не позволяет расслабиться за рулём и быть всегда начеку. Отслеживать каждого водителя с высокой точностью и эффективностью позволяет спутниковая система ГЛОНАСС. А надёжно защищать накопленную информацию от злоумышленников — помогает криптошифрование.

Впрочем, находятся автомобилисты, не согласные с инсталляцией. Они по-своему правы, ведь стоимость установки тахографа может быть чересчур высока. Но приходится идти на эти траты, ведь жизнь и здоровье людей важнее денег. Современные тахографы сертифицируются правоохранительными органами, и переданная прибором информация может стать неоспоримой уликой в суде.

Устройство тахографа

Классический 1-диновый тахограф аналогичен магнитоле, не занимает много места, легко устанавливается в автомобиль. Существует и другой вариант — круглой формы, выглядит как спидометр машины, но гораздо функциональнее.

Включает прибор такие составляющие:

  • регулятор движения особого типа, с возможностью шифровать данные;
  • дисплей с управляющими кнопками;
  • шифровое устройство с ГЛОНАСС;
  • считыватель карт, помогающий идентифицировать конкретного водителя;
  • печатающее устройство, выводящее информацию на бумагу;
  • GPRS прибор, передающий данные на сервер.

Подключение тахографа к электросистеме автомобиля осуществляется посредством CAN-шин или других, менее сложных устройств.

В задачи тахографа входят: контроль запуска автодвигателя, измерения скоростных и временных параметров. Замеры осуществляются собственными датчиками.

Разновидности тахографов

Различают 2 типа тахографа: цифровой и аналоговый.

  1. Цифровые приборы современнее, они содержат криптомодуль, лучше сохраняют информацию и поддерживают СГП (систему глобального позиционирования).
  2. Аналоговые устройства недавно полностью вышли из употребления. Запись на таких тахографах была возможна с изначально заполненной информацией о водителе. Такие приборы круглой формы, без жидкокристаллического экрана, как цифровые.

Тахографы принято различать и по техническим характеристикам.

  1. ЕСТР — европейский стандарт тахографии, опирающийся с правовой точки зрения на каноны образца ISO. Договор на применение евротахографов подписан многими странами Евросоюза и Россией.
  2. СКЗИ — разработка инженеров РФ для внутреннего рынка. Вывоз этих приборов за пределы страны запрещён.

У обоих стандартов имеются преимущества и недостатки: в СКЗИ невозможно вставлять карты евро-образца, и наоборот, карты СКЗИ не подходят для установки в ЕСТР. По этой причине транспортные предприятия задействуют один из стандартов для всех автомобилей, чтобы избежать двойных затрат.

ЕСТР лет 5-6 назад было выгоднее покупать. Сегодня цены почти одинаковые. 25 тыс. рублей придётся отдать за ЕСТР тахометр и 30 тыс. рублей — за СКЗИ.

Несколько полезных рекомендаций по тахографам ЕСТР и СКЗИ.

  1. Евростандарт требует непременный монтаж регулятора скорости, российский — не требует, что позволяет сэкономить порядка 5-7 тыс. рублей. В итоге, это уравнивает стоимость обоих приборов. Датчик скорости необязателен для СКЗИ, так как расчёт скорости выполняется через ГЛОНАСС.
  2. ЕСТР считается более выгодным в обслуживании, а вот тахографы СКЗИ выходят из строя (требуют замены) уже через 3 года применения. Стоимость замены — не меньше 15 тыс. рублей, включая работы по калибровке. Обслуживание тахографа ЕСТР обойдётся только калибровкой — 2-3 тыс. рублей, раз в 2 года.

Есть отличия и между водительскими картами:

  • российский стандарт использует PIN-код, как добавочный вариант защиты, а у ЕСТР его нет;
  • оба тахографа используют логотипы, водяные знаки и уникальную информацию на своих картах, что исключает возможность взаимозаменяемости.

Правила установки

Тахографы больше ориентированы на коммерческие перевозки. Без них просто невозможно учитывать время и пробег конкретного транспортного средства. В основном, приборы ставят на такие машины:

  • пассажирские автобусы, вмещающие более 8 человек;
  • грузовики, массой более 3,5 т, осуществляющие фрахтовку.

Установка тахографа необязательна на пригородных автобусах и маршрутках, автомобилях экстренного назначения, машинах скорой помощи и авто для оперативно—розыскной деятельности.

Штраф за отсутствие тахографа

По закону — тахограф является особым средством контроля, рассчитанным учитывать данные о различных состояниях автомобиля в определённый момент времени.

Регламент от Минтранс включает пункт, подразумевающий наказание за отсутствие тахографа в тех транспортных средствах, в которых прибор является обязательным.

Административная ответственность за нарушение вступило в силу ещё с 1 апреля 2014 года и действует поныне. С 1.07.

Важно

2016 года законом карается использование аналогового тахометра — он должен быть в обязательном порядке заменён на цифровой.

Источник: https://Osnova35.ru/chto-takoe-tahograf-i-zachem-on-nuzhen.html

Оценка статьи: (нет голосов)
Загрузка…Поделиться с друзьями:Ссылка на основную публикацию Похожие публикации

Добавить комментарий

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Яндекс.Метрика