Контраварийная подготовка водителей как один из шагов к безопасности езды

Содержание

27.06.2019

Как научиться водить машину? Безопасное вождение и контраварийная подготовка

Контраварийная подготовка водителей как один из шагов к безопасности езды

В прошлой статье я в общих чертах рассказал, как правильно учиться вождению автомобиля, о шести уровнях водительского мастерства, первым из которых является получение водительского удостоверения в ГИБДД.

Отсюда следует, что обучения в автошколе явно недостаточно, чтобы называться хорошим водителем или считать, будто вы хорошо, грамотно и безопасно водите машину. Для этого нужно постигать следующие уровни водительского мастерства, и важно делать это последовательно, переходя от простого к сложному.

В этой статье я подробнее расскажу, из чего складывается водительское мастерство и что должен знать и уметь хороший водитель.

Водительское мастерство складывается из двух основных составляющих:

  • техника вождения автомобиля
  • тактика вождения автомобиля

Техника вождения автомобиля

Техника вождения автомобиля – это ваши действия с его органами управления. Они могут быть правильными и неправильными.

К сожалению, для большинства водителей управлять автомобилем – это занять место за рулем, крутить рулем, нажимая на педали. И если вы приехали к месту назначения без происшествий, считается, что все ОК.

Нет, друзья мои, все не так просто! Может оно, конечно, и ОК, но это никак не следует из того, что вы доехали без ДТП.

Обратите внимание

Удивлены? Понимаю… Это в представлении начинающего водителя «без ДТП» означает «безопасно», и его можно понять. Главный приоритет – никуда не «вмазаться» и доехать как-нибудь, как получится… После чего выдохнуть, вытереть холодный пот со лба и отдохнуть до следующей поездки.

В статье «Безопасное вождение или контраварийная подготовка? В чем разница?» я уже описал разницу между «безаварийно» и «безопасно». Безаварийно – это просто без ДТП и не более.

Безопасно – с постоянным контролем автомобиля и дорожной обстановки, осознавая в каждый момент времени степень риска ДТП, последствия своих действий за рулем и принятых решений, а в результате – с минимальной вероятностью ДТП.

Правильно водить машину — не значит без ДТП…

Таким образом, правильные действия за рулем, правильная техника вождения автомобиля – это не та, которая позволит вам доехать из пункта А в пункт Б. Это техника, которая позволит вам доехать с минимальным риском ДТП.

Чувствуете разницу? Правильная техника вождения автомобиля – это та техника, которая позволит вам сохранять максимальное сцепление шин с дорогой. Которая позволит поддерживать запас тяги двигателя.

Которая позволит надежно предотвратить аварийную ситуацию и восстановить управляемость, устойчивость машины и контроль над ней, если шины все же потеряли сцепление с дорогой и машина начала скользить.

Уверен, в автошколе вы не слышали такого, а на экзамене по вождению автомобиля думали точно не о запасе сцепления шин с дорогой и тем более не о выходе из заноса путем корректирующего руления или экстренного торможения с АБС :)))))

Во завернул, да? 🙂 И пару слов скажу о сцеплении шин с дорогой. Вам может показаться, что оно зависит от дорожного покрытия (скользко/не скользко) или от качества шин (летние/зимние, новые/лысые). Конечно это так, но этим не исчерпывается.

Сцепление шин с дорогой зависит и от действий водителя с органами управления, от его водительского мастерства.

И чем выше уровень водительского мастерства, тем эффективнее его техника вождения автомобиля, тем выше запас сцепления шин с дорогой, тем ниже вероятность ДТП и тем безопаснее вождение.

Важно

Так что первый шаг на пути к безопасному вождению автомобиля, водительскому мастерству и званию «хороший водитель» — освоение правильной техники вождения.

Опишу для начала, из чего складывается техника вождения автомобиля в штатных ситуациях, с помощью которой водитель поддерживает запас сцепления шин с дорогой и высокий уровень безопасности вождения.

И в конце статьи отдельно расскажу о технике вождения в критических ситуациях, которую принято называть контраварийным вождением.

Техника вождения автомобиля в штатных ситуациях:

  • оптимальная посадка водителя и контраварийное положение рук на руле
  • эффективная скоростная техника руления, 4 способа руления с постоянным контролем положения передних колес
  • быстрое и плавное переключение передач вверх, контроль переключений по тахометру
  • быстрое и плавное переключение передач вниз, использование перегазовки, контроль переключений по тахометру
  • работа с педалями: быстрое и плавное «бросание» педали сцепления, прогрессивное нажатие на педали газа и тормоза
  • управление перераспределением веса по осям автомобиля для сохранения максимального сцепления шин с дорогой
  • навыки эффективного старта в гору и на скользкой дороге
  • навыки плавного, но интенсивного ускорения
  • поддержание заданной скорости, имитация круиз-контроля
  • плавное и затяжное торможение, защитное торможение
  • прохождение поворотов: использование сглаживающей траектории прохождения поворота, точное определение крутизны поворота и движение без подруливания, использование крутящего момента двигателя для повышения надежности прохождения поворота, эффективная синхронизированная работа педалями и рулем
  • проезд препятствий: использование перераспределение веса автомобиля при торможении, управление перераспределением веса для снижения ударных нагрузок
  • парковка: чувство габаритов машины, знание динамических габаритов и контрольных точек при маневрировании, знание 6 разновидностей парковки и умение их реализовывать.

Этому не учат в автошколах

Дальше надо продолжать? 🙂 Впечатляет, не правда ли? И это я перечислил не арсенал приемов Михаэля Шумахера (хотя и он использует все из перечисленного), а то, без чего без чего вождение в городе вообще не может быть безопасным. Это – лишь в общих чертах описание навыков вождения автомобиля, и это примерно треть того, что должен знать и уметь хороший водитель. Этому не учат в автошколах, и это вы можете освоить в школе водительского мастерства.

В нашей школе Kaminsky Driving School вы можете частично освоить эти навыки на курсе «Вождение в городе» (Уровень 2. Уверенное вождение) и постичь все перечисленное, включая многочисленные нюансы, на курсе безопасного вождения третьего уровня «МВА для водителя: Мастерство Вождения Автомобиля».

Тактика вождения автомобиля

Идем дальше. Перечисленные навыки вождения автомобиля – составляющая водительского мастерства, но их совсем недостаточно для полноценного и безопасного вождения.

Эти навыки позволят вам полностью контролировать движение автомобиля как такового и неплохо управлять им на пустой дороге, горном серпантине, к примеру.

Но автомобиль – существо «социальное», и управление им подразумевает наличие других участников движения, соблюдения правил дорожного движения, учет дорожных знаков, разметки, условий видимости и т.п.

И для того, чтобы учитывать все это, существует отдельная группа водительских навыков, которая складывается в тактику вождения автомобиля. К ним относится следующее:

  • равномерность движения
  • приемы экономичного вождения автомобиля
  • отсутствие бесполезных и незапланированных торможений
  • навыки создания и сохранения безопасного пространства вокруг автомобиля
  • знание критериев безопасности окружающего пространства
  • умение быть видимым для других участников движения
  • умение рационально наблюдать за дорогой и оценивать ситуацию
  • умение прогнозировать изменение ситуации и своевременно реагировать
  • знание критериев безопасной, оптимальной скорости движения в потоке
  • умение поддерживать и своевременно изменять оптимальную скорость
  • умение правильно выбирать оптимальную скорость в свободных условиях движения и в плотном потоке
  • умение выбирать безопасную скорость в зависимости от условий видимости дороги
  • 5 способов эффективного перестроения
  • навыки безопасных опережения и обгона
  • навыки безопасного выезда на главную дорогу
  • умение учитывать намерения других участников движения
  • способность сознательно жертвовать своим приоритетом
  • умение занять оптимальное положение на дороге и не создавать помех более «быстрым» водителям
  • понимание и использование принципа рационального приоритета проезда

И этому тоже не учат в автошколах

Как видите, мало что из перечисленного изучается в автошколе, и что самое обидное вы это можете освоить далеко не в каждой школе водительского мастерства. Большая часть этих навыков на западе называется defensive driving, что по-русски принято переводить как «защитное вождение». Это вторая треть того, что должен знать и уметь хороший водитель.

В Kaminsky Driving School вы можете частично освоить эти навыки на курсе «Безопасное вождение в городе» (Уровень 2. Уверенное вождение) и пройти обучение защитному вождению на курсе безопасного вождения высшего уровня «МВА для водителя: Мастерство Вождения Автомобиля».

Пройдя этот курс и научившись всему, о чем я написал, вы поднимитесь на уровень продвинутого водителя – МВА – мастера вождения автомобиля.

Совет

Итак, перечисленные навыки вождения автомобиля позволят водителю не допускать аварийных ситуаций: полностью контролировать машину и дорожную ситуацию, осознавать уровень риска ДТП в каждый момент времени, управлять уровнем риска и сводить его к минимуму.

Если вы владеете всеми этими приемами, это, конечно, здорово, но недостаточно для полностью безопасного вождения автомобиля. Ведь раз в год и палка стреляет, и на старуху бывает проруха. Так что как ни предугадывай развитие дорожной ситуации и не избегай аварий, рано или поздно могут понадобиться навыки выхода из экстремальных ситуаций – контраварийные приемы вождения автомобиля.

Контраварийное вождение автомобиля

Последняя составляющая того, что должен уметь хороший водитель – надежно выходить из критических ситуаций в случае их возникновения – приемы контраварийного вождения. То есть техника вождения автомобиля в нежелательных ситуациях, которые могут каждый день произойти на дорогах общего пользования. Это следующие навыки:

  • вывод автомобиля из сноса
  • экстренное торможение, грамотное использование АБС
  • безопасное прохождение поворота
  • экстренное торможение в повороте
  • вывод автомобиля из заноса в повороте
  • вывод автомобиля из заноса на прямой
  • экстренный объезд препятствия (переставка, лосиный тест) с торможением, без торможения, с возвратом в свою полосу движения, без возврата в свою полосу движения

Владение этими приемами подразумевает переход водителя на следующий уровень водительского мастерства и последний уровень среди навыков дорожного вождения автомобиля – уровень Профи.

Из описания приемов безопасного вождения (техники и тактики) и контраварийного вождения, видно, что это вещи разные, и одно дополняет другое. Но почему-то это не для всех водителей очевидно, и недавно я написал специальную статью «Безопасное вождение или контраварийная подготовка.

В чем разница?», где подробно описываю отличия и предназначение всех этих приемов вождения автомобиля.

Это не экстремальное вождение автомобиля

Приемы контраварийного вождения изучаются в школах водительского мастерства в качестве дополнительного обучения или повышения квалификации водителей. К сожалению, курсов водительского мастерства этого уровня нет в автошколах, и даже не в каждой школе водительского мастерства вы можете этому научиться.

Не потому что в школах водительского мастерства преподают низкоквалифицированные инструкторы, нет! Там обычно работают профи, встречаются даже бывшие гонщики и сотрудники спецслужб. Просто в нашем, российском понимании контраварийная подготовка – набор навыков спортивного вождения автомобиля, которые используют гонщики-раллисты.

Это так называемое экстремальное вождение, очень популярное сегодня словосочетание. А между реальной и полезной контраварийной подготовкой и курсами экстремального вождения автомобиля большая разница, которую я подробно описал в статье «Экстремальное вождение или контраварийная подготовка.

В чем разница?» И настоящая контраварийная подготовка широко распространена в Европе, которая, как не трудно предположить, имеет куда более низкие показатели аварийности на дорогах.

В нашей школе вы можете пройти как контраварийную подготовку водителей в европейском понимании этого выражения, так и курсы экстремального вождения автомобиля.

Контраварийное вождение вы изучите на курсах «Летняя контраварийная подготовка» и «Зимняя контраварийная подготовка», а экстремальное вождение – на курсах «Искусство дрифта», «Секреты управляемого заноса» и «Вождение по гоночной трассе».

Курсы экстремального вождения – это отдельная ветвь уровней водительского мастерства – спортивные уровни, поскольку эти приемы не могут применяться на дорогах общего пользования, а только на закрытых автодромах. О приемах экстремального вождения автомобиля я подробнее напишу в следующей статье.

Продолжение следует…

Источник: https://kaminsky.su/blog/kak-nauchitsya-vodit-mashinu-bezopasnoe-vozhdenie-i-kontravarijnaya-podgotovka

Контраварийная подготовка водителей

Контраварийная подготовка водителей как один из шагов к безопасности езды

Программа контраварийного вождения и подготовки водителей имеет несколько уровней, прежде всего ее направлением является повышение безопасности дорожного движения и снижение дорожно-транспортного травматизма. Программа состоит из серии упражнений, которые дают возможность понять поведение конкретного автомобиля на различном покрытии и отработке правильной последовательности взгляда и действий водителя.

Читайте также:  Приобретение автомобиля в лизинг для физических лиц

Программы помогают повысить эффективность навыков водителя для обеспечения готовности к экстренным действиям, таким как, скорость вращения руля, острота реакции, стабилизация автомобиля при потере устойчивости и управляемости автомобиля во время движения или при экстренном торможении, повышение эффективности торможения и использование различных способов торможения. Необходимо помнить, что выбор водителя зависит от ситуации, внешних условий и собственных возможностей. Программа необходимая для обучения контраварийному вождению подбирается индивидуально для каждого клиента, путем тестирования.

Многие водители заблуждаются, думая, что экстремальное и контраварийное вождение, (подготовка), одно и то же.

Обратите внимание

На самом деле занятия по контраварийному вождению, подготовке делятся на два вида:

(АКТИВНЫЙ) — данный вид проводится на специальной территории и направлен на изучение поведения конкретного автомобиля на различного рода покрытиях. (как правило ледово-снежное, сухой или мокрый асфальт). И происходит это примерно так: 

(ПАССИВНЫЙ) – данный вид контраварийного вождения  отрабатывается в городе, в потоке и направлен, прежде всего на предупреждение и предотвращение возможных аварийных ситуаций. Его еще можно назвать «ЗАЩИТНЫМ БЕЗОПАСНЫМ СТИЛЕМ»

Уроки экстремального вождения, рассчитаны на категорию водителей, которые хотят попробовать и приблизить себя к автомобильному спорту или просто выпустить «пар».

Все практические занятия по экстремальному вождению, проводятся только после прохождения специализированного теста, включая тест по вождению автомобиля. Данные тесты позволяют определить уровень подготовки водителя и правильно подобрать для клиента индивидуальную программу занятий.

Практические занятия по экстремальному вождению проводятся на специально подготовленном автомобиле, оборудованном каркасом безопасности, на специально подготовленной трассе. Хотите экстремально ездить? Добро пожаловать в автоспорт. Желаем Вам Удачи на дорогах!

«МЫ НЕ УЧИМ ЭКСТРЕМАЛЬНО ЕЗДИТЬ – МЫ УЧИМ НЕ ПОПАДАТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ, А ПОПАВ ДОСТОЙНО ИЗ НИХ ВЫЙТИ»

Источник: http://cpvm.ru/emergency-preparation

Контраварийная подготовка. Что должен знать каждый водитель?

Контраварийная подготовка водителей как один из шагов к безопасности езды

Казалось бы, что может произойти с нами на дороге? Да все что угодно! Попробуйте понаблюдать, сколько водителей ездят вразвалочку, высунув руку в окно и покуривая сигаретку. Некоторые и вовсе за руль не держатся и пытаются рулить одним запястьем, а то и вообще не понятно какой частью тела. «У меня же крутая машина, а я крутой чел!

», ― ошибочно думают водители. А стоит ввести в поиск YouTube запрос «подборка аварий» и мы сразу же убедимся — в одну секунду на дороге может произойти все что угодно. Водители «геликов», которые считают, что пристегиваться удел простых смертных, вылетают через лобовые стекла как собаки, другие просто сносят столбы и попадают под фуры. В новостях мы каждый день видим сводки страшных аварий. Друзья, всегда пристегивайте всех пассажиров в салоне и будьте предельно внимательны!

Совсем недавно я отправился в «Центр контраварийной подготовки Сергея Овчинникова» (voditel.by). Курс подготовки рассчитан на отработку основных навыков управления машиной в экстремальных ситуациях, а также на психологическую адаптацию водителя.

Важно, что занятия отвечают на вопросы не только как выходить из этих экстремальных ситуаций, но и как туда не попадать! Зачастую мы слишком уверены в своих возможностях, но даже опытные водители теряются в случае внезапного препятствия или заноса.

Как поступать в таких случаях? Некоторые знания я узнал еще из книги Горбачева «Экстремальное вождение. Гоночные секреты», а теперь дополнил их практикой.

Занятия состояли из трех дней теории, упражнений на тренажерах, а также трех дней практики. На лекциях рассматривалось множество вопросов: как заставить автомобиль поворачивать, если он этого не хочет, как безопасно пройти поворот, как бороться с заносом и сносом передней оси, как прогнозировать дорожно-транспортные ситуации.

Даже торможение может осуществляться различными способами: плавное, резкое, импульсное, ступенчатое и комбинированное торможения, а также торможение двигателем, стояночным тормозом, с блокированием колес, с одновременным нажатием на газ и тормоз (торможение левой ногой), в управляемом заносе, вращением и контактное — всего более десяти способов!

В точке положения 12 часов запястья касаются рулевого колеса, при этом руки полусогнуты. Точки хвата руками ― 10 и 2 часа на уровне плеч. При выжатой педали сцепления нога практически выпрямлена и образует угол 120 градусов. Руль всегда нужно держать двумя руками!

Отдельно я хотел бы заострить внимание на правильной посадке за рулем. От этого в первую очередь зависит не только ваша безопасность и безопасность ваших близких, но и других участников движения.

Если водитель сидит, развалившись, или еще хуже «лежит», то он не только рискует в случае аварии нырнуть под ремень, но и не успеть вывернуть руль в аварийной ситуации.

Поверьте, если машина в случае заноса окажется на встречной полосе, для реакции останутся доли секунды.

После отработки на тренажере навыков руления (скоростное вращение рулевого колеса двумя руками и одной рукой, силовое руление, упражнения в случае заноса), пришла очередь практических занятий – самого интересного!

Шасси, которое с автоспортом не просто знакомые

Важно

За три дня были сожжены тонны бензина и стерты сантиметры резины (тонкий юмор). Clio научилась ездить на трех колесах (хорошо, не на двух) и показала себя только с лучшей стороны.

Практика включала в себя несколько упражнений: отработка навыков руления (змейка), объезд препятствия (лосиный тест);

Держак у резины с шириной профиля 185 мм, как оказалось, очень мощный

на деле все не так просто, как выглядит:

торможение, объезд препятствия с одновременным торможением;

Для тормозов это был страшный сон

Инструктор недоволен)

и гоночная трасса, для отработки оптимальных траекторий.

Clio с 1,2-литровым двигателем в боевом режиме)

После занятий у меня остались только самые лучшие впечатления. Теперь ко мне пришло большее понимание, кто такой водитель и что нужно делать на дороге.

Надеюсь, контраварийная подготовка для меня станет первым шагом к автоспорту, куда я очень стремлюсь.

Отдельно хотелось бы поблагодарить лично Сергея Овчинникова и других сотрудников центра, признанных мастеров спорта, действующих спортсменов, чемпионов по ралли, скоростному маневрированию и кольцевым гонкам.

Друзья, желаю каждому закончить курсы контраварийной подготовки, ведь они направлены в первую очередь на вашу безопасность. Также хочу пожелать вам здоровья и удачи, чтобы на дороге вас и ваших близких плохие ситуации обходили стороной. Будьте внимательны!

Источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://4kolesa.mirtesen.ru/blog/43006823981/Kontravariynaya-podgotovka.-CHto-dolzhen-znat-kazhdyiy-voditel

Контраварийная подготовка водителей — Академия безопасного вождения «Актив»

Контраварийная подготовка водителей как один из шагов к безопасности езды

В этой статье будет рассмотрена контраварийная подготовка водителей, как методика. Я отвечу на вопрос, который нам часто задают: «Так, что же это за методика такая и кто ее придумал?»

Кто создал методику контраварийной подготовки водителей?

Сразу хочу сказать: «Нет, не мы ее придумали».

Методику контраварийной подготовки водителей разработал профессор кафедры прикладных видов спорта и экстремальной деятельности РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК), доктор педагогических и кандидат технических наук, академик, Заслуженный тренер России — Цыганков Эрнест Сергеевич — известный в России, как автор уникальной, не имеющей аналогов в мире, методики контраварийной подготовки водителей.

Для чего нужна эта методика?

Методика контраварийной подготовки предназначена для повышения мастерства водителей при управлении автомобилем в критических и предаварийных ситуациях.

Программа направлена на развитие активных управляющих действий и навыков безопасного управления в критических ситуациях.

Помогает развить умение прогнозировать начало критической ситуации и умение выходить из этой ситуации.

Сколько времени нужно на освоение методики обычному водителю?

Естественно, как и любое другое образование, освоение методики требует много времени и практики на автодроме! Изучить методику за 1-2 дня, как многие хотят, просто невозможно!

Конечно, за одно-два занятия можно узнать что-то новое, но, чтобы довести собственные действия до автоматизма, а это и есть одна из основных задач методики, такого количества занятий будет мало. Упражнения позволяют моделировать сложные критические ситуации, а также ситуации связанные с потерей устойчивости и управляемости автомобиля, и наработать умение преодолевать такие ситуации.

По мнению водителей, которые прошли 10-12 занятий по контраварийной подготовке (летней и зимней), можно приобрести такой объем водительского мастерства, какой невозможно получить за 20-25 лет вождения.

Кто может работать (обучать) по методике?

Чтобы работать по методике и обучать водителей контраварийному вождению, нужно не просто пройти ее один или два раза, а потратить минимум 5 лет своей жизни на изучение этой методики, и, при этом, желательно, иметь авто-спортивный опыт. Но и на этом все не заканчивается, нужно постоянно поддерживать себя в хорошей форме, «успевать» за современными автомобилями, постоянно развиваться и совершенствоваться.

Также, очень важно, как тренер-преподаватель по контраварийному вождению передает свои знания! Я не раз видел случаи, когда профессиональный авто-спортсмен (гонщик) не мог донести до ученика самые элементарные «вещи». Ну и конечно, тренеру-преподавателю желательно иметь высшее профильное образование.

Постарайтесь серьезно относиться к вопросу управления автомобилем, это ваша жизнь и безопасность, которая в большинстве случаев зависит только от вас и вашего умения.
Как вы добираетесь от дома до работы? Вы готовы к любым критическим ситуациям или едите наудачу?

Чем отличается экстремальное вождение от контраварийного, можно узнать из нашей статьи «Экстремальное вождение vs контраварийное вождение»

Павел Брагин инструктор Академии безопасного вождения «Актив», г. Москва

#язабезопасность

Источник: http://abvaktiv.ru/kontravarijnaya-podgotovka-voditelej

Контраварийное вождение — правильная подготовка водителей

Контраварийная подготовка водителей как один из шагов к безопасности езды

Предлагаем всем водителям, независимо от стажа и опыта пройти контраварийную подготовку на наших курсах в Москве и Подмосковье.

Что такое контраварийное вождение?

В процессе дорожного движения время от времени могут возникать ситуации, когда избежать аварии очень трудно или даже невозможно. Это может быть скользкая дорога.

Причём не только обледенелая, но и мокрая или покрытая жидкой грязью или песком.

Даже на сухом асфальте автомобиль может пойти юзом, если он «обут» в шины, несоответствующие сезону или же водитель значительно превысил скорость.

Бывает ситуация, когда ничто не предвещает аварии: дорога сухая, шины соответствуют погоде, скорость — в пределах допустимой, видимость отличная. Но вдруг другой водитель совершает неожиданный манёвр, и обстановка стремительно меняется. Избежать столкновения можно, но для этого необходимо быстро принять решение и чётко выполнить необходимые действия по управлению автомобилем.

Почему происходит авария?

В состоянии стресса и отсутствия времени на размышление даже опытный водитель может растеряться и допустить роковую ошибку. Потом, в спокойной обстановке анализируя аварию можно увидеть свой просчёт, понять, как надо было действовать. Но изучение и анализ не гарантируют адекватных действий в сходной ситуации в следующий раз.

Обстановка может повториться, но времени на размышления опять не будет, в стрессовой ситуации не удастся вспомнить и выполнить то, что тщательно разбирали в прошлый раз. В быстро меняющихся обстоятельствах не будет времени рассчитывать и анализировать множество факторов: движение своего и чужих автомобилей, скорости, массы, трение, ускорения и торможения.

Для чего нужна контраварийная подготовка водителей?

Вспомните, как мы оцениваем дорожную обстановку, определяем очерёдность проезда или порядок движения на перекрёстке. Не начинаем копаться в памяти, вспоминая пункты правил, которые старательно изучали перед экзаменом на получение прав.

Мы даже не помним формулировки, изложенные в них, но, тем не менее, почти всегда действуем в полном соответствии с предписанным порядком. Эти навыки выработались в течение длительного времени, отложились в подсознании, и мы даже не задумываемся, как поступить в той или иной ситуации.

Читайте также:  Какое сопротивление должно быть на высоковольтных проводах: проверить мультиметром

Решение принимается на уровне рефлекса.

Так же надо действовать и в аварийной ситуации — не задумываясь, практически рефлекторно. В этом назначение контраварийной подготовки — научить водителя правильно действовать в экстренных обстоятельствах.

Как этого достичь?

Чтобы научиться адекватному поведению в нештатной дорожной обстановке недостаточно теоретических занятий.

Полученные знания необходимо закрепить на практике, до автоматизма отрабатывая приёмы на уроках контраварийного вождения. Очень важно научиться чувствовать поведение машины и мгновенно на него реагировать.

Контраварийная подготовка — это практическое умение адекватно управлять автомобилем, когда он пытается выйти из-под контроля.

Где можно взять уроки контраварийного вождения?

Как уже говорилось, чтобы научиться безопасно ездить, нужна практика. Но где её получить, не жертвуя собственным автомобилем и не подвергая опасности свои жизнь и здоровье?

Для правильного и безопасного обучения водителей вести себя в аварийной ситуации существует школа контраварийного вождения Vasin Driving School. Она оборудована отгороженными от дорог общего пользования автодромами, на которых можно оттачивать навыки, не рискуя попасть в ДТП. Школа имеет в распоряжении новейшние автомобили Audi с полным приводом quattro.

Совет

Все инструкторы-водители имеют высшее педагогическое образование, большой спортивный и педагогический стаж и сертифицированы по международной программе Audi driving experience. Они прекрасно владеют приёмами обучения Вас своему мастерству.

Для участников разработаны два круглогодичных курса контраварийной подготовки — Базовый и Продвинутый.

  • Базовый курс предназначен для всех желающих.
  • Продвинутый курс предполагает наличие основных навыков управления автомобилем в экстремальных ситуациях, к нему допускаются водители, успешно овладевшие Базовым.

Обращайтесь к нам в Vasin Driving School! Стоимость обучение доступна, и надо понимать, что она не идёт ни в какое сравнение с финансовым, физическим и моральным ущербом, который несёт любая, даже самая незначительная авария.

Пройдя курс в нашей школе, Вы научитесь без потерь выходить из аварийных ситуаций, сохраняя в неприкосновенности имущество, здоровье и жизнь свою и своих близких.

Источник: https://VasinDrivingSchool.ru/contr-driving/

Контраварийная подготовка | Школа водительского мастерства Drive Style

Контраварийная подготовка водителей как один из шагов к безопасности езды

КОНТРАВАРИЙНАЯ ПОДГОТОВКА: Основы безопасного вождения

Одной из основных причин аварийности на автомобильном транспорте является явное недостаточное профессиональное мастерство водителя. В программах подготовки традиционных автошкол не предусмотрено практическое обучение действиям в критических дорожно-транспортных ситуациях.

Ряд приемов базовой подготовки: скоростное руление, ступенчатое прерывистое торможение, габаритное и экстренное маневрирование и многое другое — не только являются основой для изучения приемов высшего мастерства, но и дают возможность водителю заменить в своем арсенале неэффективные средства управления, усвоенные в традиционных автошколах.

Что же дает курс контраварийной подготовки обычному водителю? Готовность к экстренным действиям.

И почему даже спортсмены высокой квалификации оценивают его как уникальный по конечному эффекту?

Оказывается, главное не в приобретении автоматизма контраварийных действий, а в возможностях познать себя и свой автомобиль.

Для обычного водителя это означает выявить ту грань безопасности, после которой он попадает в критические или аварийные ситуации. Поэтому после контраварийной подготовки большая часть обучаемых становится более осторожными. Многое неизвестное стало понятным, и, нажимая на тормозную педаль, поворачивая рулевое колесо или прибавляя обороты, они всегда знают чем это закончится на дороге.

В заключение следует отметить, что система контраварийной подготовки является самым эффективным и практичным путем к овладению навыками и умением экстренных безошибочных действий.

1

ТРЕНАЖЕРНАЯ ПОДГОТОВКА

Обратите внимание

Обучение рациональной технике руления — это большой резерв активной безопасности любого водителя, при том сами приемы доступны любому человеку в возрасте до 80 лет.

Главная задача — освоить приемы скоростного руления одной и двумя руками. Этот вид руления применяется для компенсации допущенных водителем ошибок за счет быстрого вращения рулевого колеса.

Неопытный водитель обладает поздней реакцией на потерю управляемости, его общие приемы руления не рациональны.

Поэтому чем ниже квалификация и опыт водителя, тем более высокими показателями скоростного руления он должен обладать, чтобы стабилизировать с помощью руления автомобиль при временной потере устойчивости и управляемости.

Тренажерная подготовка дает возможность освоить рациональные способы управления рулевым колесом, изучить основные элементы руления, последовательность взаимосвязанных движений руками. Эти приемы выявлены у лучших водителей и автоспортсменов.

Они направлены на стабилизацию автомобиля в критических ситуациях дорожного движения.

Освоение приемов позволяет повысить скорость руления опытным водителем со стажем работы более 5 лет — на 10%, молодым водителям со стажем работы менее 3-х лет — до 40%.

Продолжительность: 3 часа (1 занятие)

СТОИМОСТЬ — 2500 р

ФОТОГАЛЕРЕЯ: Занятия в классе

2

КОНТРАВАРИЙНАЯ ПОДГОТОВКА: ЛЕТНИЙ ЦИКЛ

Комплекс упражнений предназначен для совершенствования профессионального мастерства водителей.

Весь комплекс делится на подготовительные, основные, дополнительные и контрольные упражнения.

Данная подготовка рекомендована водителям с опытом и без.

ТРЕНИНГ «Базовый»: габаритная подготовка, эл-ты рациональной парковки, маневрирование в ограниченном пространстве

Темы занятий:

— скоростное руление, — ступенчатое прерывистое торможение, — освоение рациональных технических приемов при прохождении поворотов, — габаритная подготовка, — движение задним ходом по зеркалам, — габаритное и экстренное маневрирование, направленное на отработку уверенного понимания физики движения автомобиля.

Продолжительность: 5 часов (1 занятие)

СТОИМОСТЬ — 8000 р

ТРЕНИНГ «ПРОФИ»

Темы занятий:

— рациональные приемы разгона и торможения, — освоение устойчивых, уверенных навыков при управлении автомобилем в стесненных условиях, ощущение габаритов (габаритная подготовка) — формирование чувства автомобиля, — построение оптимальной траектории при поворотах различного радиуса, — объезд препятствий, неровностей, — отработка выбора единственно правильного решения при объезде препятствий, — движение задним ходом по зеркалам.

Важно

В заключение следует отметить, что система контраварийной подготовки является самым эффективным и практичным путем к овладению навыками и умениями экстренных безошибочных действий.

Продолжительность: 7 часов

СТОИМОСТЬ — 9990 р

ФОТОГАЛЕРЕЯ: Летняя контраварийная подготовка

3

КОНТРАВАРИЙНАЯ ПОДГОТОВКА: ЗИМНИЙ ЦИКЛ

КОНТРАВАРИЙНАЯ ПОДГОТОВКА ПРОДВИНУТАЯ. ШКОЛА ЗАНОСА

Вершиной безопасного управления автомобилем является раздел специальной контраварийной подготовки. Многократная имитация реальных критических ситуаций в безопасных условиях автодрома позволяет вооружить водителя самой дефицитной педагогической продукцией — защитными контраварийными навыками.

Эта школа вооружает водителя арсеналом приемов универсального назначения.

Различные упражнения комплекса необычны для водителей тем, что основной эффект заключается в том чтобы научиться управлять траекторией движения своего автомобиля с помощью не передних, а задних колес.

Эти упражнения можно назвать «Школа заноса».

Упражнения методики позволяют многократно моделировать сложные ситуации и преодолевать их в безопасных условиях.

В процессе основных упражнений изучаются приемы по стабилизации автомобиля. Не менее важно приобрести «чувства» потери устойчивости и управляемости. Кроме того, необходимо познать свойства автомобиля. При этом главное — научиться прогнозировать потерю управляемости.

Комплекс упражнений имитирует действия водителя в ряде типичных критических ситуаций:

Темы занятий:

— пробуксовка при разгоне и экстренное торможение, — снос передней оси, — снос задней оси, — потеря управляемости при боковом скольжении, — вращение автомобиля, — ряд упражнений, применяемых для стабилизации автомобиля в произвольном вращении и заносе, — разворот 180 и 360 градусов (полицейский разворот), — потеря поперечной устойчивости, — имитационные действия водителя в критической ситуации — ритмический занос, — стабилизация автомобиля при вращении, — упражнения, имитирующие действия водителя в типичной критической ситуации — потеря устойчивости и управляемости на скользкой дороге, — упражнения, имитирующие действия водителя в типичной критической ситуации — потеря устойчивости и управляемости при экстренном объезде препятствий на высокой скорости (приобретенные навыки позволяют стабилизировать автомобиль в любой фазе ситуации — при сносе, заносе и вращении автомобиля.

Такие приемы лежат в основе большинства элементов высшего мастерства, сложная структура которых и творческий подход позволяют разрядить самые опасные и критические ситуации.

Важно

В заключение следует отметить, что система контраварийной подготовки является самым эффективным и практичным путем к овладению навыками и умениями экстренных безошибочных действий.

ФОТОГАЛЕРЕЯ: Зимняя контраварийная подготовка

Источник: http://drive-style177.ru/mainmenu/programm/kontravarijnaya-podgotovka.html

Что такое контраварийная подготовка?

Контраварийная подготовка водителей как один из шагов к безопасности езды

   Контраварийная подготовка, экстремальное вождение, спортивное вождение: как разобраться во всем этот многообразии, в чем отличия и что требуется именно вам?

   Наша школа базируется на принципе того, что мастерство вождения состоит не в эффектном, а в эффективном управлении автомобилем, в создании и формировании безопасных навыков управления.

Поэтому мы не учим ездить на двух колесах, «играть в шашки» на городских улицах, вообще никогда не ставим под угрозу жизнь ученика и окружающих. Также на занятиях мы не пропагандируем спортивное вождение.

Хотя бы по той причине, что этот процесс строго индивидуальный, требует четкого понимания от ученика поставленной цели и готового пожертвовать многим ради ее достижения.

Совет

   Напрасно думать, что это уроки для профессиональных автогонщиков или ради показного эффекта. Мы стремимся сделать движение более безопасным. По другому данный курс можно назвать контраварийное, защитное или безопасное вождение, что в общем практически одно и тоже.

Цель обучения — познакомить водителя с особенностями управления автомобилем в условиях критической ситуации на дороге. В нашей автошколе подобные ситуации моделируются в учебном классе, затем на автодроме, а потом подробно рассматриваются и практикуются пути выхода из них.

   Чтобы не оказаться беспомощным в реальной аварийной ситуации нужно освоить ряд приёмов «контраварийного» вождения автомобиля.

Ведь даже аккуратный и опытный водитель не застрахован от попадания в занос на скользкой дороге, от экстренного торможения во избежание столкновения, пробуксовки и прочих неприятностей.

Знание техники экстремального вождения как средство достижения наивысшей безопасности полезно для каждого водителя, и неуверенного новичка, только что получившего права, и «аса», который за рулем не один десяток лет.

Перенасыщенные машинами улицы и автомобильные трассы, пробки — источники повышенной опасности, риска для всех участников движения. Водителям требуется все больше внимания и мастерства, чтобы вовремя среагировать на различные ситуации, которые возникают все чаще и чаще. Безаварийный способ вождения как раз и заключается в правильном распределении внимания и умении прогнозировать аварийные ситуации.

   Чтобы управлять автомобилем, а не просто ехать по дороге, нужно контролировать транспортное средство. Для этого необходимо изучить его особенности, ведь каждая машина ведет себя по особенному на поворотах, по-разному реагирует на нажатие и сброс газа.

   Устойчивость и управляемость автомобиля во многом зависит от скорости руления. Скорость реакции, бесспорно, определяется квалификацией водителя и его способностью к прогнозированию экстремальных ситуаций.

Статистика показывает, что количество аварийных ситуаций, которые моделируются на автодроме, водитель автомобиля может встретить в реальной жизни за 10-12 лет непрерывного стажа.

Обратите внимание

Это прохождение препятствий, проезд неровностей, опасность столкновения, вождение автомобиля на скользкой дороге, экстренное торможение на скользкой дороге, разворот в скольжении.

Водитель со стажем имеет набор специфических навыков, так называемую «мышечную память», это и позволяет ему быстро и максимально безболезненно выйти из критической ситуации. Вот что является гарантией безопасности в нынешних непростых условиях.

   Хотите научиться действовать на дороге четко, быстро, и единственно верно? Для приобретения данных навыков нужно поработать с автомобилем, лучше всего это сделать на безопасной площадке, а курсы экстремального вождения в этом плане — самый подходящий вариант!

Источник: http://cvvm12.ru/stati/2012-10-16/chto-takoe-kontravariynaya-podgotovka

Контраварийное вождение: 10 полезных уроков

Контраварийная подготовка водителей как один из шагов к безопасности езды

Курсы контраварийного вождения включают и начальную спортивную подготовку. За дополнительную плату ученик сможет гораздо глубже познать поведение и возможности автомобиля.

Читайте также:  Про автомобиль lada kalina 2

Полноценная контраварийная подготовка — удовольствие не из дешевых. Однако все полученные навыки и уроки не только обязательно придут вам на помощь в экстренных ситуациях, но и помогут получать большее удовольствие и комфорт при езде.

Грамотный инструктор по контраварийного подготовке — универсальный педагог.

Кроме непосредственной тренировки навыков управления автомобилем он заставит вспомнить законы физики, элементы физиологии человека и проведет психотерапию.

Да, ученику придется напрягать извилины, переступать через самые естественные и укоренившиеся психологические барьеры, но вся эта работа позволит ему совершенно по-другому воспринимать банальное перемещение на машине из пункта А в пункт Б.

Фэншуй

Физиология человека очень важна в деле управления машиной. Первым делом инструктор заставит ученика правильно усесться в водительском кресле. Практически вертикальное положение туловища и малое расстояние до руля — такова гоночная посадка. Однако на поверку в этом нет ничего спартанского.

№1. Вестибулярный аппарат человека работает идеально именно при вертикальном положении туловища. Благодаря этому водитель может своевременно ощутить начало потери стабильного движения автомобиля (зародыши сноса из заноса).

Обратная сторона медали — к примеру, у меня проблемы со спиной и она болела около недели, привыкая к своему новому положению. Зато после тренинга спина заметно реже устает и беспокоит.

Даже поездка на автомобиле с откровенно неудобными сиденьями уже не доставляет столько дискомфорта, как прежде.

Правильная посадка за рулем, скорее всего, вызовет ощутимый дискомфорт у новичка, но спустя недельку к этому можно привыкнуть и получать дивиденды.

№2. Близкое положение к рулю — залог максимальной быстроты его вращения.

Это крайне важно при экстренных маневрах, существуют даже нормативы для водителей-профессионалов специальных служб: за определенное время нужно успеть повернуть баранку от упора до упора определенное число раз.

Даже с правильной посадкой придется потренироваться ради хорошего результата, а если сесть неправильно, в норматив точно не уложиться.

Правильная посадка водителя подразумевает следующее: если вытянуть руки вперед и положить их на руль сверху, кисти рук должны свободно свисать за его ободом. Так водитель сможет максимально быстро вращать баранку.

№3. Только при правильном положении рук на руле можно точно прокладывать траектории движения, будь то поворот или экстренный объезд препятствия.

Важно

При этом водитель хорошо чувствует сцепление передних колес с дорожным покрытием. Такую обратную связь важно не терять, когда приходится поворачивать руль на большие углы.

В этом случае, перехватывая руль, важно сохранить правильное положение рук.

С неправильной посадкой за рулем чувство автомобиля притупляется, а действия водителя станут недостаточно точны. Это хорошо видно, к примеру, при скоростном проезде змейки на площадке. Но, как только инструктор донесет до ученика суть проблемы и посадит его правильно, результат сразу же улучшится.

Правильное положение рук на руле — 9 и 3 часа или 10 и 2 в зависимости от конфигурации его спиц.

№4. Дополнительно улучшить качество маневров водителя поможет использование площадки под левую ногу. В свое время для меня это стало откровением.

При резких маневрах, особенно с сиденьями без ярко выраженной боковой поддержки и с обычными трехточечными ремнями, водитель незаметно для себя начинает держаться за руль. Соответственно, качество работы с рулем сильно падает.

Однако стоит упереться левой ногой в площадку, и ту же змейку можно проезжать на гораздо большей скорости.

Площадка для левой ноги водителя — это не просто удобная подставка, а еще и скрытый инструмент, чтобы острее работать рулем.

Синдром

Психология человека очень коварна. Несколько, казалось бы, естественных и логичных инстинктов самосохранения частенько приводят к плачевным результатам. К примеру, важно даже то, куда именно устремлен взгляд водителя.

№5. Какими бы навыками ни обладал водитель, он всегда приедет туда, куда смотрит. Ни в коем случае нельзя фокусироваться на препятствии при его объезде.

Загадочным образом этот психологический нюанс заставляет совершать любые действия, кроме правильных.

Именно поэтому даже на просторной снежной площадке всегда можно приехать в единственный столб, целенаправленно тренируясь или просто получая удовольствие от езды боком!

№6. Наверное, самый опасный психологический рефлекс — экстренно тормозить до последнего. Максимально погасить скорость, безусловно, важно.

Совет

Однако также необходимо уметь отпускать тормоз, чтобы торможение не помешало правильно осуществить маневр.

Этот нюанс не потерял своей актуальности даже с приходом систем курсовой устойчивости и простейшей антиблокировочной системы тормозов ABS.

При резком торможении на автомобиле, который обделен даже простейшим электронным помощником ABS, велик риск блокировки передних колес. В этом случае бесполезно крутить руль — машина продолжит движение по прямой.

ABS и система курсовой устойчивости сохраняют возможность управления автомобилем в различных условиях, но не отменяют законов физики. На передние колеса постоянно действуют продольные силы (ускорение и замедление) и поперечные (поворот). Их взаимодействие характеризует окружность Камма.

К примеру, заблокированное при торможении колесо (излишняя продольная сила) уже неспособно передавать никакого поворотного усилия (поперечная сила). Поэтому даже при вмешательстве ABS нажатая в пол педаль тормоза сильно увеличивает радиус поворота.

И напротив, никакие помощники не заставят автомобиль вписаться в поворот, когда скорость движения машины слишком высока.

Окружность Камма — зависимость поперечной и продольной сил, передаваемых шиной. До тех пор, пока их результирующая составляющая остается в пределах окружности, стабильность движения автомобиля гарантирована. Выход за ее пределы — потеря сцепления шины с дорогой.

Сложные для восприятия законы физики до ученика лучше всего доносит упражнение «переставка». Оно повторяет известный «лосиный тест», но предусматривает интенсивное торможение перед объездом препятствия.

Инструктор расставляет конусы таким образом, что вписаться в искусственные рамки очень сложно. Действовать нужно точно.

Обратите внимание

Если не отпустить педаль тормоза перед поворотом руля, даже при наличии электронных помощников автомобиль пойдет по более широкой дуге и снесет пару пластиковых ограничителей.

Упражнение «переставка» — вариация «лосиного теста», включающая кратковременное экстренное торможение перед препятствием. Этот маневр отлично показывает живьем перераспределение продольных и поперечных сил, действующих на колесо, и массы автомобиля.

Кроме демонстрации закона окружности Камма, «переставка» также наглядно показывает влияние перераспределения массы автомобиля. При торможении ее значительная часть переносится на переднюю ось, и машина клюет носом.

Одновременно с этим существенно повышается и сцепление передних колес за счет их более сильного прижатия к дороге.

Если отпустить педаль тормоза одновременно с началом поворота руля, то можно добиться малого радиуса дуги, по которой пойдет автомобиль, и вписаться в узкий коридор из конусов. В этот момент совпадает несколько удачных факторов.

При отпускании тормоза уменьшается продольная сила, действующая на колесо, также какое-то время передняя ось машины остается загруженной и сохраняется повышенное сцепление шин с дорогой. Поворот руля в этот момент обеспечит максимальное поворачивающие усилие.

Рефлексы

№7. Переступить через себя и в экстренной ситуации нажать газ — тоже очень важный психологический момент. Лично у меня на взлом этого рефлекса ушло больше всего времени. Для простоты возьмем пример с переднеприводным автомобилем.

При возникновении неожиданного заноса в повороте, когда задняя ось начинает обгонять переднюю, поворачиваем руль в сторону заноса с добавлением газа, и машина стабилизируется. Тут главное не словить так называемый хлыст. Если вовремя не поставить руль прямо, то машину в итоге занесет еще сильнее, но в другую сторону.

Инструктор обязательно продемонстрирует ученику и этот крайне важный момент.

№8. Классическая траектория позволяет проходить повороты с большей скоростью. Не стоит относиться к этому моменту пренебрежительно. Она помогает не только в гонках, но и в обычной жизни.

Всегда есть масса факторов, когда скорость перед поворотом оказывается слишком большой: невнимательность водителя; отсутствие знака о крутом изгибе дороги; сложные погодные условия.

Зачастую ширина полосы (до 3,75 м) позволяет сделать траекторию маневра более пологой — от внешнего радиуса поворота к внутреннему. Это можно легко натренировать при повседневной езде, не досаждая другим участникам движения.

Важно

Классическая траектория прохождения поворотов в гонках — с внешнего радиуса к внутреннему. Она важна также и в обычной жизни. Благодаря ей можно вписаться в поворот, который неожиданно оказался круче, и не вылететь на встречную полосу.

№9. Если водитель научится специально провоцировать занос и поймет природу его возникновения, то впоследствии он попросту не допустит случайного заноса. Это как освоить велосипед — потом уже не разучишься.

Проще всего занос провоцируется (за исключением ручного тормоза) простым сочетанием маневров: поворот руля при отпускании газа. Это является продолжением темы с перераспределением массы автомобиля и окружностью Камма. Чаще всего такой «маневр» можно наблюдать зимой в затяжных поворотах в исполнении неопытных водителей.

По какой-то причине человек резковато отпускает дружественный газ, передняя ось автомобиля дополнительно нагружается, повернутые колеса обретают дополнительное сцепление — и автомобиль уходит в занос.

Инструктор не только научит делать это специально, но и покажет, как правильно погасить занос или, наоборот, поддержать его, когда это необходимо. С таким багажом знаний и практики водитель уже не будет совершать опасных действий на дорогах общего пользования.

Специальное провоцирование заноса и его поддержание — отличный инструмент, чтобы раскусить природу явления и уже никогда не допускать его неожиданного возникновения.

№10. Знание законов физики придет на помощь, даже когда во время поворота автомобиль продолжает двигаться по прямой. То есть вы переборщили со скоростью на входе. Дополнительно нагружать повернутые колеса торможением уже бесполезно.

Естественно, в некоторых случаях можно довернуть заднюю ось ручным тормозом, чтобы вписаться в поворот. Но это слишком опасный прием. Куда безопаснее многократный кратковременный возврат руля в положение прямо и повторный поворот. Придется вновь ломать психологический барьер.

При возвращении руля в положение прямо потерявшие сцепление с полотном передние колеса вновь его обретают. Повторный поворот руля, если сделать это плавнее, позволяет лучше реализовать поворотное усилие.

Многократное повторение маневра частенько спасает ситуацию и помогает все же вписаться в дугу поворота.

Совет

Все полученные навыки рано или поздно помогают в реальной жизни. На моем опыте это была летняя «переставка» на обочину, когда не рассчитал скорость, дистанцию, погодные условия и чуть не догнал дорогущий седан.

В период межсезонья полученный опыт помог вписаться в слепой крутой поворот и не вылететь на встречку под грузовик. Скорость была вроде бы нормальной, и знак опасного поворота я тоже видел, но никак не мог предположить, что доблестные дорожники разлили в этом месте воду, которая подмерзла ночью.

Классическая траектория и отпускание педали тормоза перед маневром помогли выйти из ситуации без потерь.

Курсы контраварийного вождения очень обширны и имеют массу упражнений. Поэтому очень важно посетить их как летом, так и зимой. К примеру, упражнения с заносом проще проводить зимой — так они лучше воспринимаются учеником. А оттачивание «переставки» больше подходит для лета.

Вот лишь некоторые столичные школы контраварийной подготовки:

  • Программа Quattro Experience от Audi (Московская область, г. Яхрома)
  • Центр водительского мастерства BMW Driving Experience (Московская область, Дмитровский район, территория горнолыжного комплекса «Сорочаны»)
  • Автомобильная академия АСпорт (г. Москва)
  • Академия Sport&Safty (г. Москва)
  • Курсы ФСО РФ (Московская область, г. Старая Купавна)

Источник

Источник: https://koleso.temaretik.com/1170739023975549891/kontravarijnoe-vozhdenie-10-poleznyh-urokov/

Оценка статьи: (нет голосов)
Загрузка…Поделиться с друзьями:Ссылка на основную публикацию Похожие публикации

Добавить комментарий

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Яндекс.Метрика