27.06.2019
Тормозной эффект
Мы часто слышим, что компания Brembo – мировой лидер в области тормозных систем. Ее продукция охватывает легковые и грузовые автомобили, автобусы, мотоциклы и даже болиды «Формулы 1». Как завоевывались лидерские позиции?
Лидер – понятие широкое. Коли ты лидер – изволь соответствовать. Будь первым везде – в инновациях, производстве, испытаниях, маркетинге, масштабах охвата рынка. Получается это у Brembo? Давайте посмотрим, а заодно вспомним несколько цифр.
Год рождения Brembo – 1961, место рождения – небольшая механическая мастерская в нескольких километрах от Бергамо, основатель – Эмилио Бомбассей, отец нынешнего президента компании.
Литейное производство – высокотехнологичный процесс
Сегодня Brembo реализует продукцию в 70 странах мира.
Обратите внимание
Производственные площадки находятся в Италии, Польше, Англии, Чехии, Словакии, Испании, Германии, Бразилии, Аргентине, США, Мексике, Китае и Индии.
Прибавьте к этому сотрудничество с фирмами, расположенными в Швеции, Франции, Англии, США и Японии. Посмотрите на карту, на эти регионы, и оцените масштабы рынков сбыта.
Штат компании насчитывает около 9 тыс. сотрудников, из которых 10% – это инженеры и технические специалисты, занятые разработками, исследованиями и испытаниями.
Поставки продукции осуществляются как в ОЕМ (тут мы видим целое созвездие автопроизводителей), так и на вторичный рынок. Особая гордость Brembo – производство тормозных компонентов для «королевских автогонок». Кстати, каждым направлением, включая спорт, ведает особый департамент – это к вопросу о серьезности подхода.
Мне доводилось бывать в Бергамо, где расположен один из заводов Brembo, выпускающий тормозные диски. Если по-научному, диск – это контртело во фрикционной паре. Без него колодка не работает.
Диск, окрашенный по УФ-технологии
Автоматизированное литейное производство впечатлило. Компьютеры задействованы везде – от составления рецептуры легирующих элементов для чугуна до контроля геометрии и структуры материала готового изделия.
Разумеется, автоматизировано и механическое производство. Все металлорежущие операции выполняются на линиях CNC (Computer Numeric Control, по-нашему ЧПУ). Операций множество, но особенно интересны специфические для дисков. Например, балансировка. Здесь не навешивают грузики, как в шиномонтаже, а убирают фрезой лишний металл – причем мгновенно, не уследишь.
А из химических технологий интересно покрытие дисков особой краской, высыхающей под действием ультрафиолетовых лучей. Этот способ так и называют – УФ-окрашивание. Такое покрытие обеспечивает изделию лучшую антикоррозионную защиту. И придает отменный товарный вид, что тоже немаловажно.
А поблизости, на автостраде А4 находится Научно-технологический парк Kilometro Rosso («Красный километр»). Там в числе инновационных предприятий мы видим несколько подразделений Brembo. Этакий мозговой центр компании.
Важно
Например, Brembo R&D выполняет заказы по спецификациям автопроизводителей. При этом специалисты компании участвуют в разработке тормозного узла вместе с автомобильными инженерами.
В итоге диск точно соответствует требованиям заказчика.
Кстати, а какие изделия потребители получили в последнее время? Помимо упомянутой классики жанра с УФ- покрытием, назовем диски Brembo Xtra для вторичного рынка. Для них разработали особую перфорацию, придающую изделию стильный внешний вид и гарантирующую эффективное торможение в любых условиях.
Секрет в том, что отверстия на тормозном диске гарантируют лучший контакт с колодкой и более быстрый отклик на действия водителя.
Перфорированная поверхность вызывает «эффект тёрки» и очищает фрикционную поверхность колодки.
Отверстия также рассеивают слой воды на поверхности трения и отводят газы от сгорания смол, предотвращая опасный фединг (снижение коэффициента трения). Ну а улучшение отвода тепла – это само собой.
Идем дальше. В премиум-ассортименте мы видим особые композитные диски – плавающие. Напомним, что спортивным автомобилям необходимы эффективные и легкие тормозные системы. Плавающий диск идеально отвечает этому требованию. Использование алюминиевой ступицы уменьшает неподрессоренные массы, обеспечивая комфорт, управляемость, снижение расхода топлива и вредных выбросов.
Кроме того, особое соединение ступицы с фрикционной частью повышает надежность узла. При торможении температурные нагрузки на диск разные – рабочая часть горячая, а ступица холодная. А значит, фрикционная поверхность может расширяться без температурных напряжений и деформации.
Очень интересна инновационная разработка в семействе дисков с вентилируемой камерой PVT (Pillar Venting Technology). Технология известная, но нет предела совершенству. Инженеры Brembo изменили конструкцию вентиляционной камеры, оптимизировав форму столбиков.
Совет
Это позволило улучшить охлаждение тормозного диска, одновременно снизив вес конструкции. Таким образом, новое изделие отвечает требованиям уменьшения веса узлов, что в свою очередь снижает расход топлива и выбросы загрязняющих веществ.
Кроме того, технология позволяет увеличить срок эксплуатации детали благодаря улучшенному охлаждению. Новинка получила название PVT Plus.
Разумеется, дисками продуктовая линейка не исчерпывается. Мы видим в ассортименте колодки дисковые, колодки барабанные, включая комплекты для установки, детали гидравлики, тормозную жидкость. Кстати, последняя считается полноправной деталью тормозной системы – именно она связывает педаль с главным и колесными тормозными цилиндрами и заставляет работать пару «диск – колодки».
Тормозная жидкость не должна кипеть при интенсивных и частых торможениях и иметь минимальную гигроскопичность. Линейка Brembo Premium DOT 4, Premium DOT 4 LV и Premium DOT 5.1 в полной мере обладают этими качествами, охватывая широкую гамму автомобилей и стилей вождения.
https://www.youtube.com/watch?v=KslGsXMgmqg
Нельзя нам обойти и тему испытаний. Снова перенесемся на территорию Kilometro Rosso в подразделение Brembo R&D. Кстати, филиалы R&D работают в Китае, Северной Америке и в Польше. И везде продукция сдает строгие экзамены.
Назовем лишь некоторые: динамические испытания на стенде на эффективность торможения, тесты на комфортность, в первую очередь на допустимый уровень шума и вибраций, испытания в камере соляного тумана. А завершают этот марафон тесты на полигоне.
Только тогда продукция обретает право на встречу с потребителем.
А когда эта встреча состоялась, потребитель получает всестороннюю информационную поддержку. Это в первую очередь касается дистрибьюторов и сервисной сети. Не так давно запущена новая версия сайта bremboparts.com. На каждой странице теперь имеется окошко – вводишь название продукта и получаешь подробный ответ, где его приобрести.
Продвигается программа Brembo Expert, нацеленная на автосервисы. А электронный «Каталог тормозных изделий Brembo» 2016 года позволяет мгновенно найти тормозные компоненты для конкретного автомобиля.
Участие в выставках, семинары, издание брошюр с технической информацией о продукции, индивидуальные программы для дистрибьюторов – с их помощью Brembo осуществляет всестороннюю маркетинговую поддержку продвижения бренда на российском рынке. Традиционной стала ежегодная акция для партнеров компании в России и странах СНГ – визит в Италию с посещением производства и знаменитого Парка Kilometro Rosso. Там в полной мере можно оценить лидерские позиции Brembo.
Brembo информирует, что ближайшая поездка в Бергамо с посещением завода и лабораторий Парка Kilometro Rosso состоится уже осенью этого года. Условия участия в ней можно узнать у дистрибьюторов компании.
Источник: http://www.abs-magazine.ru/article/tormoznoj-effekt
Тюнинг тормозов: как, зачем и кому это надо
Периодически на тестах даже новых автомобилей мы сталкиваемся с тем, что штатная тормозная система порой ведет себя не так, как нам бы хотелось. Если проще — тормозов не хватает.
Причем разброс автомобилей, к которым возникают претензии, никак не зависит от стоимости и престижа марки — есть за что покритиковать и китайские бренды, и даже люксовые британские.
Еще одна категория потенциальных клиентов — владельцы подержанных и отечественных авто, которые часто готовы доплатить за более качественные и дорогие компоненты. О профессиональных и даже уличных гонщиках и говорить не стоит: у них особые требования к характеристикам машины.
В итоге получается, что улучшение тормозов — потенциально востребованная услуга. А что она собой представляет и насколько действительно нужна? Попробуем в этом разобраться.
Обратите внимание
Главных задач у тюнинга тормозной системы две: увеличение скорости торможения и уменьшение тормозного пути. За каждую отвечают отдельные части, так что в первую очередь стоит понимать, что улучшение характеристик тормозного процесса — комплексная процедура, требующая основательного, а значит грамотного и потому затратного подхода.
В зависимости от того, что мы хотим получить на выходе, можно делать глубокий тюнинг тормозной системы или частичный. Этим вопросом надо озадачиться заранее.
Конечно, можно менять тормоза поэтапно: сначала задние, потом передние. Можно заменить только диски или суппорты. По большому счету все зависит исключительно от платежеспособности заказчика. Но, так или иначе, для достижения результата менять нужно все в комплексе.
Первое, с чего стоит начать, — это тормозные диски.
Тормозные диски
Штатные изготавливаются из высокопрочного чугуна с высоким коэффициентом трения и низкой степенью изнашиваемости; при интенсивном использовании, например в мегаполисе, или при регулярных поездках по трассе, при торможении они могут частенько перегреваться, отчего в итоге теряют первоначальные характеристики, а то и вовсе приходят в негодность. Особенно внимательно стоит отнестись к дискам владельцам мощных возрастных машин.
Современная промышленность предлагает несколько видов тюнингованных тормозных дисков, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.
Вентилируемые диски
Внешне такой диск напоминает два склеенных между собой отдельных диска, разделенных лопатками воздухоотводов.
Пустое пространство способствует вентиляции, позволяя воздуху проходить сквозь диск во время вращения, охлаждая его. У вентилируемых дисков более прочная конструкция.
Чаще всего они используются при тюнинге тормозной системы. Правда, на современные автомобили производители все чаще ставят вентилируемые диски уже штатно.
Перфорированные диски (с поперечным сверлением)
Отталкивают воду, газ, охлаждают и способствуют удалению частиц грязи и нагара. Диски с поперечным сверлением имеют один недостаток — со временем вокруг просверленных отверстий появляются трещины и надломы. Кроме того, небольшие отверстия забиваются грязью и нагаром.
С насечками
Такие диски отталкивают воду, газ и тепло, способствует удалению частиц грязи и нагара, а также матирует тормозные колодки. Устанавливаются на спортивные автомобили — в основном для того, чтобы отводить грязь и нагар. При работе издают больше шума, чем обычные, ввиду того, что колодки трутся о канавки диска.
Карбоновые и керамические
Обеспечивают хорошее трение, менее склонны к генерации тепла. Карбоновые диски предназначены для спортивных автомобилей, поэтому для обычных машин не совсем подходят, так как им необходимо хорошо прогреться для корректной работы. Керамические диски изготовлены из углеродного волокна, обладают малым весом и хорошо переносят высокую температуру. Недостаток — очень высокая цена.
А вот для увеличения скорости торможения необходимо увеличение наружного диаметра диска. Но тут стоит быть внимательным: увеличение размера диска, как правило, ведет за собой увеличение размера колеса.
По соотношению «цена — эффективность» лучшим вариантом для тюнинга являются вентилируемые тормозные диски, которые, помимо лопаток воздухоотводов, имеют и перфорацию, и рифление. Стоит помнить, что тюнинговые тормозные диски увеличивают износ тормозных колодок в результате увеличивающегося трения.
Суппорты
Чем больше поршней (4, 6, в суппорте, тем равномернее распределяется на диске давление во время торможения, тем самым нагрузка на диск и колодки сокращается, а также уменьшается вибрация.
Такие суппорты однозначно повышают эффективность тормозной системы.
Улучшенные суппорты, помимо облегченной массы (изготавливаются из алюминия), обладают еще одним плюсом — способностью рассеивать тепло лучше, чем чугунные.
Удобнее приобретать суппорты вместе с дисками и тормозными колодками. На сегодняшний день лучшими считаются суппорты с четырьмя рабочими цилиндриками — по два на каждую колодку. Это приводит к моментальному срабатыванию тормозов при нажатии на педаль.
Важно
Надо понимать, что вентилируемые тормозные диски шире штатных, и, как следствие, суппорт тоже будет большего размера, что влечет за собой увеличение диаметра колеса, а иногда и его ширины. Иногда для качественного торможения устанавливают два суппорта с двух сторон диска.
Читайте также: Осаго: проблемы сегодняшнего дня
Очень часто приходится менять и крепеж суппорта, поэтому выгоднее купить для вашего авто готовый комплект. Причем обычно колодки и шланги в него уже входят.
Шланги
Это отдельный вид расходов, потому как после замены суппортов и дисков потребуется заменить и их. Улучшенные тормозные шланги в процессе эксплуатации не расширяются от давления тормозной жидкости, как изделия из резины, помогают лучше чувствовать педаль, и у них более долгий срок службы.
Чтобы убрать раздутие тормозного шланга, его армируют тонкой нержавеющей проволокой, которая имеет специальное очень плотное плетение, что не дает резиновому шлангу раздуваться от огромного давления, создаваемого при торможении.
Благодаря этому тормоза делаются более предсказуемыми, эффективность существенно возрастает и педаль лучше реагирует.
Подбирать армированный шланг нужно точно такой же длины, как и штатный: длинный шланг увеличит торможение, а короткий может просто вырвать
Тормозные колодки
Они могут быть мягкими, средними и твердыми в зависимости от фрикционного материала. Здесь каждый решает для себя: если автомобиль участвует в соревнованиях, пусть и в любительских, необходимо использовать мягкие колодки — они быстрее изнашиваются, но лучше тормозят. Твердые тормозят хуже, но у них дольше срок службы, хотя они и изнашивают диск.
В идеале стоит установить колодки из среднего фрикционного материала: тогда и тормозить будет хорошо, и диск с колодками не так быстро износится
Тормозная жидкость
На новой системе необходимо использовать специальную тормозную жидкость с высокой температурой кипения — стандартная уже не справится. Следите за перегревом дисков, а также за износом. Особенно это важно на первом этапе эксплуатации.
Естественно — нельзя забывать о системе стояночного тормоза. Вместо механического привода нужно использовать гидравлический. Фирмы-производители тюнинговых тормозных систем высокого качества имеют свое производство и свои научные лаборатории. К лидерам тюнинговых тормозных систем относятся такие компании, как Brembo, DELPHI, Hamann, Nissin, Mugen и StopTech и Endless.
У монстров тюнинга цены варьируется от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч рублей за комплекты тормозных систем, в зависимости от автомобиля.
Совет
Но не стоит думать, что усовершенствование тормозной системы — по определению сверхзатратное мероприятие.
Так, компания Brembo уже вывела на российский рынок линейку продукции для автомобилей Lada, цены на которую немаленькие, но вполне адекватные для бренда с таким именем.
Среди производителей, кстати, есть и отечественные бренды, работающие в этом направлении. К ним относится, например, компании High Performance Brakes или Carville Racing.
Каков итог?
Если есть желание заняться автоспортом даже на любительском уровне — тут, как говорится, сам бог велел. Без усиленной тормозной системы успехов на треке не видать.
Если в наличии имеется мощный подержанный автомобиль или есть необходимость форсировать двигатель, то полный тюнинг тормозной системы — крайне желательное действие. Однако, как и в любом деле, нужно знать меру и понимать, для каких условий и показателей этот самый тюнинг необходим.
Для «гражданских» условий это, прежде всего, безопасность, а потому увлекаться мощными системами эксперты не рекомендуют.
Ну а что касается предложений на рынке, то на сегодня их достаточное количество, чтобы охватить все ценовые категории. Так что при грамотном подходе можно заметно повысить эффективность одной из важнейших систем автомобиля, потратив на это не самые большие деньги.
Источник: https://dvizhok.su/parts/tyuning-tormozov-kak,-zachem-i-komu-eto-nado
Усилитель экстренного торможения BAS
Безопасность становится, да и всегда, в общем-то, была одним из определяющих элементов эксплуатации автомашины, какую бы марку – Nissan, Мерседес или любую другую, мы не выбрали.
Поэтому, особого внимания удостаиваются тормоза и вопросы повышения их эффективности.
Ее обеспечивают, как правило, три основных элемента: ABS, EBD (распределение в зависимости от условий движения по колесам тормозного усилия) и BAS (brake assist system – помощь в случаях экстренного торможения).
Про работу тормозов
На первый, не посвященный взгляд, это один из простых элементов управления авто. Увидел препятствие – затормозил, что-то непонятное происходит впереди – затормозил, плохая видимость – затормозил. Но выполнять подобное можно по-разному. Если к АБС все привыкли, и она буквально на слуху у каждого, то система brake assist (BAS) порой вызывает некоторое недоумение.
Что происходит при нажатии на педаль тормоза? Не рассматривая в деталях работу тормозной системы в целом, надо просто отметить – возникающее на педали усилие передается на тормозные колодки, что заставляет их срабатывать, снижая скорость автомобиля.
Так это выглядит в самом простом виде, но в современных автомобилях – Мерседес, Nissan, Тойота и прочих, подобный процесс происходит гораздо сложнее.
https://www.youtube.com/watch?v=NoaM2CPVTTg
В его работе принимают участие такие узлы как АБС, исключающая занос машины, и EBD, оптимально определяющая величину тормозного усилия на разных колесах, определяемую условиями движения. Но этого, как оказалось, недостаточно для своевременного экстренного торможения.
Все весьма просто – с целью обеспечения наибольшей эффективности срабатывания тормозов, на педаль нужно нажать быстро и полностью. При возникновении ситуации, требующей срочного уменьшения скорости, зачастую этого выполняется с запаздыванием, особенно неопытными водителями.
Во избежание подобного используется система brake assist (bas)
О работе bas
Фактически, BAS – усилитель скорости срабатывания тормозов. Их работа будет максимально эффективной, когда педаль полностью нажата. Однако для разных водителей может потребоваться разное время, чтобы полностью ее утопить.
Если педаль нажата не до конца или недостаточно быстро, то время остановки увеличивается. Вот именно скорость срабатывания, особенно в условиях экстренного торможения, BAS и улучшает.
Таким образом, что на автомобилях Nissan, что Тойота, Шевроле или другом современном автомобиле, наиболее эффективного результата помогает добиться одновременная работа:
- EBD, распределяющая тормозное усилие между колесами, величина которого зависит от условий движения каждого из них;
- АБС, позволяющая избежать заносов на любом покрытии;
- BAS, работающая как усилитель скорости срабатывания тормозов.
Управляется brake assist по сигналам от датчика, расположенного в вакуумном усилителе. Он замеряет скорость, с которой движется шток вакуумного усилителя.
Если он перемещается быстро, что соответствует резкому нажатию на педаль, т.е.
реакции на неожиданное возникновение препятствия на пути, срабатывает электромагнит, что вызывает увеличение воздействия на шток и ускорение срабатывания тормозов.
Обратите внимание
Их эффективность в результате использования brake assist улучшается до сорока процентов (снижается тормозной путь), а кроме этого, обеспечиваются наилучшие условия использования АБС. Поддержка аварийного торможения (brake assist) особенно полезна для начинающих водителей, которым порой не хватает умения правильно провести торможение, особенно при движении с высокой скоростью.
Brake assist, установленная на тяжёлых внедорожниках, например Nissan, Тойота или аналогичных, а также на новых современных машинах, позволяет управлять ими женщинам или физически слабым людям, обеспечивая эффективное торможение. Надо иметь в виду, что brake assist имеется только на автомобили с АБС.
Обслуживание BAS
Состояние brake assist диагностируется бортовой системой диагностики, что на Nissan, что на других современных транспортных средствах. На Мерседес признаком ее неисправности может служить надпись на дисплее brake assist visit workshop, которая переводится как «система экстренного торможения, обратиться на станцию ТО».
В этом случае сами тормоза работают нормально, только отсутствует режим поддержки экстренного торможения brake assist.
В некоторых случаях надпись, рекомендующая посетить станцию ТО (visit workshop) исчезает после перезапуска двигателя, но если это происходит, то в скором времени приглашение brake assist visit workshop появляется вновь.
Установить истинную причину отказа без соответствующего диагностического оборудования достаточно сложно, но можно отметить, что появление приглашения на станцию ТО visit workshop чаще всего бывает, связано с отказом или износом датчика. Как уже отмечалось, тормозная система при отказе brake assist используется в классическом режиме, и автомобиль сохраняет возможность торможения.
Brake assist, используемая на современных автомобилях, хоть Nissan, хоть других марок, предназначена для оказания помощи при резком сбросе скорости, позволяет значительно уменьшить для автотранспортного средства тормозной путь и повысить безопасность самого водителя, и его пассажиров.
Источник: https://ZnanieAvto.ru/stop/brake-assist-system.html
Михаил Скрипников: «Ода» тормозам или наука о «трении» — Сервис спортивной команды Kramar Motorsport. Ремонт и обслуживание автомобилей Subaru
Знаете чем очень быстрые гонщики отличаются от просто быстрых? Умением тормозить.
Как ни странно, но именно в торможении скрыт огромный потенциал скорости.
Не секрет, что если ты умеешь мега-эффективно тормозить, то ты будешь стабильно быстрее других на любом покрытии. Навык правильного торможения это высшая ступень развития спортсмена.
Но сегодня не об этом. Сегодня речь о том, что помогает гонщику останавливать спортивный автомобиль и как все это работает.
Важно
Начну с небольшой истории, благодаря которой я разобрался в спортивных тормозных системах с инженерной точки зрения. К сезону 2011 года мы самостоятельно готовили раллийную Renault Sandero из гражданского автомобиля. С подвеской и мотором все было понятно, а вот штатные задние барабанные тормоза явно требовали замены.
Не буду вдаваться в подробности, но мне удалось найти хорошего инженера по тормозным системам и он нам ее спроектировал. От штатной системы остались только передние тормозные диски. Все остальное, включая передние и задние суппорта, задние диски, тормозные цилиндры, гидравлический «ручник», краны и магистрали приобрели известных производителей спортивных комплектующих.
Тогда мы сравнили бюджеты и выбрали тормоза Wilwood на магистралях Goodridge, как лучший вариант по соотношению цена/качество, и за три сезона выступлений ни разу не пожалели, выиграв подряд Кубок и Чемпионат России по ралли.
А самое главное, вся наша тормозная система работала как единое целое, потому как была рассчитана, начиная от диаметра цилиндров суппортов и заканчивая составом колодок на зиму и лето.
Хватит лирики, перейдем к сути. Что же из себя представляет тормозная система раллийного автомобиля (практически на любом спортивном автомобиле она будет идентичная, но для последовательности изложения будем говорить именно про раллийный).
В таблице ниже краткое сравнение:
Контуры
В гражданском автомобиле тормозные контуры работают «крест на крест». Если вы пробили один шланг, автомобиль будет тормозить накрест одним передним и одним задним колесами. Это безопасность. В спорте контуры это перед и зад. На каждый контур стоит отдельный тормозной цилиндр нужного диаметра. Вакуумный усилитель удален.
Во-первых, нам нужно иметь возможность тормозить левой ногой не отпуская газ. Во-вторых, нажатие на педаль тормоза должно вызывать пропорциональное ощущение на ступне, иными словами, линейную обратную связь. Кстати, с непривычки испытываешь дискомфорт. Левая нога у обычного человека не такая чувствительно развитая как правая.
Усилие на педали огромное, сначала не можешь продавить, потом быстро устаешь. Со временем привыкаешь. В качестве тренировки я попеременно езжу только левой или только правой ногой в обычной жизни (и газ и тормоз). Попробуйте, помогает научиться тонко дозировать усилие.
Только на безлюдном участке, пожалуйста!
Чтобы сначала тормозила передняя ось, и только затем задняя, имеется механизм, который известен, как «тандем» или «качалка». По сути, при нажатии на педаль тормоза за счет разных плеч рычага на тормозные цилиндры переднего и заднего контуров усилие приходит в разные моменты и шток перемещается с разной скоростью.
Соотношение плеч рычага регулируется механическим регулятором прямо из салона, т.е. я могу в нужный момент скорректировать. Например, пошел дождь, при торможении вес автомобиля приходит на переднюю ось не так интенсивно, и мне уже не нужно столько тормозного усилия спереди, немного переведу назад.
Читайте также: Водитель прокатился на 9 миллионов рублей
Не буду подробно расписывать, почему в спорте используются только армированные шланги и надежные фитинги, надеюсь, это все знают и так.
Суппорта и диски
В гражданском автомобиле тормозные диски, как правило, цельные. На раллийных автомобилях, особенно на асфальте, диски составные. Они представляют собой ступицу из алюминиевого сплава и кольцо из чугуна и легированной стали.
Они легче, технологичнее, меньше подвержены деформации и более эффективные. Ступица сделана из алюминиевого сплава, она лучше отводит тепло, и диск быстрее охлаждается.
На Clio R3 Maxi для гравийных покрытий и зимой используются цельные передние диски, т.к. их вполне хватает. На асфальте – составные, большего диаметра. Задние диски всегда цельные, даже на асфальте.
Совет
Инженеры Renault Sport мудрые люди, и без нужды не делают автомобиль дороже.
Еще на задних тормозах ставиться скребок, который не дает набиваться на колесный диск наледи или грязи. Очень полезная вещь. Без нее колесо становится намного тяжелее и приобретает дисбаланс.
Ручной гидравлический тормоз
В гражданском автомобиле у нас есть «ручник». Обычно тросовый механизм, который «запирает» задние тормоза. Необходим, исключительно, при парковке. В спорте все по-другому. Ручной тормоз это орган управления, порой незаменимый.
Рычаг стоит вертикально, приводится через гидравлический цилиндр, который установлен прямо в заднем контуре.
В случае, когда невозможно повернуть автомобиль ни рулем, ни перераспределением веса автомобиля, «гидроручник» придет на помощь и поможет резко изменить курсовое движение, заблокировав или притормозив только заднюю ось.
Это очень помогает для быстрого прохождения медленных поворотов (шпилек) на узкой дороге. Еще очень часто на очень мокром гравии «гидроручник» это второй руль, т.к. ты не можешь загрузить нужную сторону для поворота автомобиля, а его «дергание» дает мгновенный эффект.
Тормозные колодки
Если все остальное вышеописанное у нас омологированное, и мы вынуждены ставить только то, что предписывает каталог Renault Sport, то тормозные колодки это свобода выбора.
Много лет назад, когда я слышал «Ferodo DS2500» или «DS3000» я думал, что это гоночные колодки! К сожаление, это даже не «легкий тюнинг». Это простая гражданская колодка, у нее неплохой начальный коэффициент трения (первое торможение, начальная фаза), но он регрессирует с ростом температуры.
Если посмотреть графики разных колодок, изучить их, то можно подобрать нужный состав, понимая время года, температурные условия, количество и «нагруженность» торможений. Это, кстати, применимо для тех, кто регулярно выезжает на трек дни. Хорошая колодка даст вам возможность показывать стабильные времена, не опасаясь того, что тормоза вдруг поплывут.
Обратите внимание
И для начала не обязательно даже менять диски и суппорта, а тем более влезать в мотор. Вспомните начало статьи, самый быстрый тот, кто быстро останавливается. На Clio R3 Maxi я всегда ездил на колодках Carbone Lorraine (разный состав под разные условия) и меня они устраивали. Мои друзья из Kramar Motorsport недавно получили дилерство Winmax на Россию.
Winmax это дочерний бренд известной японской корпорации Kashiyama. На европейском рынке они недавно, но уже предлагают широкий спектр составов под разные условия использования. Колодки менее агрессивны к тормозным дискам, а цена на них интереснее, что для нас всех важно, особенно сейчас. Я уже пробовал колодки Winmax на других машинах, мне понравилось.
Например, для Subaru и Mitsubishi они дешевле, чем Endless или Carbon Lorraine, а выбор составов шире. Скоро мне привезут несколько разных комплектов для Clio R3, буду тестировать на гонках.
Тонкая настройка
Ну и на закуску, самое интересное! Вы сталкивались с проблемой «перетормаживания» задней оси? На прежних гоночных машинах у меня было такое постоянно. Если подобрать отличный тормозной баланс для начала и середины торможения, ближе к концу «срывает» заднюю ось. Как мы только не боролись с этим.
Проблема в том, что в процессе торможения вес автомобиля переходит на переднюю ось, задняя разгружается, и при нарастании тормозного усилия она срывается. Единственным выходом было уменьшить тормозное усилие в заднем контуре для всего процесса торможения, т.е. сделать его менее эффективным. Но это сознательные потери.
На Clio R3 установлен механический регулятор ограничения тормозного усилия в заднем контуре. Т.е. в любой фазе процесса торможения давление сзади не поднимется выше нужного порога и задняя ось не заблокируется, при этом начальная и средняя фазы будут максимально эффективными. Как, оказывается, все просто.
Регулятор стоит в салоне, его можно вращать не отстегивая ремней. (см. картинку выше).
У меня тоже есть свой iphone или «фишечки»
В Clio R3 Maxi есть лишь одно информационно табло, размером не более современного телефона. Но на него выводится все, что только нужно. Обороты двигателя, температура, давление, передача и т.д.
Так вот, в нем есть режимы, в которых можно на месте настраивать тормоза. Т.е. мне не нужно ездить и тормозить, чтобы подобрать усилия и баланс.
Я просто переключаю дисплей в нужный режим, на месте нажимаю на педаль тормоза и вижу:
- Давление в переднем тормозном контуре;
- Давление в заднем тормозном контуре;
- Баланс в % между передом и задом;
- Ограничение давления в заднем тормозном контуре;
Для разных покрытий у нас уже есть базовые значения, если условия меняются, я во всеоружии. Конечно «fine tuning» делаешь по ощущениям, но базовые значения изначально верные.
Каково было мое удивление, когда я, читая про тормоза Ford Focus WRC 03, увидел точно такие же базовые значения по проценту баланса перед-зад и ограничения давления в заднем контуре, что у меня на Clio R3. Оказывается, все правильные решения одинаковы для хороших машин.
Рассказывать можно еще очень много, но в рамках одной публикации этого достаточно. Надеюсь, я сумел раскрыть основные принципы тормозных систем современных спортивных автомобилей и был не слишком сложным в своих рассуждениях.
В табличке кратко все о тормозах Clio R3
Источник: http://www.kramar-motorsport.ru/mikhail-skripnikov-oda-tormozam-ili-nauka-o-trenii/
История и развитие тормозных систем
На заре автомобилизма (а именно – в начале XX века), тормоза практически на всех автомобилях были установлены только на задних колесах. Тогда это было вполне обоснованное конструктивное решение (вес автомобиля редко превышал тонну, а скорость – 60 км/час).
Но с появлением более тяжелых и скоростных автомобилей, конструкторы столкнулись с перегревом тормозов. Наблюдался так называемый эффект фединга – при усиленном торможении (водитель что есть силы давит на педаль, тормозные колодки прижаты с максимальным усилием) автомобиль замедляется едва-едва.
Что бы справиться с этим явлением, конструкторы стали применять примитивное водяное охлаждение тормозных барабанов. Но это оказалось временной мерой.
Важно
Начиная с 1929 года, решение было найдено в замене материала накладок с хлопчатобумажного тканного ремня пропитанного битумом, асбестотканными накладками (они позволили поднять рабочую температуру с 250 градусов по Цельсию, до 400).
Но асбестовая пыль которая выделяется от применения такого материала – канцероген, и использование асбеста в тормозных колодках (в накладках на них) запрещено по экологическим соображениям (например, японские производители тормозных колодок, с продукцией которых можно ознакомиться по адресу http://japan-cars.
com.ua/zapchasti/tormoznye_kolodki/, асбест в своей продукции не применяют).
Асбест заменили синтетическими материалами (например, углепластиком), которые в первую очередь испытывали (как, впрочем, и другие технические новшества) на гоночных авто. Применение углепластика сдвинуло температурные рамки фединга за 1000 градусов по Цельсию.
Силовые решения
Первыми усилителями тормозов были вакуумные усилители (появились они еще в 20-х годах прошлого века). Чуть позже на смену вакууму пришла пневматика (как правило на тяжелых грузовиках и автобусах).
На легковых автомобилях в качестве усилителя торможения использовалась гидравлическая система.
Но для специальной техники, для гоночных автомобилей перечень систем гораздо шире – это и аэродинамические тормоза, и «горный тормоз» (перекрывающий выпускной тракт) и даже тормозной парашют (на драгстерах).
Борьба с барабаном
Тормозной барабан (предшественник дискового тормоза) не самая эффективная конструкция для борьбы с федингом – колодки располагаются в замкнутом пространстве, опорный щит, практически глухой… В общем сплошной накопитель тепла.
Сначала конструкторы пробовали решить проблему путем модернизации – увеличивали диаметр тормоза, применяли материал с повышенной теплоотдачей, поставили вместо глухого опорного щита – открытый кронштейн. Но настоящий прорыв в охлаждении наступил с изобретением дискового тормоза, который обдувается потоком воздуха практически со всех сторон.
И что примечательно эта конструкция впервые была применена еще в 1952 году на гоночных машинах XK120 фирмы «Jaguar», и успешно распространилась по всему миру и пользуется популярностью по сей день.
Источник: http://litnik.pp.ua/interesnoe/istoriia-i-razvitie-tormoznykh-sistem
Торможение автомобиля
Содержание
- 1 Торможение автомобиля
- 1.1 Виды торможения
- 1.2 Способы торможения
Торможение принято считать одним из труднейших автоманевров. Уметь правильно и вовремя применить различные варианты торможения в связи со сложившейся дорожной обстановкой – это один наиболее важных моментов безопасного вождения.
К несчастью для себя самих, а иногда и для окружающих, сегодня некоторые водители в экстренных случаях предпочитают использовать резкое торможение.
В большей части случаев это приводит к небезопасным последствиям: авто теряет управление и увеличивает свой тормозной путь.
Поэтому, и не только, каждый водитель в обязательном порядке ознакомиться и желательно проверить на практике, различные типы торможения авто.
Лучшее торможение – это не только лишь способность правильно воспользоваться сцеплением покрышек с трассой и удерживать нужное направление движения авто, но и умение пользоваться торможением с использованием мотора или даже в случае отказа тормозной системы.
Виды торможения
Торможение можно условно поделить на виды:
- частичное — выглядит как некоторое понижение скорости до определенного предела. Такой тип торможения, в отличие от полного торможения, исключает полную остановку автомобиля.
- Полное;
- Служебное — используется при обычной езде на автомобиле. Оно так же может быть частичным или полным. При выполнении такого торможения, водителем целиком контролируются замедление, время и способ которым будет тормозиться автомобиль. Так же водитель должен проследить за усилием, оказываемым на систему тормозов и за комфортом перевозимых им людей и общим состоянием машины.
- Экстренное — используется в основном тогда, когда остро не хватает времени и места. Такая надобность чаще всего возникает в экстренных случаях, либо из-за ошибочных действий самого водителя. Исходя из условий, по которым возникла необходимость в этом виде торможения, и учитывая другие влияющие на это внешние факторы, экстренное торможение применяют, обычно, для обеспечения максимального замедления машины. Общее состояние машины, перевозимых людей и сидящего за рулем, при этом при этом в расчет не берутся.
- Стояночное – применяется для того, чтобы зафиксировать машину. этот тип торможения выполняется при помощи ручного тормоза.
- Аварийное – используется если не получается затормозить при помощи остальных стандартных типов торможения. Иначе говоря, когда система тормозов выходит из строя. Торможение производится непосредственно частями кузова автомобиля. При этом лучше постараться чтобы автомобиль тормозил при помощи касательного, а не лобового удара кузовом.
Способы торможения
Отталкиваясь от разнообразных моментов, которые влияют на траекторию движения авто на трассе, и от которых зависит предпочтительный тип торможения, можно выделить некоторые основных способы торможения:
- двигателем;
- силовое;
- прерывистое;
- газ-тормоз.
Если у едущей с некоторой скоростью машины, на конкретной передаче, прекратится топливная подача (то есть снизится двигательная тяга, передаваемая от коробки передач к колесам), то получится достаточно плавное понижение скорости движения. При торможении двигателем, он выступает в качестве главного механизма торможения, так как имеется прямая связь между мотором и колесами. Кроме того, динамика самого торможения будет повышаться при понижении передачи.
Читайте также: Когда водителю автомобиля нужен эвакуатор
Силовое торможение так же осуществляется при помощи мотора. При использовании этого способа, передача понижается принудительно.
Причем в большинстве случаев это делается таким образом, что получившаяся передача становится ниже чем должна была быть по соответствию скоростей. Таким образом провоцируется более активное замедление авто.
Используется такой способ торможения обычно тогда, когда применение исправной системы тормозов позволительно, либо может привести к блокированию ведущих колес.
Совет
Прерывистое торможение иначе принято называть импульсным или ступенчатым. Это наиболее часто используемый способ торможения, который осуществляется штатной системой торможения, при условии нахождения ее в рабочем состоянии.
Оно представляет из себя неоднократное, различное по времени и количеству надавливание на педаль тормоза.
Наибольшего эффекта можно достигнуть, если применять этот способ торможения в совокупности с обыкновенным и силовым способом.
Прерывистый способ имеет два «продвинутых» подтипа. Один из них – с повышением усилия, второй – с понижением.
Первый используется, когда автомобиль движется по трассе с низким коэффициентом сцепления. Такая дорога может быть покрыта снегом или льдом, грязью и им подобным. По мере того, как авто замедляется при помощи прерывистого торможения, усилие и время затраченное на надавливание педали тормоза, будут увеличиваться.
При помощи такого торможения водителем производится своеобразное «прощупывание» трассы, для проверки наличия возможности у машины принять маневр торможения.
При этом не стоит забывать о необходимости соблюдения дистанции, потому что тормозной путь при использовании такого способа торможения становится длиннее (в особенности, если дорога имеет очень низкий коэффициент сцепления).
Прерывистое торможение с понижением усилия используется на больших скоростях автомобиля, когда трасса обладает хорошим коэффициентом сцепления. Известно, что длительное давление на тормоз приводит к понижению эффективности самого процесса торможения.
Обратите внимание
В этом случае, лучше будет воспользоваться таким методом: первое нажатие на тормоз должно быть наиболее длительным. Это обеспечит наибольшее замедление авто. Все последующие нажатия на педаль тормоза должны быть более короткими по времени.
Такое дотормаживание необходимо для того, чтобы обеспечить необходимый контроль за процессом торможения.
Самый редко используемый способ торможения – это газ-тормоз. Он заимствован у водителей-спортсменов, и считается одним из наиболее действенных (за исключением заднеприводных авто) с сложнейших способов.
Выполнить такое торможение можно если одновременно, с небольшими перерывами (примерно в пол секунды) надавить на обе педали (газа и тормоза). Нажатием на газ обеспечивается тяговая подача к ведущим колеса.
Такого усилия мало, чтобы машина начала разгоняться, но хватает для исключения блокирования колес. Одновременно с этим прилагается наибольшее тормозное усилие (нажатием теперь уже на тормозную педаль). Все это работает, если скорость будет снижаться более чем на 20 км/ч, иначе мотор может заглохнуть. Предотвратить это можно, если выжать в этот момент сцепление.
Post Views: 1 853
Источник: https://www.hunt-guns.com/transport/vidy-sposoby-tormozheniya-avtomobilya
Тормозные системы BREMBO | Автокомпоненты. Бизнес. Технологии. Сервис
В настоящее время Brembo производит почти полный ассортимент автокомпонентов тормозной системы, за исключением электрики, включая тормозные диски и колодки, суппорты, тормозные барабаны, гидравлику.
Тормозные диски и колодки Brembo подходят для 96% европейского автопарка. При этом основной специализацией компании остается производство тормозных дисков, которые стали своеобразной визитной карточкой.
До 92% оборота Brembo – это продукция для ОЕМ-сферы. А потому тормозные диски Brembo, которые поступают в розницу, ничем не отличаются от тех, что идут в первичную комплектацию, за что их и ценят потребители, ведь, как известно, требования автопроизводителей к комплектующим очень жесткие.
Важно
В процессе производственного цикла Brembo осуществляет тщательный контроль за такими параметрами, как параллельность тормозных поверхностей, варьирование толщины диска, качество обработки тормозных поверхностей, точность расположения центрального отверстия, балансировка и качество исполнения каналов вентиляционной камеры.
На выходном контроле проверяются размеры и проводится осмотр каждого диска.
Заказчиком семинара Brembo в Инжиниринговом центре SMART выступила компания Groupauto Russia. Техническое обеспечение и организацию взяли на себя специалисты центра SMART.
Чугунные тормозные диски Brembo отличаются высоким содержанием углерода. Это обеспечивает жесткость конструкции, снижение шума и вибраций.
Оригинальная разработка бренда – технология столбчатой вентиляции, которая обеспечивает высокую эффективность охлаждения и способствует 40-процентному увеличению срока службы изделия по сравнению с обычным диском.
Кроме этого, эта технология позволяет исключить распространение трещин, что повышает безопасность и повышает надежность тормозного диска.
В ассортименте Brembo есть тормозные диски с предустановленными оригинальными подшипниками, готовые к немедленному монтажу. Такие компоненты преимущественно используются на автомобилях французских марок. Все тормозные диски поставляются с оригинальным комплектом крепежных элементов.
Brembo первой на рынке запасных частей стала внедрять ультрафиолетовую технологию окрашивания тормозных дисков. Преимущество этой технологии заключается в том, что она позволяет исключить появление коррозии в течение всего срока эксплуатации изделия.
Высокий уровень технических разработок компании наглядно демонстрируют тормозные диски – Brembo MAX.
Совет
Их отличительная особенность – наличие асимметричных профилированных канавок, которые, с одной стороны, способствуют эффективному охлаждению диска, с другой стороны, позволяют отводить попавшую на тормозные поверхности воду.
Такая конструкция обеспечивает эффективное торможение как на сухом, так и на мокром покрытиях. Одна из канавок предназначена для контроля износа тормозного диска. Если она больше не видна, значит, достигнута минимально допустимая толщина диска.
В последние годы Brembo уделяет большое внимание работе на вторичном рынке автокомпонентов. В августе прошлого года компания представила серию тормозных дисков Brembo Xtra, разработанных специально для розничного сегмента. До конца этого года продуктовая линейка Brembo Xtra расширится до 200 артикулов для всех массовых автомобилей, включая Lada.
В этом году Brembo отмечает 55-летний юбилей. История компании является наглядным примером того, какое большее значение в современном мире имеет своевременное внедрение новейших технических разработок. История Brembo началась в итальянском городе Бергамо с небольшой механической мастерской. Первоначальная специализация – разработка и производство тормозных дисков.
Как раз в начале 60-х годов прошлого века дисковые тормоза получили широкое распространение, а в Италии началась массовая автомобилизация. Всего в 40 км от Бергамо – Милан с его знаменитой Alfa Romeo, чуть подальше – центр итальянского автопрома Турин с промышленным гигантом FIAT и десятками предприятий поменьше.
Новый бизнес развивался успешно, уже в 1964 году Brembo заключила контракт на поставку тормозных дисков на конвейер Alfa Romeo. В 1972 году было освоено производство компонентов тормозной системы для мототехники. В 1975 году Brembo стала партнером команды «Формула-1 Ferrari». В 1985 году стартовало производство тормозных дисков для коммерческой техники.
В 2007 году в Италии открылся центр исследований и разработок. В начале 2000-х компания наряду со своей основной специализацией – производством компонентов тормозной систем для премиальных брендов и автоспорта – начинает осваивать массовый сегмент рынка автокомпонентов. В связи с этим в 2011 году открывается новый производственный центр в Польше, а в 2012 году – в Китае.
На сегодняшний день компания имеет производственные мощности в 16 странах.
Отличительная черта дисков Xtra – специальная перфорация. Отверстия на тормозном диске обеспечивают лучшее сцепление с колодкой и более быстрый и эффективный отклик со стороны тормозной системы.
Кроме этого, благодаря этим отверстиям верхний слой колодки очищается от опасных отложений, а также предотвращается образование налета из железосодержащего материала, появляющегося на фрикционном материале колодки от износа тормозного диска.
Обратите внимание
Перфорация также позволяет рассеивать тонкий слой воды, который может накапливаться на тормозной поверхности, что обеспечивает высокую эффективность торможения на мокрой дороге.
При высоких рабочих температурах в результате сгорания смол на колодке образуется газосодержащий слой, который может вызвать явление фединга – уменьшение коэффициента трения между диском и колодкой. Отверстия позволяют отвести эти газы, быстро восстановив оптимальные условия торможения.
Наличие отверстий, улучшающих отвод тепла между диском и колодкой благодаря более эффективной циркуляции воздуха, повышает производительность тормозной системы в целом. Перфорированные диски легче, но при этом прочнее обычных за счет эффекта деформационного упрочнения.
Вследствие меньшего веса диска подвеска автомобиля работает более эффективно, повышается точность рулевого управления. Количество, размер, форма и расположение каждого отверстия проектируются и тестируются для каждой конкретной модели диска.
Все диски серии Xtra окрашиваются с применением ультрафиолетовой технологии.
Какими бы высокотехнологичными ни были тормозные диски, эффективно работать они могут только в паре с качественными тормозными колодками. Brembo предлагает широкий ассортимент колодок, включающий более 1200 моделей, предназначенных для более 98% парка европейских автомобилей.
Для тормозных колодок используются около 100 различных материалов, готовое изделие состоит из нескольких компонентов. При производстве тормозных колодок применяется скорчинг (термическая обработка поверхности), метод, который позволяет свести к минимуму процесс приработки и истирание.
Прессование методом прямой штамповки гарантирует максимальную точность продукции. Подложка обеспечивает шумоизоляцию и является теплозащитным экраном, уменьшающим передачу тепла к суппорту. Опорная пластина и прокладка, выполненные из высокопрочного металла, позволяют снизить уровень шума и гарантируют эффективное торможение.
Тонкая прокладка тормозной колодки – многослойная (резина-сталь-резина), такая конструкция обеспечивают снижение вибраций и шума.
Важно
Также Brembo предлагает широкий ассортимент колодок для барабанных тормозов, которые до сих пор широко применяются в коммерческой технике, также их часто устанавливают на заднюю ось бюджетных легковых автомобилей.
Ассортимент колодок барабанного тормоза Brembo способен обеспечить потребность более 95% автомобильного парка Европы. Для рынка запасных частей компания предлагает два комплекта барабанных тормозных колодок: стандартный и Kit&Fit.
В последнем те же компоненты, что и в стандартном, но предварительно собранные для быстрого монтажа. Кроме этого, в комплект Kit&Fit входит гидроцилиндр.
Также Brembo производит широкий ассортимент гидравлики: шланги, цилиндры для тормозов и сцепления. В августе прошлого года Brembo начала производство оригинальной тормозной жидкости.
Инженеры компании подобрали специальную рецептуру смеси, которая обеспечивает эффективную защиту от возникновения паровых пробок и хорошо работает даже при низких температурах.
В настоящее время Brembo предлагает три типа тормозной жидкости:
– стандартную DOT 4;
– DOT 4 Low Viscosity, которая отличается меньшей вязкостью и предназначена для автомобилей, оснащенных электронными системами контроля торможения и устойчивости;
– DOT 5.1, которая обладает лучшими характеристиками по сравнению с DOT 4, прежде всего при работе в условиях высоких температур.
Что важно отметить, даже самая доступная тормозная жидкость Brembo DOT 4 превосходит требования международных стандартов, в частности, у нее точка кипения не менее 260 градусов Цельсия, в то время как минимально допустимая температура – 230 градусов.
Для своей продукции Brembo разработала оригинальную упаковку с фотографиями реальных сотрудников предприятия, тем самым подчеркивая, что каждый работник несет ответственность за свою работу и качество каждого продукта. Помимо этого, для быстрого доступа к инструкциям по монтажу на упаковку наносится QR-код.
Семинар в Инжиниринговом центре SMART стал отличной возможностью для всей аудитории получить важную и актуальную информацию о новинках Brembo «из первых рук». Главными преимуществами продукции Brembo являются производительность и надежность.
Совет
Когда речь идет о тормозной системе, не может быть компромиссов, так как от производительности и надежности тормозов зависит жизнь всех участников дорожного движения.
Именно поэтому потребитель, которому нужна уверенность в работе тормозной системы, выбирает Brembo.
Источник: https://a-kt.ru/articles/tormoznye-sistemy-brembo
Оценка статьи: (нет голосов)
Загрузка…Поделиться с друзьями: Похожие публикации
Добавить комментарий