Новые правила расчета страховых выплат по осаго для потерпевших

Содержание

27.06.2019

Как рассчитать выплату по ОСАГО для потерпевших

Новые правила расчета страховых выплат по осаго для потерпевших

С 1 апреля 2015 года вносятся изменения в «Правила расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего».

С 1 апреля 2015 года изменяется порядок расчета страховых выплат по ОСАГО

В Российской газете опубликовано (ССЫЛКА) соответствующее Постановление Правительства РФ от 21 февраля 2015 г. N 150 г.

На всякий случай водители должны знать суть вносимых поправок.

В РФ несколько обязательных видов страхования:

  • обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО);
  • обязательное страхование опасных объектов;
  • обязательное страхование перевозчиков.

Все компании, осуществляющие перевозку людей и грузов на различных видах транспортных средств (автомобили, поезда, самолеты, …), в случае ЧП с пострадавшими несут перед ними материальную ответственность в размере 2 млн. рублей. Расчет сумм происходит не на основании предоставленных чеков по окончании лечения, а на основании диагноза.

С 1 апреля 2015 года размер возмещения пострадавшим в аварии на дорогах по ОСАГО вырастет с сегодняшних 160 тыс. на всех получивших травмы до 500 тыс. на каждого.

Изменится и сам порядок предоставления выплат по ОСАГО. Их будут осуществлять так же, как предусмотрено в рамках страхования опасных объектов и страхования перевозчиков — в соответствии с утвержденными таблицами.

Обратите внимание

За основу взяты таблицы, которые уже были разработаны для этих двух видов страхования. Но в связи с тем, что максимальный размер выплат по ним — 2 млн рублей, а по ОСАГО — 500 тыс. рублей, то выплаты по ОСАГО будут  пересчитаны пропорционально — в процентном соотношении.

Полная сумма выплачивается в случае гибели. В случае травмы — соответствующий процент от максимального размера выплаты.

Это легче понять на примере:

  • если пострадавший сломал палец в автобусе, то ему выплатят 5% от максимальной выплаты по обязательному страхованию перевозчиков (2.000.000 х 5%) — 100 тыс рублей;
  • если пострадавший сломал палец в аварии в собственном автомобиле и не был в ней виноват, то он может рассчитывать только  на 25 тыс рублей (5% от максимальной выплаты по ОСАГО 500 тыс рублей).

Следует отметить, что в соответствии с новыми правилами страховщики обязаны будут производить выплаты сразу после получения диагноза — в соответствии с таблицами выплат.

Кроме того, раньше выплаты по случаю смерти потерпевшего получали только иждивенцы. Например, в случае гибели отца или матери ребенок получит выплату. В случае гибели ребенка, ни мать, ни отец не могли рассчитывать на выплату. Теперь претендовать на выплату страховки по ОСАГО смогут любые родственники погибшего.

А теперь несколько выдержек из вносимых изменений.

Изменения, в частности, касаются пункта 2 Правил, который излагается в новой редакции.

Согласно документу, «сумма страхового возмещения (страховой выплаты) при причинении вреда здоровью потерпевшего по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров или по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, а также сумма страховой выплаты в части возмещения необходимых расходов на восстановление здоровья потерпевшего по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договоры) рассчитываются страховщиком путем умножения страховой суммы, указанной по риску причинения вреда здоровью потерпевшего на одного потерпевшего в соответствии с законодательством Российской Федерации, на нормативы, выраженные в процентах».

Изменения также коснулись размера выплаты страхового возмещения в связи с инвалидностью. Если ранее для I группы инвалидности размер выплаты страхового возмещения составлял 2 млн рублей, то согласно новым поправкам, он будет составлять «100 процентов страховой суммы, указанной по риску причинения вреда здоровью потерпевшего в договоре».

Для II группы инвалидности вместо 1,4 млн. рублей — «70 процентов страховой суммы, указанной по риску причинения вреда здоровью потерпевшего в договоре», а для III группы инвалидности взамен 1 млн. рублей  — «50 процентов страховой суммы, указанной по риску причинения вреда здоровью потерпевшего в договоре».

Одновременно документом исключается из Правил пункт 7, предусматривающий ответственность за причиненный при перевозках вред юридических лиц, осуществляющих перевозки пассажиров метрополитеном, и перевозчика, не исполнившего возложенной на него Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

Важно

Дополнения и изменения внесены и в Нормативы для определения суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего, а также для определения суммы компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью пассажира при перевозке, выплачиваемой перевозчиком исходя из характера и степени повреждения здоровья потерпевшего.

Так,  в разделе I «Кости черепа. Нервная система» отмечается, что при проникающем ранении черепа без повреждения головного мозга, проникающем ранении позвоночника за исключением  их повреждений, учтенных Нормативом, размер страховых выплат составит  7 процентов. В случае сотрясения головного мозга, ушиба, сдавливания спинномозговых нервов размер страховых выплат составит 3 процента.

Раздел II «Органы зрения» также претерпел ряд изменений. Так, помимо сквозного ранения века к повреждениям отнесены «разрыв или отрыв века», «отслоение сетчатки», «снижение остроты зрения». В случае разрыва или отрыва глазодвигательного нерва предусматривается страховая выплата в размере 10 процентов.

Будет выплачена страховка в размере 10 процентов, если наблюдается травма, обезображивавшая лицо потерпевшего, выразившаяся в деформациях хрящей, костей, мягких тканей лица, требующих оперативного вмешательства, вследствие его повреждения. В случае ушиба внутренних органов (печени, почки, селезенки, сердца и др.) выплачивается страховка в размере 5 процентов.

Страховые выплаты предусмотрены также за такие травмы, как растяжение, надрыв или иные повреждения связок (0,5 процента);  за синдром длительного сдавления  разной степени тяжести,  (от 7 до 30 процентов), кроме тех случаев, если длительное сдавление конечности привело к ампутации конечности, предусмотренной пунктами 58 и 66 Нормативов.

Страховые выплаты также предусмотрены за полученные в результате травмы инфекции, например, столбняк, сепсис, стафилококк, стрептококк, пневмококк и другие (7 процентов).

Кроме того, Нормативы для определения страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего, согласно документу, дополнены новым разделом «Кровотечения. Потеря крови».

В случае внутреннего кровотечения у потерпевшего с учетом кровопотери 750-1000 мл или 15-20 процентов объема циркулирующей крови выплачивается страховка в размере 7 процентов; с учетом кровопотери свыше 1001 мл или 21 процента объема циркулирующей крови – 10 процентов.

Если же у потерпевшего наблюдается наружное кровотечение, то с учетом кровопотери  750-1000 мл или 15-20 процентов объема циркулирующей крови выплачивается страховка в размере 5 процентов; с учетом кровопотери свыше 1001 мл или 21 процента объема циркулирующей крови – 7 процентов.

Совет

Внесены изменения также по определению размера выплаты страховки в случае получения потерпевшим ожогов тела. Размер страховки определяется по  площади ожога, его степени тяжести.

Может заинтересовать:

Источник: http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/straxovanie/osago/kak-rasschitat-vyplatu.html

Обновленные правила ОСАГО с 21 мая 2017 года: 12 нововведений

Новые правила расчета страховых выплат по осаго для потерпевших

Начиная с 21.05.2017 г. вступили в действие поправки в закон об обязательном автостраховании (далее — ОСАГО). Этими поправками перед преобладающими ранее страховыми выплатами устанавливаются приоритеты возмещения натурального (в виде проведения восстановительных ремонтов поврежденных авто).

Можно утверждать, что изменения в законодательстве коснулись не только интересов страховых компаний. Эти нововведения по ОСАГО касаются всех без исключения автовладельцев.

Новые правила ОСАГО: на кого распространяются?

Сразу следует отметить, что новые правила действовать будут лишь для новых договоров ОСАГО, заключение которых происходит после 28.04.2017г. и исключительно для легковых авто, принадлежащих физлицам и зарегистрированным на территории РФ.

Касательно ранее приобретенных полисов это возможно, однако лишь по договоренности между страхователем и страховщиком.

В общей сложности было принято 12 поправок, десять из которых коснулись страховых случаев при авариях, а две – процедуры приобретения полиса ОСАГО.

В этой статье мы рассмотрим изменения подробнее.

Ремонт по ОСАГО вместо денег — нововведение в законодательстве №1

Основным считается изменение, внесенное федеральным законом №49-ФЗ от 28 марта 2017 года в закон об ОСАГО. Согласно этому документу: страховая проводит за свой счет ремонт поврежденного авто на станции техобслуживания, а не производит выплату денег пострадавшей стороне.

Отметим, что до 28.04.2017г. ситуация была другой: потерпевший имел право выбирать удобный для себя вариант между проведением восстановительного ремонта и страховой денежной выплатой.

На данный момент деньги за ремонт можно получать в отдельных следующих случаях:

  • Авто после аварии не подлежит восстановлению;
  • Для ремонта поврежденного автомобиля потребуется сумма более 400 000 руб.;
  • Ущерб нанесен имущественному объекту, который к автомобилю не относится;
  • Страховка получена автовладельцем в рамках международных страховых систем;
  • Страховая компания не имеет возможности исполнить взятые на себя обязательства (в рамках договора страхования) по ремонту поврежденного при ДТП авто способом, иным, чем выплата денежной компенсации;
  • Конкретная авария была оформлена без участия сотрудников полиции, что возможно в случае, когда ущерб не превышает 100 000 руб. Однако сумма, в которую обойдется ремонт авто, превышает вышеуказанную и потерпевший отказывается доплачивать собственные средства;
  • Автовладелец является инвалидом I-ой или II-ой группы и подает заявление, в котором просит выплатить за ремонт денежную компенсацию.

Кто может ездить без полиса — изменение ОСАГО №2

Владельцам транспортных средств (далее – ТС), предельная скорость которых не превышает 50 км/ч, теперь не обязательно получать полис ОСАГО (ранее это касалось ТС с максимальной скоростью 20 км/ч).

Полисы не должны приобретать водители ТС, технические характеристики которых являются такими, на которые не распространяются требования касательно допуска ТС к эксплуатации на дорогах общего пользования и/или госрегистрации (ранее требования по ограничению максимальной скорости таких ТС составляли 20 км/ч).

Неустойка за несоблюдение сроков ремонта — изменение ОСАГО №3

Если автовладелец, который признан в результате аварии потерпевшим, согласен на проведение восстановительного ремонта на станции, у которой со страховщиком заключен договор, то в течение 20-ти календарных дней ему должно быть выдано направление на проведение ремонта авто.

В случае, когда автоводитель хочет чинить свой автомобиль на сервисе стороннем, то период выдачи уведомления может быть увеличен до 30-ти календарных дней.

Важно знать, что за каждый день задержки проведения восстановительных мероприятий, страховщик обязан выплачивать пеню в размере 0,5% от суммы общего нанесенного ущерба.

Возмещение за эвакуацию автомобиля — изменение ОСАГО №4

Если ранее сумма, затраченная на доставку авто с места аварии до места ремонта/хранения компенсировалась страховщиком на основании предоставленных клиентом квитанций (заказчик, оплатив доставку, получал документ/чек, на основании которого ему покрывались эти расходы), то сейчас новые правила регламентируют максимальное расстояние транспортировки, ограничивая его: только 50 км и не более. Таким образом, если СТО расположено на удалении более 50 км. от места аварии/хранения машины, то с формальной точки зрения страховщик имеет право не согласиться с подобной транспортировкой.

Если же клиент настаивает исключительно на этом варианте, то вся процедура по организации транспортировки авто и оплаты этой услуги возлагается на него (за свои деньги он может перевозить поврежденный автомобиль в любое место).

Основания для регрессивного иска — изменение ОСАГО №5

Регрессивный риск – представляет собой обратное требование страховой к виновнику ДТП с целью взыскания с него суммы, которая была затрачена на восстановление поврежденного авто потерпевшей стороны и ранее ей выплаченной.

Согласно новым правкам, к основаниям для предъявления таких регрессивных рисков можно отнести такие ситуации:

  • ДТП, которые произошли в случае умысла виновника;
  • Виновник в момент совершения ДТП находился в состоянии алкогольного либо другого вида опьянения и это подтверждено документально;
  • Участник ДТП, признанный виновником, не имел права управлять ТС;
  • Водитель, признанный виновником аварии, не внесен в страховой полис собственника автомобиля;
  • Виновник скрылся с места аварии;
  • ДТП случилось во временной период, который не предусмотрен страховым полисом;
  • В страховую не поступили документы о случившемся ДТП в установленный законом 5-дневный срок;
  • Виновная сторона уже приступила к ремонту/утилизации ТС;
  • В момент дорожного происшествия действие талона ТО (диагностической карты) закончилось;
  • В момент заключения договора страхования в электронном виде, страхователь предоставил недостоверную информацию страховщику, что привело к безосновательному уменьшению суммы страхового возмещения.

Читайте также:  Как узнать класс водителя для осаго: онлайн сервисы и таблица для расчета

Новые лимиты по Европротоколу — изменение ОСАГО №6

Внесенные изменения предусматривают новый размер максимальной страховой выплаты, которая осуществляется по ДТП, оформленным без участия сотрудников полиции (по Европротоколу). Теперь сумма увеличена с 50 000 руб. до 100 000 руб.

Помимо этого, Банку России предоставляется теперь право определять форму извещения об аварии по европротоколу.

Возмещение ущерба с виновника ДТП — изменение ОСАГО №7

Максимальным принимается такой размер страховых выплат по ОСАГО:

  • 400 000 руб. – для авто и прочего имущества;
  • 500 000 руб. – для страхования здоровья и жизни.

Принятые нововведения не решают вопрос о полном возмещении ущерба с виновника произошедшего ДТП в случае, когда страховой суммы на восстановление поврежденного ТС оказывается не достаточно.

Расчет выплат производится страховщиками на основании единой методики Центробанка. При этом, оплата ремонта/замены запчастей осуществляется с учетом их износа. Как правило, выплаты по ОСАГО покрывали стоимость ремонта не на все 100%.

Согласно общим правилам с виновника ДТП можно взыскать ущерб, даже если у него имеется полис ОСАГО. К примеру, если владельцу авто ремонт ТС обошелся в 70 000 руб., а страховая выплатили всего 40 000 руб. (с учетом износа), то оставшиеся 30 000руб. можно взыскать с виновной стороны.

Однако, подобная арифметика имеет место лишь на бумаге, поскольку суды по факту отказывали автовладельцам в удовлетворении таких исков, ссылаясь на методики ЦБ, а Верховный Суд эту позицию поддерживал.

В начале 2017г. в Конституционный суд России обратились лица, потерпевшие в результате аварии. Они пытались восстановить свои права и взыскать со страховой компании возмещение по ОСАГО, а сумму ущерба – с виновной в ДТП стороны. До этого во всех инстанциях суды были ими проиграны, что не давало им права взыскать компенсацию с виновника аварии.

Конституционный суд принял решение о том, что методика ЦБ должна применяться исключительно для расчета выплат по ОСАГО, а разницу между суммой страховой выплаты и размером реального ущерба пострадавшая сторона может требовать с виновника аварии.

Следовательно, потерпевшему в результате ДТП по ОСАГО выплачивается сумма с учетом износа поврежденных деталей, однако он вправе рассчитывать на возмещение имущественного вреда в полном объеме.

Обратите внимание

Для этого от него потребуется доказать, что фактическая сумма ущерба больше той, что получена им по страховке.

В свою очередь, виновная сторона имеет право настаивать на проведении дополнительной экспертизы, которая может стать основанием для снижения общей суммы возмещения ущерба потерпевшей стороне.

Электронные полисы — изменение ОСАГО №8

Новые правки коснулись и мошеннических действий лиц, которые оказывают услуги посредников при оформлении ОСАГО-онлайн.

Теперь документ обязывает автовладельца лично заполнять на сайте страховщика заявление о заключении обязательного страхового договора, а также лично оплачивать сам полис ОСАГО.

Достоверность электронной выписки проверяют на спецсервисе МВД РФ либо на официальном сайте РСА (Российского союза автомобильных страховщиков), где имеется соответствующая база данных.

Выбор СТО (станции технического обслуживания) — изменение ОСАГО №9

Ранее у клиента страховой компании практически отсутствовало право на выбор места, где будет восстанавливаться его авто после ДТП, поскольку страховая предоставляла ему свою станцию ремонта (с которой действовал ремонтный договор).

По новым правилам автовладелец еще на этапе заключения страхового договора может выбирать СТО (станцию технического обслуживания), на которой в случае ДТП будет отремонтирован его автомобиль. Список таких СТО страховая компания предоставляет на своем сайте, а информация (в нем представленная) постоянно актуализируется и содержит такие сведения:

  • Название и местоположение;
  • Марки и год выпуска авто, обслуживаемых и ремонтируемых на данном СТО;
  • Ориентировочные сроки на проведения ремонтных работ разного вида.

Подобная мера позволяет автовладельцу самостоятельно изучить все варианты и выбрать оптимально подходящий для себя.

Требования к автосервисам

СТО, которое указано в направлении на восстановительный ремонт, должно соответствовать таким требованиям:

  • Срок проведения ремонтных работ не должен превышать 30 дней;
  • Удаленность СТО от места аварии/хранения авто не должно превышать 50 км. При этом пострадавшая сторона имеет право самостоятельно выбирать от какого места рассчитывать это расстояние (от места аварии либо от места жительства). Обратите внимание, что этот пункт не принимается в учет, если страховщик организует (а значит и оплачивает) транспортировку своего авто до сервиса, который удален на расстояние более 50-ти километров;
  • Сохранение гарантийных обязательств на те авто, возраст которых не превышает 2 года, поскольку эти авто следует ремонтировать лишь у официальных дилеров конкретной марки.

В случае, когда ни один из представленных вариантов перечисленным требованиям не отвечает, возникают такие варианты:

  1. Владелец авто может согласиться на проведение восстановительного ремонта на одной из тех станций, с которыми страховая имеет действующий договор. К примеру, водитель может согласиться на добровольное прекращение гарантии выполнить восстановительный ремонт не в сервисе официального дилера;
  2. Водитель имеет право получить компенсацию в денежной форме. Здесь важно понимать, что сумма страхового возмещения окажется меньше, поскольку расчета выплаты осуществляется с учетом износа деталей и запчастей.

Коэффициент «бонус – малус» без полиса — изменение ОСАГО №10

Коэффициент «Бонус-Малус» (далее – КБМ) является показателем, используемым страховыми компаниями в момент расчета страховой премии в рамках договора. Здесь в зависимости от наличия/отсутствия ДТП коэффициент КБМ может быть, как понижающим, так и повышающим. Специальная таблица КБМ по ОСАГО позволяет быстро определять этот показатель.

Обратите внимание, что с 2017г. полис открепляется от автомобиля и связывается исключительно с безопасной и безаварийной ездой конкретного автоводителя. Теперь именно водителю присваивается КБМ, который будет изменяться в зависимости от отсутствия/наличия ДТП в его «послужном списке». Для этого применяют 14 классов КБМ (индивидуальных).

В настоящее время страховщик не имеет права самостоятельно подсчитывать КБМ. Теперь РСА должен разработать и ввести в действие автоматизированную систему, которая позволит в режиме реального времени для каждого водителя рассчитать его КБМ.

В момент оформления страхового полиса сведения о КБМ водителя будут автоматически передаваться в страховую компанию.

По мнению экспертов, такая мера позволит эффективно бороться со злоупотреблениями при определении стоимости страховых полисов со стороны страховых компаний.

Сейчас любой водитель может узнать собственный коэффициент на официальном сайте РСА (как по данным действующего в настоящий момент полиса, так и по информации из полиса, срок действия которого истек не более 1 года назад).

В случае оформления нового страхового полиса ОСАГО, автовладелец имеет право потребовать уточнений его личного КБМ (в базе РСА) и учета его при формировании стоимости страхового полиса.

Прямое урегулирование при ДТП с несколькими участниками — изменение ОСАГО №11

Прямое урегулирование убытков – представляет собой ситуацию, при которой после ДТП потерпевший обращается лишь в свою страховую компанию.

Если до принятия нововведений было условие: в аварии пострадало лишь 2 автомобиля, то новые правки допускают правила обращения лишь в свою страховую на случаи аварий массовых (с участием в ДТП 3-х и более машин). Введение новых норм направлено на упрощение правил, по которым проводится оформление убытков и ремонта авто после ДТП.

Следует отметить, что мнения в экспертном сообществе по этому поводу разделились. Ведь для организации восстановительного ремонта авто страховщику нужно получить от страховой организации виноватой стороны согласие на денежную суммы предстоящих ремонтных работ. В случае, когда виновников два, три и более на это может уйти очень много времени, а законом это никак не регламентируется.

Кто не получит выплату за аварию — изменения №12

Новые правки закона об ОСАГО не дают возможности представителю потерпевшей стороны получать за нее выплаты, которые нанесены во время произошедшей аварии. Это нововведение лишает смысла выкуп у владельцев поврежденных в ДТП машин их прав на возмещение ущерба автомобильными коллекторами. Ведь деньги все равно не будут выплачены на законных основаниях.

В заключение следует отметить, что нововведения внесли ощутимые изменения в ОСАГО, однако вопросов осталось еще много. Из этого следует, что даже после применения нововведения ОСАГО будут нужны дополнительные меры по реформированию данной сферы.

Источник: http://AvtoUdostoverenie.ru/straxovanie/obnovlennye-pravila-osago-s-21-maya-2017-goda.html

Расчет выплаты по ОСАГО с учетом износа деталей

Новые правила расчета страховых выплат по осаго для потерпевших

Если ранее страховая выплата потерпевшему производилась с учетом износа ОСАГО, то по новым правилам обеспечивается полное возмещение ущерба. В ходе ремонта автомобиль должен быть укомплектован новыми агрегатами, деталями и запчастями.

Если выплат страховой фирмы недостаточно для покрытия такого ущерба, то недостающую разницу обязан будет выплатить виновник ДТП.

Теперь в порядке очереди разберем вопросы, что же такое износ, какие изменения отрасли страхования произошли недавно и что они с собой принесли.

Общие положения

В РФ страховка ОСАГО реализуется по принципу обязательности. Автогражданка должна быть у всех участников движения, транспорт которым имеет мощность выше 50 л.с. Наличие этой страховки дает водителю некую гарантию на случай ДТП. Он получает права получить возмещение от страховой компании виновника аварии.

Если до конца первого триместра 2017 года пострадавшим в результате происшествия лицам полагалось денежное возмещение с учетом износа авто, то в мае этого же года вступили в силу новые правила.

Они меняют форму возмещения с денежной на натуральную, а также гарантируют выплату ОСАГО без учета износа.

Важно

Это говорит о том, что страховая фирма оплачивает счета из автосервиса, где производится непосредственный ремонт автомобиля.

Что касается учета износа по ОСАГО, то теперь восстановление авто нужно производить новыми деталями. Раньше, при выплате компенсации клиенту, страховая компания начисляла возмещение после анализа возраста авто и степени изношенности запчастей и деталей. Это не всегда было оправдано и владелец авто не мог покрыть реальный ущерб.

Что принесли с собой законодательные изменения?

Рассмотрим список нововведений, которые произошли в сфере гражданской ответственности. Понимание этих нюансов позволит сложить общую картину о страховой выплате с учетом и без учета износа ОСАГО. Итак, основные моменты по новому законодательству:

  1. Договор ОСАГО обязателен не для всех участников дорожного движения. Автогражданку требуют только от тех владельцев, транспортное средство которых двигается со скоростью выше 50 км/ч.
  2. Фактический ремонт вместо денежной суммы на восстановление. Пострадавшая сторона не получает денег на руки. Компенсационные средства переводят на счета службы технического обслуживания, выполнявшей ремонт. Но есть и ряд исключений, в рамках которых лицо может рассчитывать на денежную форму возмещения:
  • сумма ущерба выше 400 000 руб. (максимального порога, предусмотренного договором ОСАГО);
  • за покрытие расходов отвечает международная компания;
  • пострадал не автомобиль, а другое имущество потерпевшего лица;
  • машина не подлежит ремонту и должна быть утилизирована;
  • последствия аварии зафиксированы в европротоколе, без участия полиции.
  1. Возмещение без учета износа. Договором об обязательном страховании предусматривался учет изношенности при начислении компенсации. По новым правилам расчет выплаты по ОСАГО формируется при учете стоимости новых деталей, запчастей. Для подсчета стоимости возмещения можно использовать специальный калькулятор.
  2. Штраф за затягивание сроков по ремонту. Обновленный закон об обязательном страховании устанавливает неустойку для страховой компании, которая затягивает с компенсацией ремонта. Штраф начисляется за каждый день просрочки.
  3. Ограничения по расстоянию к СТО, которое подлежит компенсации. Если ранее без ограничений возмещались расходы на транспортировку битого авто, то сегодня страховая фирма платит только за 50 км перемещения.
  4. Регрессивный иск. Подается он целью взыскания суммы ущерба с лица, с которыми у страховщика заключен договор. То есть непосредственный виновник происшествия будет нести обязательства перед пострадавшей стороной, если:
  • ДТП лицо спровоцировало преднамеренно;
  • водитель не имел прав на управление ТС;
  • имели место отягощающие факторы, такие как алкогольное, токсическое, наркотическое опьянение;
  • по факту виновник самостоятельно занимается организацией ремонта поврежденного транспортного средства;
  • претендент скрылся с места аварии;
  • материалы по ДТП не были поданы страховщику в установленные законом сроки;
  • происшествие произошло в период, не предусмотренный договором ОСАГО, например, у претендента сезонна страховка.
  1. Обновленные лимиты страховых выплат. Изменились и нормативы компенсационных сумм, теперь они составляют:
  • 400 000 руб. – максимальный лимит на восстановление машины, иного вида имущества потерпевшего лица;
  • 500 000 руб. – максимум, что может быть выделен на возмещение вреда, причиненного здоровью, жизни потерпевшего гражданина.
  1. Расширение возможностей при выборе СТО. Претендент вправе лично выбирать оптимальный для себя сервис. Но, есть определенные ограничения:
  • степень отдаления СТО от зоны происшествия не более 50 км (это расстояние транспортировки страховая компенсирует);
  • завершения полного перечня восстановительных работ в месячный срок;
  • гарантия на ремонт для автомобилей, возраст которых менее 2 лет.
  1. Изменение показателей «бонус-малус». Теперь при расчете КБМ не учитывают характеристики авто, имеет значение только поведенческие факторы, стаж водителя.
  2. Ограничение интересов представителей пострадавшей стороны. Так как выплату в денежной форме страховая фирма не производит, то третьи лица не могут получать компенсацию за потерпевшую сторону. Коллекторские фирмы теперь не имеют интереса в выкупе битых авто и перекупке долга страховой.

Читайте также:  Срочный выкуп автомобилей как реальная действительность

Итоги

Что касается такого нововведения, как компенсация ремонта без учета износа авто – то это действенная мера поддержки, на которую могут рассчитывать потерпевшие от аварии лица.

Она дает гарантию возврата полной стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства. И если размера компенсационной страховой выплаты недостаточно для покрытия ремонта, разницу будет платить виновник.

Такая мера ответственности, возложенная законом на водителей, должна их дисциплинировать и привить чувство ответственности.

Читательские вопросы

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.

Источник: https://SocLgoty.ru/vyplaty/osago/s-uchetom-iznosa.html

Выплаты по ОСАГО за вред здоровью: кто, кому, как и сколько платит по новым правилам в 2019 году

Новые правила расчета страховых выплат по осаго для потерпевших

Вы получили ушиб в ДТП и не надеетесь на выплаты по ОСАГО за вред здоровью? Это зря! По новым правилам оплачивается даже простой синяк. Теперь действуют иные принципы и вам лучше узнать о них заранее, чтобы не стать жертвой обмана или замалчивания ваших прав страховщиком. Это Кулик Илья, погнали!

Возмещение вреда здоровью по автогражданке – какова их цель вчера и сегодня?

ОСАГО компенсирует ущерб нанесенный пострадавшим при ДТП. Сюда входят не только имущественные убытки, но и физический урон организму человека.

https://www.youtube.com/watch?v=DwhH-fl08oY

Материальный убыток и причинение вреда здоровью разграничиваются в правилах ОСАГО как понятия – они имеют разные методики расчета и разный размер предельной суммы возмещения.

Цель выплат по урону для организма до недавнего времени определялась двояко:

  • Компенсация затрат на лечение пострадавших при ДТП;
  • Возмещение близким при летальном исходе пострадавшего.

Данное разграничение давало возможность страховым компаниям легко уходить от расходов на выплаты по подавляющему большинству не летальных случаев, ввиду особенностей российской системы обязательного страхования.

Сегодня подобное положение исправлено и любой вред человеческому организму при дорожной аварии теперь рассматривается в первую очередь с позиции возмещения. А уже во вторую – как компенсация понесенных затрат.

То есть сейчас имеет место два вида страховых выплат по ОСАГО за вред здоровью:

  • Компенсационный – назначается в обязательном порядке;
  • Возместительный – может быть назначен в дополнение к первому и не является обязательным.

Многие водители до сих пор не понимают этих новых механизмов и часто недополучают положенное. Давайте разберемся что тут к чему подробнее.

Статья в тему: ОСАГО – что такое страховой случай, что им не является и что считается спорным?

Как вред здоровью при ДТП оплачивался по ОСАГО ранее?

Как я уже упоминал, ранее страховщики имели возможность уходить от выплат за почти все случаи не летального вреда здоровью. И даже если повреждения организма имели тяжкий характер страховая компания (СК) всячески пыталась уменьшить сумму возмещения, заставляя пострадавших ввязываться в продолжительные судебные хлопоты.

Статья в тему: Мало выплатили по ОСАГО – подробная инструкция получения денег + образцы претензий

Как такое возможно? Ведь подобное как-то не очень вяжется с логикой. Верно, но СК руководствуются не логикой или здравым смыслом, а исключительно финансовой стороной дела, т. к. это коммерческие организации, а не Красный Крест.

По общему законодательству все российские граждане (и даже иностранцы с ПМЖ) должны иметь полис обязательного медицинского страхования (ОМС), согласно ФЗ № 326. Это дает фактически бесплатную медицину в стране.

Но данный положительный факт СК бессовестно эксплуатировали. Выплаты за вред здоровью производились только в том случае, если их не покрывало ОМС (на основании гл. 59 ГК РФ).

А ОМС покрывает почти все, за исключением особо тяжелых случаев.

Вот и получалось, что вред здоровью в ОСАГО был де-факто прописан «для галочки» – реальных выплат по нему было крайне мало и у автоюристов данная тема считалась «мертвой».

Статья в тему: Что делать, когда страховая отказала в выплате по ОСАГО: пошаговая инструкция + подробный разбор отдельных случаев

Новые правила страховых выплат за вред здоровью

К счастью, реформы обязательного страхования коснулись и данной области: с 2015 г. принципы страховых возмещений по автогражданке кардинально поменялись – они были приведены в соответствие с общепринятой страховой практикой развитых стран.

Сперва, с 2013 г., новые правила были успешно обкатаны в другой области обязательного страхования – пассажирской (полисы ОСГОП – Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика, ФЗ № 67). По положительной динамике реальных выплат было принято решение перенести новую модель на ОСАГО.

Правда, не обошлось без традиционного сопротивления СК. Они имели влиятельное лобби в правительстве и таки добились частичных уступок, которые ныне рассматриваются юристами как абсурдные.

Какая сейчас имеется законодательная база для возмещения ущерба здоровью по ОСАГО?

Законодательные нормативы, регулирующие выплаты за вред здоровью по ОСАГО, изложены в нескольких правовых актах.

Это следующие документы:

  1. ФЗ № 40 («Закон об ОСАГО») – гл. II, ст. 12 (п. 2-9) и ст. 7 (пп. «а»), а также гл. III, ст. 18-20, в редакции от 2016 г.;
  2. Постановление Правительства РФ 1164 – «Правила расчета страховых сумм за вред здоровью» от 15.11.2012г.;
  3. Приложение к Постановлению № 1164

Источник: http://kulikavto.ru/osago/vyplaty-po-osago-za-vred-zdorovyu-pri-dtp.html

Выплата по ОСАГО за вред здоровью — таблица, как происходит расчет

Новые правила расчета страховых выплат по осаго для потерпевших

Не так давно изменилась правила получения и размер страховых выплат по ОСАГО на возмещение вреда здоровью. Новые правила расчета страхового возмещения упростились, и теперь как страхователь, так и потерпевший могут рассчитать сумму положенных выплат самостоятельно.

Нормативы

С первого апреля 2018 года в правила выплаты по ОСАГО за причинение вреда здоровью были внесены изменения. Страхователям, у которых имелся страховой полис после этой даты, положены данные выплаты по новым нормам.

Главным изменением в нормативах выплат по ОСАГО является максимальная компенсация по причинению вреда здоровью, которая выросла до 500 тысяч рублей.

Кроме того, по старым правилам, в случае смерти пострадавшего в ДТП лица, страховая компания выплачивала компенсацию только его иждивенцам, но теперь страховые выплаты может получить любой член семьи.

Поскольку период перехода от старых полисов к новым еще не закончен, то стоит помнить, что страхователи, полис которых оформлен до 1 апреля 2018 года, будут получать страховую компенсацию по старым правилам.

Поэтому если у виновника ДТП полис старого образца, то страховая максимальная компенсация пострадавшим составит 160 тысяч рублей.

Размер выплаты по ОСАГО при ДТП по здоровью по новым правилам рассчитывается исходя из нормативов специальной таблицы, и зависит от тяжести полученных травм.

После постановления врачом предварительного диагноза и до завершения лечения страховщик выплачивает компенсацию.

Совет

Это еще одно новшество, которое значительно меняет программу обязательного автострахования в лучшую сторону, ведь при этом пострадавшему не стоит беспокоиться где взять деньги на лечение.

Кроме того, пострадавший может претендовать на возмещение расхода на лечение от виновника аварии кроме страховой компенсации.

Какие бывают

Как было указано выше, выплаты компенсации по принесённому вреду здоровью включают в себя сумму выплат на лечение каждой полученной травмы пострадавшем в дорожно-транспортном происшествии.

Кроме этой суммы пострадавший может претендовать на компенсацию утраченного заработка из-за лечения.

Размер компенсации устанавливается после определения группы инвалидности, от которой зависит размер компенсации.

При таких случаях, как правило, медицинская экспертиза не нужна, однако в случаях административных или уголовных правонарушений она может проводиться.

Кроме того, если потерпевший потратил на лечение большую сумму чем выплаты по нормам, то он может потребовать у страховой компании возместить остальную часть.

При этом пострадавший должен доказать факт нужды в помощи, которая превысила полученную сумму. Скорее всего, для разрешения такой ситуации потерпевшему придется обращаться в суд.

На лечение

Перед назначением лечения, пострадавшему ставится предварительный диагноз. Зависимо от него рассчитываются страховые выплаты.

В том случае, если у пострадавшего обнаружатся дополнительные необходимые расходы на лечение, то страховая компания должна будет доплатить возмещение ущерба.

В основном такое лечение подразумевает:

  • реабилитацию;
  • протезирование;
  • покупка необходимых лекарств;
  • необходимость постороннего ухода и т.д.

В подобных случаях, для получения страховой выплаты требуется подтвердить необходимость такого лечения с помощью соответствующих медицинских документов.

При наличии травм

При наличии травм, компенсации на лечение по ОСАГО рассчитывается произведением страховой суммы на процент, установленный нормативами по степени тяжести повреждения.

Таким образом установленная страховая сумма 500 тысяч рублей умножается на процент, указанный в таблице по соответствующей травме.

В том случае, когда пострадавшее лицо имеет несколько травм разного характера и в разных областях то расчеты на каждую полученную травму суммируются.

Например, пострадавший во время ДТП получил травмы:

  • сотрясения головного мозга, при котором амбулаторное лечение проходило более 10 дней;
  • перелом плечевой кости.

Расчет компенсации будет произведен таким образом: 500 000 * 3% + 500 000 * 10%, где 3% — это норма выплаты при сотрясении головного мозга, а 10% — при переломе плечевой кости.

Результатом такого расчета будет денежная сумма в размере 65 тыс. рублей.

При инвалидности

Кроме того, расчет компенсации устанавливается и назначается отдельно для страховой выплаты по ОСАГО тяжкий вред здоровью, когда установлена инвалидность.

Читайте также:  Накачка шин азотом: для чего нужна, ее плюсы и минусы, насколько эффективна

Как правило, установление инвалидности происходит после выплат страховой компенсации.

А затем возместить разницу уже выплаченной суммы и пересчитанной суммой, в связи с новыми обстоятельствами.

Расчет выплаты по ОСАГО установлен такими нормами:

для 1-й группы инвалидности100% или 500 тысяч рублейдля 2-й группы инвалидности70% или 350 тысяч рублейдля 3-й группы инвалидности50% или 250 тысяч рублей

Отдельной категорией установлена страховая выплата для детей, получивших инвалидность в результате дорожно-транспортного происшествия. Такая компенсация составляет 100% от страховой суммы, то есть 500 тысяч рублей.

Утраченный заработок из-за лечения

Компенсация по утраченному заработку из-за лечения производится, как при дополнительных расходах.

Таким образом, если сумма заработной платы потерпевшего за период лечения может превысить сумму страховой компенсации, то страховщиком возмещается разница между предположительным заработком и насчитанной компенсацией за лечение.

К тому же, если пострадавшему требуется возмещение средств дополнительных расходов на лечение и сумма заработка за период восстановления здоровья превышает компенсацию на лечение, то данные дополнительные расходы суммируются.

А также пострадавший потратил средства на лечение, которое обошлось ему на 5 тысяч рублей больше, чем выплатила страховая организация. В таком случае пострадавший получит от страховщика еще 15 тысяч рублей.

Разумеется, что страховая компания просто так деньги не выдаст, и для того, чтобы получить данные выплаты, необходимо подтвердить свой заработок с помощью соответствующих документов.

Как происходит расчет выплаты по здоровью ОСАГО

В первую очередь следует отметить, кто же может получить выплаты на возмещение вреда здоровью по новым правилам ОСАГО.

Такими лицами являются:

  • пострадавшие, которые участвовали в ДТП после 01.04.2015 года;
  • пострадавшие участники аварии, в которой виновник имеет полис, оформленный после 1 апреля 2018 года.

При этом стоит учитывать, что пострадавшие в аварии лица могут претендовать на страховое возмещение в течении трех лет с момента аварии.

Правила получения выплат изменились еще 1-го октября 2018 года. По новым правилам, срок назначения страховой компенсации и ее выплата должна производится в течении 20 дней с момента предоставления страховщику последнего документа.

Для оформления страховой выплаты пострадавшему обязательно понадобятся такие документы:

  1. Заявление на страховое возмещение.
  2. Паспорт или его заверенная копия.
  3. Доверенность, в том случае если обращается в компанию третье лицо.
  4. Банковские реквизиты, если есть желание получить компенсацию безналичным расчетом.
  5. Справка о дорожно-транспортном происшествии из ГИБДД.
  6. В случае административного или уголовного дела:
    • протокол по данному делу;
    • постановление о возбуждении данного дела;
    • документ о приостановлении или отказе в возбуждении дела, если такое было;
    • документы о решении суда, в том случае если было судебное разбирательство.
  7. Документ о медицинском заключении с описанием травм и диагнозом.

Кроме того, если пострадавший находится в тяжелом состоянии и не имеет возможности сам собрать документы, то можно нотариально оформить доверенность на близкого человека, чтобы он собрал документы и обратился в страховую компанию за выплатами. Также можно обратится к страховщику после завершения лечения.

Таблица

Данная таблица является нормативным документом и позволяет определить размер страховой выплаты пострадавшему участнику в ДТП:

В связи с изменениями правил обязательного автострахования, выплаты потерпевшему компенсируются из табличных расчетов.

Такая система не только повышает максимальный лимит страховой компенсации, но и дает возможность рассчитать участникам аварии размер выплат.

Таким образом, расчет компенсации стал прозрачным, и страховщики уже не могут отвертеться от положенных по закону выплат.

Видео: На сколько вырастет в цене полис ОСАГО?

Источник: http://provodim24.ru/vyplata-po-osago-za-vred-zdorovju.html

Ремонт и выплаты по ОСАГО в 2018: новые правила

Новые правила расчета страховых выплат по осаго для потерпевших

28 апреля 2018 года были введены новые правила и изменения в закон о натуральном возмещении ущерба по ОСАГО (ФЗ №49).

Они устанавливают приоритет ремонта перед денежной компенсацией и действуют в подписанных после этой даты договорах страхования. Лишь в крайних случаях можно рассчитывать на финансовое возмещение.

Обратите внимание: новые правила распространяются лишь на те договоры, которые были оформлены после вступления в силу последних изменений.

Закон в прежнем виде и его особенности

Раньше возмещения по ОСАГО могли производиться двумя способами:

  1. Денежная выплата владельцу автомобиля (страховая сумма по ОСАГО зависит от износа).
  2. Перечисление денег на ремонт автосервису.

Часто автомобилисту приходилось самому доплачивать за разницу в стоимости ремонта. Если клиент хотел, он мог отказаться от восстановительных работ и получить денежную сумму.

Такая система имела один большой недостаток – мошенники организовывали автоподставы с целью получения страховых выплат.

Ряд «грамотных» автоюристов предоставляли водителям свою помощь в судебном разбирательстве с целью незаконного обогащения.

Обратите внимание

Иногда автомобилисты самостоятельно выполняли ремонт, что позволяло даже установить полностью новые запчасти, не тратя ни копейки. Всё это предоставляло большую свободу, которой водители лишились после вступления в силу изменений.

Сейчас в подавляющем большинстве случаев после ДТП автомобиль отправляют на СТО. Страховая компания оплачивает нужные запчасти и услуги. Оценка деталей производится по методике Центробанка РФ.

С 2017 года страховые выплаты по ОСАГО в денежном эквиваленте отменены лишь для легковых авто, прошедших регистрацию в РФ и принадлежащих гражданам страны.

При наступлении страхового случая страховщик произведет осмотр ТС и проведет экспертизу. Полученные результаты послужат основанием для направления на ремонт вместо выплат ОСАГО, как это было ранее.

По правилам на авто должны устанавливаться исключительно новые комплектующие. При заключении договора со страховой могут использоваться вторичные запчасти. Для расчета стоимости ремонта используется методика Центробанка с применением различных параметров.

Она, к примеру, может не включать окрашивание деталей либо предполагать их частичную покраску. Базой для оплаты стоимости услуг и запчастей обычно используются среднестатистические цены либо сведения из справочников.

Если рассчитанных по методике денег будет недостаточно для восстановления машины, оставшуюся часть должен заплатить ее собственник.

По новым правилам уже нельзя выбирать: получить выплату или ремонт по ОСАГО в 2018 году. Но в отдельных случаях от страховщика можно получить финансовое возмещение:

  1. Автомобиль после ДТП не подлежит восстановлению.
  2. Ущерб причинен объекту, не относящемуся к транспортному средству.
  3. Сумма ремонта повреждений превышает 400 тысяч рублей.
  4. Страховая компания не может выполнить свои обязательства по договору другим способом, кроме выплаты.
  5. Владелец автомобиля является инвалидом I или II группы, в письменном виде он просит о предоставлении денежной компенсации.
  6. Владелец автомобиля получил страховой полис через международную страховую систему.
  7. Оформление ДТП происходило без сотрудника полиции (допускается, когда ущерб находится в пределах 50 тысяч рублей). Но позже оказывается, что ремонт обойдётся дороже, а автовладелец не собирается доплачивать из своего кармана.
  8. Смерть потерпевшего.

Величина страховых выплат

Законодательство устанавливает максимальные страховые суммы по ОСАГО в 2018 году:

  1. 500 000 рублей. Когда необходимо возместить вред, который был причинен жизни либо здоровью потерпевших.
  2. 400 000 рублей. На возмещение ущерба, причинённого собственности потерпевших.
  3. 50 000 рублей. Когда документы о ДТП оформляются без участия сотрудника ГИБДД.
  4. 475 000 рублей. При смерти потерпевшего. Дополнительно 25 000 рублей могут быть выплачены с целью возмещения затрат на погребение.

Расчет размера выплаты по ОСАГО производится на основе Единой методики вычисления величины затрат на восстановление поврежденного ТС с учетом износа деталей и узлов, которые подлежат замене.

Он может отличаться от реальных расходов на устранение повреждений.

В формуле расчета суммы затрат на ремонт ТС используются различные коэффициенты и параметры, в числе которых срок службы элемента, узла либо агрегата.

Конституционный суд Российской Федерации по-другому определяет условия выплат по ОСАГО. Так, в его постановлении №6-П от 10 марта 2017 года говорится, что поврежденные детали и узлы обычно должны заменяться на новые.

Важно

Полное возмещение ущерба осуществляется до того состояния, в котором детали пребывали до ДТП. Потерпевший не обязан сам искать запчасти с уровнем износа, которые подлежат замене.

Это значит, что владелец поврежденного имущества не обогащается.

Суд постановил, что, когда величины выплаты пострадавшей стороне недостаточно для возмещения причиненного ущерба, недостающую сумму можно получить за счет лица, которое причинило ущерб.

Закон «Об ОСАГО» устанавливает необходимость заключения договора между страховщиком и СТО. В нем должны указываться обязанности автосервиса по ремонту поврежденного ТС пострадавшего. Страховщик обязуется внести оплату этого ремонта в счет страховой выплаты в соответствии с российским законодательством.

Страховая может заключить соглашения с несколькими техсервисами, в этом случае нужно будет заключить ряд договоров.

Статья 12 пункт 15.1 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязывает страховщика предоставлять клиенту направление на ремонт в СТО при наступлении страхового случая. Перед этим компания осматривать поврежденное ТС и проводит независимую техэкспертизу.

Направление представляет собой особый документ в определенную станцию техобслуживания. Если водитель воспользуется услугами другого автосервиса, страховая может отказать в компенсации расходов.

Статья 12 пункт 17 устанавливает случаи, в которых пострадавший должен будет оплатить часть восстановительных работ. Это может быть ситуация, когда стоимость ремонта выше максимальной суммы возмещения.

Доплата осуществляется в таких ситуациях:

  1. Стоимость восстановительных работ более 400 тысяч рублей.
  2. Стоимость восстановительных работ более 50 тысяч рублей (ДТП было оформлено без участия дорожной полиции, по Европротоколу).
  3. Каждый участник ДТП является виновным.

В каждой из описанных выше ситуаций потерпевший может решить, что получить по ОСАГО: ремонт или выплату.

В соответствии с 12 статьей 15.1 пунктом автосервис должен предоставить гарантию на такие сроки:

  1. От 12 месяцев – на окрашивание и кузовные работы.
  2. От 6 месяцев – на другие виды работ.

Станция техобслуживания может самостоятельно решить установить увеличенную продолжительность гарантии. Такой шаг обеспечит дополнительное преимущество – клиенты будут меньше сомневаться в качестве предоставляемых услуг.

Если после ремонта будут обнаружены недостатки, автомобиль следует повторно восстановить. Иногда в договоре со страховой указывается, что при обнаружении дефектов полагается денежная компенсация.

Если пострадавший не согласен с оценкой ущерба, полученного при ДТП, он может инициировать свою независимую экспертизу. В этом случае обычно придерживаются такого порядка действий:

  1. Выбор экспертной организации.
  2. Подача заявления, обсуждение времени и даты проведения осмотра автомобиля.
  3. Страховая компания или виновник ДТП должны быть заранее предупреждены о проведении независимой экспертизы. Второй стороне следует направить телеграмму со временем и местом осмотра за три рабочих дня.
  4. Заключение договора с указанием стоимости услуг и обязанностей сторон.
  5. Перед подачей авто на осмотр его следует хорошо помыть, багажник должен быть пустой. Если багажное отделение либо капот открыть не удастся, предупредите эксперта об этом заранее.
  6. Разработка документов по автомобилю либо его повреждений.
  7. Осмотр транспортного средства.
  8. Составление акта и отчета. В них указываются необходимые работы, цены на них и другие моменты.
  9. Расчёт стоимости восстановительных работ, составление сметы с указанием запчастей, нуждающихся в замене.
  10. Определение степени износа.
  11. Установление утраты рыночной стоимости авто. Требуется не всегда.
  12. Определение средней рыночной стоимости машины до ДТП. Это делается для определения годных остатков, если автомобиль невозможно восстановить.

Итак, что лучше по ОСАГО: деньги или ремонт? В большинстве случаев – деньги, поскольку, во-первых, вы сможете сами выбрать автосервис, во-вторых, вам не придется доплачивать за износ из своего кармана.

Впрочем, вы всегда можете позвонить экспертам Хонеста, которые подробно проконсультируют по вашей ситуации. Это бесплатно.

Источник: https://damages.ru/articles/pravila-remonta-i-strahovyh-vyplat-po-osago

Оценка статьи: (нет голосов)
Загрузка…Поделиться с друзьями:Ссылка на основную публикацию Похожие публикации

Добавить комментарий

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Яндекс.Метрика