27.06.2019
Как полицейские могут использовать машины граждан
Действующий уже три года закон «О полиции» предоставил право сотрудникам правоохранительных органов использовать в служебных целях чужие транспортные средства — автомобили государственных организаций, общественных объединений, коммерческих фирм и даже частных лиц. Такое право, впрочем, имела раньше и милиция. Но как им пользоваться — это и граждане, и многие сотрудники представляли весьма туманно.
Чтобы прояснить эту щекотливую проблему, МВД России опубликовало на информационном юридическом портале для общественного обсуждения проект приказа главы ведомства, где разъясняется порядок использования неполицейских машин.
Кстати, даже в самом названии приказа подчеркнуто, что использовать транспортные средства, принадлежащие гражданам, полицейские могут только в исключительных обстоятельствах.
Обратите внимание
Сотрудник полиции, прежде чем предложить водителю предоставить машину, должен представиться, назвав свою должность, подразделение, специальное звание и фамилию.
И, разумеется, предъявить в развернутом виде служебное удостоверение.
Полицейский должен сообщить водителю о цели использования транспортного средства и о маршруте движения. Что важно, сотрудник обязан сопоставить возможности машины с задачами, которые предстоит выполнять.
Ситуаций, когда полицейскому позарез нужна машина, а служебной под рукой нет, — множество. Впрочем, все возможные случаи перечислены в справке, которую сотрудник обязан заполнить и приложить к рапорту об использовании чужой машины.
Например, преследование преступников, предотвращение тяжкого преступления. Скажем, нужно успеть на помощь людям, оказавшимся в руках бандитов. Может понадобиться машина и для доставления в больницу раненых или больных, отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных автомобилей, проезд к месту убийства, грабежа или разбоя.
Управлять транспортным средством в большинстве случаев придется самому водителю. Полицейский имеет право корректировать маршрут движения, определять место остановки.
И по просьбе водителя выдать ему справку об использовании транспортного средства.
Или — сделать запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения.
Если же предстоит погоня со стрельбой за преступниками, водителя и пассажиров высаживают из машины, чтобы не подвергать их риску. Правда, категорически запрещено высаживать людей вне населенных пунктов при неблагоприятных метеорологических условиях.
Тем более, если поблизости нет возможности воспользоваться услугами объектов придорожного сервиса, регулярными маршрутами общественного транспорта, укрытиями. То есть люди опять-таки могут попасть в опасную ситуацию.
Важно
Тем более запрещено высаживать из машины, которой намерен воспользоваться в служебных целях сотрудник полиции, больных людей.
Помимо своих персональных данных полицейский называет водителю место и время возврата транспортного средства, номер телефона дежурной части органа внутренних дел.
Кстати, с момента начала использования чужой машины сотрудник обязан незамедлительно сообщить в свою дежурную часть.
После использования машины полицейский должен пригнать ее в ОВД и составить рапорт с описанием состояния транспортного средства и находящихся в нем вещей.
Оперативный дежурный должен зарегистрировать сообщение об использовании чужой машины сотрудником полиции. А затем принять ее на хранение и сообщить об этом владельцу. Более того, дежурный обязан помочь владельцу и пассажирам добраться к месту хранения автомобиля.
При возврате машины он выдает владельцу справку об использовании транспортного средства сотрудником полиции. Причем вернуть машину и выдать необходимые документы дежурный обязан в день обращения гражданина.
Все повреждения документируются, причем должна производиться фото- и видеосъемка. Копии документов предоставляются владельцу машины.
Возмещение материального ущерба осуществляется в установленном федеральным законом порядке.
Источник: https://rg.ru/2013/10/15/mashiny.html
Тема 25. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства (сотрудникам полиции или иным лицам) или об остановке транспортного средства. — Автошколадома
Для начала давайте разберёмся с «законным требованием сотрудника полиции об остановке транспортного средства». Читаем в Правилах:
Правила. Раздел 2. Пункт 2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам. Правила. Раздел 1. «Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и иметь экипировку.
То есть для нас, для водителей, любой человек, если только он в форме и в руках жезл, уже регулировщик, и обладает законным правом останавливать транспортные средства.
Это потом вы можете просить его показать удостоверение и выяснять наделён ли этот человек «в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения».
Но для начала обязаны остановиться!
А теперь смотрим Федеральный Закон «О полиции»:
Статья 13, пункт 23: «Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей имеет право останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта». Статья 13, пункт 2: «Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей имеет право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении».
Так-то оно так, но это мало что меняет. Водитель не может самостоятельно определять есть сейчас у инспектора «достаточные основания» или их нет. Для любого водителя даже такой невразумительный сигнал регулировщика – это всегда законное требование сотрудника полиции об остановке транспортного средства.
А будет преследование. Именно такое действие предписано полицейским в статье.13.19 «Наставления по работе ДПС».
Совет
А в Законе «О полиции» так и того круче: «Сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан» (Статья 23, Часть 2).
Но что интересно, за такое, казалось бы, дерзкое нарушение наказание совсем не строгое:
КоАП. Статья 12.25. Часть 2. Невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.
(Если, конечно, водитель, увидев, что его преследуют и приказывают остановиться, сразу же подчинится, а при дальнейшей проверке документов и досмотре багаже не выявится ничего криминального).
Водитель, как правило, любит свой автомобиль, относится к нему трепетно, и отдавать его кому бы то ни было, даже сотруднику полиции (или, тем более, сотруднику полиции) очень не хочется. Однако Правила категоричны и желание или нежелание водителя не учитывают:
Правила. Раздел 2. Пункт 2.3.3. Водитель транспортного средства обязан предоставлять транспортное средство сотрудникам полиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством.
Как видим, такое право предоставлено не только сотрудникам полиции, но ещё и охране Президента, и фсбэшникам. А «случаи, предусмотренные законодательством», это вот что:
– Для пресечения преступлений. – Для преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении. – Для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи. – Для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств. – Для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия.
При этом если жизни и здоровью водителя ничего не угрожает, он может сам вести машину. Если автомобиль изымается для пресечения преступления или преследования преступника (подозреваемого), тогда водитель и пассажиры высаживаются из автомобиля, а машиной управляет сотрудник полиции.
Но что опять-таки интересно! – штраф за отказ предоставить своё транспортное средство минимальный из всех возможных (даже меньше чем за невыполнение требования об остановке):
КоАП. Статья 12.25. Часть 1. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства сотрудникам полиции или иным лицам, которым в случаях, предусмотренных законодательством, предоставлено право использовать транспортные средства, влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Естественно, любой водитель скорее предпочтёт расстаться с пятью сотнями, нежели отдавать свою «ласточку» для погони за преступником. И для этого всего-то требуется вслух заявить о своём нежелании отдать автомобиль.
Так оно так, да не совсем. На этот случай в КоАПе предусмотрена ещё и Статья 19.3. «Сопротивление законному распоряжению сотрудника полиции». В соответствие с этой статьёй водителя могут упечь на 15 суток.
Обратите внимание
По сегодняшнему законодательству, чтобы отделаться только штрафом, необходимо не просто не подчиниться, а не подчиниться, не оказывая при этом никакого сопротивления.
Где тут грань дозволенного, и как её не перейти, ей-богу, не знаю. Тем более что Закон «О полиции» (статья 20, пункт 1) в буквальном смысле развязал им руки: «Сотрудник полиции имеет право применить физическую силу для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции».
В заключение немного позитива:
– Не может быть изъят для этих целей автомобиль с несовершеннолетними лицами или беременными женщинами.
– Кроме того, полицейский не имеет права высаживать из машины водителя и пассажиров вне населенных пунктов и при неблагоприятных метеорологических условиях, которые могут создать угрозу их здоровью.
Вообще весь порядок предоставления транспортного средства прописан на официальном сайте МВД в проекте закона «О порядке использования полицией транспортных средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям, организациям и гражданам, для выполнения возложенных на нее обязанностей». Вот здесь: mvd.ru/userfiles/prikaz_gibdd.doc
Источник: https://xn--80aaagl8ahknbd5b5e.xn--p1ai/nin/tema-25-nevypolnenie-trebovanija-o-predostavlenii-transportnogo-sredstva-sotrudnikam-policii-ili-inym-licam-ili-ob-ostanovke-transportnogo-sredstva/
Новый Регламент ГИБДД от 20 октября 2017: видеосъемка, остановка, засады
Средства массовой информации нагнали жути по поводу вступления с 20 октября 2017 г. нового Административного регламента ГИБДД. Видеосъемка инспекторов ГИБДД запрещена, проверять документы у водителя можно где угодно и основания для этого не нужны, инспектор вправе маскировать автомобиль! Так ли это? Попробуем разобраться.
Новый Административный регламент …, утвержден приказом МВД России от 20.10.2017 № 664 и является внутренним документом министерства. По сути этот документ содержит правила о том, как инспектору правильно вести себя с участниками дорожного движения.
Видеосъемка инспектора ДПС
Старый Регламент содержал прямой запрет на запрещение видеосъемки инспектором.
В век Интернета и доступности получения правовой информации из различных источников (YouTube, соцсети) водитель, насмотревшийся видеороликов о правильном поведении инспекторов, в случае его остановки разжигал бессмысленный спор или по-современному «троллил» инспектора, придираясь ко всему подряд. Именно поэтому из Регламента убрали запрет на препятствование проведению съемки. Раньше инспектор не мог даже попросить не снимать его на видеокамеру.
В новом Регламенте такого запрета уже нет. Однако помимо Регламента есть статья 8 Закона «О полиции», которая разрешает гражданам проводить видеосъемку сотрудников полиции (а инспектор ГИБДД является сотрудником полиции).
Также, такое право предусмотрено частью 4 статьи 29 Конституции, статьей 4 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», статьей 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» и других законах.
Смысл заключается в следующем – так как МВД является публичным органом, то им должен соблюдаться принцип открытости и доступности.
Максимум, что инспектору ГИБДД дозволено – это предложить (попросить) не осуществлять видеозапись. Водителем в данной просьбе может быть и отказано.
Поэтому снимать на видеокамеру инспектора ДПС при исполнении не запрещено. Регламентом не запрещено. Если инспектор попросит не осуществлять видеозапись со ссылкой на другие правовые акты, то такое требование будет вполне законным и ему следует подчиниться. Например, запрет съемки при проведении спец мероприятий, вблизи спец объектов и др.
Что касается съемки водителя, то инспектор обязан уведомить об этом участника дорожного движения (пункт 38).
Передача документов без удерживающих устройств
Использование зажимов, зацепов и других ухищренных приборов, которые не дают инспектору возможности отойти с документами, использовать запрещено. Теперь инспекторы принимают документы без удерживающих устройств (пункт 53).
Однако не понятно, что делать инспектору если водитель передает документы на цепочке. Должен ли он принять или требовать от водителя освободить документы.
Важно
По сути, если водитель передает документы с удерживающим устройством, то он не исполняет требования Регламента. Но Регламент, как было сказано выше, это внутренний документ и ни какие обязанности водителя там не закреплены.
В ПДД не уточнено каким образом водитель передает документы. Поэтому какая ответственность, какое наказание должно быть применено к водителю не ясно.
Проверка документов вне стационарного поста
В связи с сокращением количества стационарных постов законодатель расширил перечень оснований для остановки транспортных средств. В старом Регламенте их было 10, в новом Регламенте их уже 14.
Новый Регламент не содержит требований об остановке автомобиля в целях проверки документов исключительно на стационарных постах. Значит остановить автомобиль можно вне стационарного поста? Ответ: да. Но для остановки нужны основания. А основания для проверки документов перечислены в пункте 106 Регламента. Прочитаете сами.
Засады ГИБДД
Теперь Инспектор в кустах уже не герой анекдотов. Новый Регламент допускает случаи маскировать служебный автомобиль.
По общему правилу служебный автомобиль должен быть размещен таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения (пункт 63). Этим же пунктом предусмотрены случаи для маскировки автомобиля.
Патрульный автомобиль может быть размещен в местах с ограниченной видимостью (замаскирован):
- на аварийно-опасных участках дороги;
- при использовании средств фото- видео фиксации.
Остановка на неосвещенном участке дороги
В старом Регламенте был прямой запрет на остановку автомобиля на неосвещенном участке дороги. В новом Регламенте такого запрета нет. Главное требование к остановке в темное время суток – наличие световых сигналов и то при наличии возможности.
Видеофиксация нарушений в зоне действия временных знаков
В старом Регламенте применение средств автоматической фиксации в местах, где установлены временные дорожные знаки, не допускалось (пункт 57).
В новом Регламенте такого запрета нет.
Связано это с тем, что в преддверии подготовки к Чемпионату Мира по футболу в 2018 году, власти решили отремонтировать дороги. Много дорог. Поэтому много сужений, объездов и временных знаков.
По данным ГИБДД в зонах проведения ремонтных работ увеличилось количество аварий. Зависимость понятная. Увеличилось количество ремонтных работ – увеличилось количество аварий.
Но в ГИБДД причиной увеличения аварий в зоне действия временных знаков назвали именно нарушения ПДД, а не резкий рост проведения ремонтных работ.
Для водителя важна не причина, а результат – фиксация нарушений в зоне временных знаков.
Водитель обязан выйти из автомобиля по требованию инспектора
Сотрудник вправе предложить выйти из автомобиля (пункт 93). Ключевое слово здесь «предложить». Т.е. водитель может вежливо отказаться от предложения. Как же тогда отстранить водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения? Легко, на основании статьи 27.12 КоАП.
Таким образом, инспектор не вправе требовать от водителей выйти из автомобиля.
Досмотр автомобиля
Весьма положительное изменение. Старый Регламент содержал положение о том, что основанием для проведения досмотра является проверка обоснованного предположения. Ключевое слово «предположение». Т.е. те самые «хотелки» инспектора: «что-то мне не нравится, как вы ведете со мной диалог», «что-то всё подозрительно, а, ну-ка, давайте я проверю автомобиль».
Теперь такого нет. Новый Регламент содержит следующее: досмотр транспортного средства возможен в соответствии с фактическими данными – сообщениями граждан, дежурной части и так далее, т.е., это должна быть какая-то фактическая информация. Не желание инспектора, а информация.
Итак, что сказать в заключении. Если в прежнем Регламенте сотрудники ДПС в течение 8 лет так и не разобрались, то сделать это в новом, более объемном, будет ещё сложнее.
Совет
А вообще новый Регламент ГИБДД-2017 написан для инспекторов дорожно-постовой службы. Каких-либо обязанностей для водителей там нет. Может и не стоит так скрупулёзно его изучать. Зачем водителям знать внутренние документы МВД. Водители должны соблюдать правила дорожного движения, а не контролировать соблюдение инструкций должностными лицами.
Источник: https://yurist.club/avtomobilnoe-pravo/novyj-reglament-gibdd-ot-20-oktyabrya-2017-videosemka-ostanovka-zasady.html
Регламент ГИБДД от 20 октября 2017 года: все изменения
Новый регламент вводится приказом МВД России «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения». Он вступает в силу уже с 20 октября 2017 года. Регламент получил множество важных изменений.
Удаление информации о старых нарушениях ПДД
Согласно новым правилам, теперь информация о нарушениях водителей должна удаляться из автоматизированных баз данных в течение трех суток после прекращения производства по делу либо через 1 год после окончания исполнения постановления.
исключены нормы, связанные с изъятием прав и запрещением эксплуатации транспортного средства как мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении
автоинспекторам для обеспечения безопасности дорожного движения разрешили использование технических средств измерения, не принадлежащих органам внутренних дел
Видеосъемка действий сотрудника ГИБДД
Регламентом разрешена видеозапись процессуальных действий, проводимых без участия понятых. Более того, появился пункт, рекомендующий проведение сотрудником ГИБДД административных процедур в поле обзора систем видеонаблюдения либо носимых видеорегистраторов. При использовании видеосъемки сотрудник ГИБДД обязан предупрелить водителя и всех остальных присутствующих граждан.
Европротокол
В регламенте прописана процедура оформления ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции — Европротокол. В случае, когда участниками ДТП стали 2 автомобиля, нет пострадавших и у обоих водителей есть полис ОСАГО, инспекторы будут рекомендовать им оформить ДТП самостоятельно, по Европротоколу.
Электронные полисы ОСАГО
Предусмотрено заключение договора ОСАГО в виде электронного документа. Это тало обязательным для страховщиков еще с 1 января 2017 года, однако в документах ГИБДД прописано не было.
Новые правила передачи документов инспектору
В регламент включена норма, предписывающая сотруднику полиции принимать передаваемые ему для проверки документы без обложек и «удерживающих устройств»
Остановка вне стационарных постов
В новом регламенте норма, запрещающая останавливать транспортные средства для проверки документов вне стационарных постов, исключена. Теперь остановить машину и проверить документы автоинспектор может в любом месте на свое усмотрение.
Патрульные машины разрешили прятать
Напомним, по действующему регламенту ГИБДД автоинспекторы во время проверок на дорогах обязаны располагать автомобиль так, чтобы участники дорожного движения видели его издалека. В новом регламенте это тоже прописано:
«При надзоре за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения».
Однако, далее по тексту описаны случаи, когда этим требованием можно пренебречь:
«В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети». То есть, говоря простым языком, при работе с камерами фиксации нарушений ПДД или на аварийно-опасных участках дорог инспекторы могут прятать патрульные машины за пригорками, поворотами, баннерами и т.д. В общем, практически в любой ситуации скрыть автомобиль можно будет не нарушая закон.
Далее по тексту сообщается:
«Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются».
Этот пункт уже не внушает оптимизма, так как умышленность действий будет очень сложно доказать. Даже при наличии запрета во многих районах страны автоинспекторы умышленно прятали свои автомобили во время дежурства.
После 20 октября 2017 года они смогут это делать по закону.
Патрулирование на гражданских машинах
Соответствующий пункт есть в новом регламенте:
«При надзоре за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы принимаются меры по фиксации нарушений правил дорожного движения, способствующих совершению ДТП, в том числе фактов опасного вождения, выезда в нарушение правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, превышения установленной скорости движения, нарушений правил проезда пешеходных переходов, правил пользования телефоном водителем транспортного средства. При этом обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства».
Другими словами, скрытый патруль ГИБДД на обычной машине только фиксирует нарушения и сообщает о них коллегам. А останавливает водителя уже другой патруль — на автомобиле с мигалками и соответствующей цветографической схемой, полностью соответствующем действующим правилам.
Использование муляжей и авиации
Согласно новому регламенту ГИБДД, с 20 октября 2017 года сотрудники ГИБДД при надзоре за дорожным движением могут использоваться средства авиации (вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы, беспилотные летательные аппараты и другие). Кроме того, для предупреждения нарушений правил дорожного движения могут использоваться устройства (макеты, манекены), имитирующие сотрудника, патрульный автомобиль, средства автоматической фиксации.
Возврат водителя с медосвидетельствования
Если освидетельствование на состояние опьянения осуществляется на ближайшем посту ДПС или ином помещении органа внутренних дел, при отрицательном результате и отсутствии оснований для направления на медосвидетельствование сотрудники ГИБДД будут обязаны проводить лицо к месту отстранения от управления автомобилем либо к месту нахождения его автомобиля.
Проверка документов пассажиров
Согласно изменениям в регламенте работы ГИБДД, с 20 октября сотрудники автоинспекции получат право останавливать автомобили для проверки документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров.
Для этого могут быть следующие причины:
- имеются данные, дающие основания подозревать водителя или пассажиров в совершении преступления
- есть подозрения, что они находятся в розыске
- если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении
- если имеются основания для задержания водителя или пассажиров, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
То есть, формально сотрудник ГИБДД может проверить документы пассажира автомобиля, указав любую из этих причин как объяснение.
Использование грузовиков для остановки нарушителей
Согласно изменениям в регламенте работы ГИБДД, с 20 октября сотрудники автоинспекции получат право принудительно останавливать автомобили нарушителей с использованием грузовых автомобилей.
Однако, такая принудительная остановка транспортного средства может осуществляться только в случае создания его водителем реальной опасности жизни и здоровью людей, неоднократного неподчинения законным требованиям сотрудника остановиться и при условии обеспечения безопасности иных участников дорожного движения.
Не допускается принудительная остановка с использованием грузовиков в отношении:
- транспортных средств, перевозящих опасные грузы;
- грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей (при наличии пассажиров);
- автомобилей скорой медицинской помощи;
- транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям;
- автобусов;
- мотоциклов и мопедов.
Съемка сотрудников ГИБДД на фото и видео
Из новой редакция административного регламента ГИБДД, который вступает в силу с 20 октября 2017 года, исчез пункт, разрешающий водителям снимать автоинспекторов на фото и видео.
Читайте также: Польша предпримет жесткие меры к российским “бензовозам”
Из нового регламента пропала норма, обязывающая сотрудников не препятствовать использованию записывающей аппаратуры. Речь о пункте 10.13:
«сотрудники при исполнении государственной функции обязаны не препятствовать использованию фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством, при наличии запрета сообщать участнику дорожного движения его основания».
То есть, водителям с 20 октября запретят снимать действия сотрудников ГИБДД?
На самом дела, такого запрета нет. Данный пункт исчез из регламента, который предназначен для сотрудников ГИБДД, а не водителей. Кроме того, этот регламент не разрешает, но и не запрещает съемку. Как подтвердил порталу http://www.avtospravochnaya.com юрист, граждане при общении с сотрудником ГИБДД должны руководствоваться законом «О полиции», который фото и видеосъемку не запрещает.
Все указанные изменения вступают в силу с 20 октября 2017 года.
Регламент ГИБДД с 20 октября 2017 — скачать текст (9мб.)
19.10.2017
Источник: https://www.Tr-Don.ru/news/reglament_gibdd_ot_20_oktyabrya_2017_goda_vse_izmeneniya/
Как общаться с сотрудниками ГИБДД, что они могут, а что нет?
Новые правила общения с сотрудниками ГИБДД применяются с 20 октября 2017 года, когда вступил в силу Приказ МВД № 664. С этого времени действует обновленный Административный регламент, предписывающий порядок действий должностных лиц ГИБДД при взаимодействии с автовладельцами. Рассмотрим ключевые нюансы, которыми характеризуются правила дорожного общения между инспекторами и водителями
Какие новшества предусматривает регламент
До октября 2017 года действовал Приказ МВД № 185, который по объективным причинам перестал соответствовать нормам иных законодательных актов, а также возможностям информационных технологий.
Множество вопросов, которые ранее вообще не были урегулированы для взаимоотношений сотрудников ГИБДД и автовладельцев, нашли свое отражение в регламенте.
Применение Приказа № 664 началось с 20 октября 2017 года и распространяется на любые случаи общения сотрудников ГИБДД с автовладельцами или пешеходами.
Что может сотрудник ГИБДД в ходе исполнения своих должностных обязанностей?
Вот какие новшества зафиксированы в Приказе № 664:
- допускается возможность проверки документов не только на стационарных постах ГИБДД, но и в любых иных условиях (например, при следовании дорожного патруля ДПС по должностным поручениям);
- обязанность представлять сотруднику ГИБДД полис автострахования ОСАГО теперь может быть реализована не только в виде письменного бланка, но и в электронной форме (должностное лицо ГИБДД обязано проверить информацию в электронном виде через единую федеральную базу);
- передача документов от автовладельца к сотруднику ГИБДД должна происходить без каких-либо удерживающих устройств, обложек и т.д.;
- для фиксации нарушений допускается использование специальных технических средств и приборов, принадлежащих муниципальным или частным организациям (как правило, под такими спецсредствами понимаются частные камеры видеофиксации нарушений);
- допускается уведомление участников административного дела о месте и времени рассмотрения материалов путем направления смс-сообщений, если на это будет получено согласие граждан.
В ходе проверок на дорогах документы могут быть истребованы не только у автовладельцев, но и иных граждан (например, пассажиров автомашины). Это связано с новым правилом Приказа № 664, предусматривающего обязанность сотрудников ГИБДД выявлять и устранять любые потенциальные правонарушения.
Использование частных камер видео- и фотофиксации подразумевает их соответствие ГОСТ. Эти сведения сотрудник ГИБДД будет обязан внести в процессуальный протокол о правонарушении. Частные камеры могут передаваться для обслуживания частных лиц и организаций, если такая возможность предусмотрена на региональном уровне.
Для сокращения продолжительности рассмотрения дел, новый Регламент предусматривает досудебный порядок оспаривания действий и решений должностных лиц ГИБДД, Для этого жалоба может быть подана в административном порядке на имя вышестоящего органа или должностного лица. Обжалование в таком порядке происходит через районные или региональные подразделения МВД.
Множество правил, включенных в новый регламент, уже нашли свое отражение в иных нормативных и подзаконных актах.
Введение их в Приказ № 664 обусловлено систематизацией свода положений, которые должны применять сотрудники ведомства при исполнении должностных обязанностей.
Особое внимание в Приказе № 664 уделено порядку обращения сотрудников ГИБДД к водителю, что должно устранить конфликтные ситуации и перевести все спорные вопросы в правовое русло.
Наши юристы знают ответ на ваш вопрос
Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно!
или по телефону:
- Москва и область: +7-499-350-97-04
- Санкт-Петербург и область: +7-812-309-87-91
- Федеральный: +7-800-511-69-34
Правила общения с сотрудниками ГИБДД
Одним из наиболее распространенных случаев подачи жалоб на действия сотрудников ГИБДД, связаны с ненадлежащим поведением должностных лиц по отношению к водителям. Приказ № 664 регламентирует следующие правила общения автовладельца с сотрудниками ГИБДД:
- для устранения сомнений в личности и полномочий должностного лица ГИБДД представляются документы, а также сообщается телефон и адрес отдела, в котором проходит службу сотрудник;
- запрещаются любые формы дискриминационных действий по отношению к водителям – по половым и возрастным признакам, национальности или расы, и т.д.;
- инспектор ГИБДД вправе осуществлять аудио-, фото- и видеозапись всех процессуальных действий;
- аналогичное право водителя может быть ограничено только по основаниям указанным в законе (если сотрудник ГИБДД запрещает водителю использовать диктофон или видеокамеру, он обязан указать причины отказа в процессуальных документах);
- должностному лицу ГИБДД запрещено изымать госномера или водительское удостоверение, однако сохранена возможность отстранить от управления автомобиля по законным основаниям;
- после прохождения медосвительствования на предмет опьянения автовладельца должны доставить обратно к месту расположения автомобиля (если выявляется факт алкогольного опьянения, водитель будет принудительно отстранен от управления автомашиной на период рассмотрения административного дела).
Поскольку правила распространяются не только на водителей, но и иных участников дорожного движения, по новому регламенту все процессуальные действия могут осуществляться в отношении пешеходов. Прежде всего, это связано с проверкой документов, привлечением за нарушение ПДД и предотвращением возможных правонарушений.
Как и в отношении иных служб и ведомств, для общения сотрудника ГИБДД с водителями и пешеходами установлены стандарты качества государственных услуг.
Обязательным условием при взаимодействии должностного лица ГИБДД и автовладельца является вежливость и уважительность.
Любые проявления грубости и хамства являются основаниями для направления жалобы в адрес вышестоящих органов. В аналогичном порядке происходит оспаривание отказа сотрудника ГИБДД в даче пояснений относительно своих процессуальных действий.
Источник: http://law03.ru/avto/article/novye-pravila-obshheniya-s-sotrudnikami-gibdd
Новые права сотрудников ГИБДД с 20 октября 2017 года: регламент МВД, изменения ПДД, электронные полисы ОСАГО
В России с 20 октября 2017 года начинает действовать новый регламент ГИБДД, согласно которому вводятся новые правила общения сотрудников ДПС с автомобилистами. Старый регламент, проработавший в России восемь лет, по мнению сотрудников МВД, морально устарел.
Новый регламент ГИБДД — это инструкция для сотрудников ДПС на тему того, как следует вести себя с водителем транспортного средства.
Если оценивать новые правила в общем и целом, то радикальных изменений в поведении сотрудников ГИБДД на дороге они не несут.
Обратите внимание
Появившиеся нововведения имеют технический характер и связаны в первую очередь с изменениями, внесенными в ПДД и КоАП в последние годы. К примеру, изменился перечень оснований для остановки автомобиля. Он пополнился следующими пунктами:
— наличие данных о противоправном использовании ТС или оснований полагать, что его угнали;
— необходимость ограничения или запрещения движения ТС, в том числе с целью безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;
— содействия в проезде автомобилям скорой помощи, а также аварийно-спасательных служб, занятых в ликвидации ЧП;
— проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;
— угроза безопасности дорожного движения вследствие различных факторов.
Простая проверка документов
Обычная проверка документов станет официальным подводом для остановки движущегося транспортного средства в любом месте. Согласно ранее действовавшему регламенту, остановка автомобиля для проверки документов была разрешена только на стационарном посту ДПС.
Напомним, что в настоящее время, инспектора могут остановить автомобиль в рамках проведения оперативно-профилактических мероприятий, подозрительном внешнем виде водителя, нарушении ПДД и так далее.
Проверка документов у пассажиров
Вступающий в силу с 20 октября 2017 года новый административный регламент, дает право сотруднику ДПС при остановке транспортного средства проводить проверку документы не только у водителя, но и у тех, кто находится в салоне автомобиля.
В правилах есть важное уточнение, которое гласит, что проверять документы у пассажиров следует, если есть «данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении».
Передать документы из рук в руки
Документы, которые водитель передает инспектору – водительское удостоверение, свидетельство о регистрации, полис ОСАГО – необходимо достать из обложек и развернуть.
Кстати, начиная с 20 октября сотруднику ГИБДД можно будет предъявить не только бумажный, но и электронный полис ОСАГО — но только в распечатанном виде.
Также при передаче на документах не должно быть никаких «удерживающих устройств», типа цепочек или веревочек, которые не позволяют инспектору забрать документы.
Правильный инспектор – вежливый инспектор
Согласно новому регламенту сотрудник ДПС должен стать еще более вежливым при общении с автовладельцами.
Помимо обращения исключительно на «вы», инспектору не допустимы «любые виды высказываний и действий дискриминационного характера» по половому признаку, расе, национальности, языку, гражданству, социальному, имущественному или семейному положению, политическим или религиозным взглядам.
Во время беседы стражу порядка на дорогах нужно проявлять спокойствие и выдержку», не допускать грубого тона и оскорбительных высказываний, а также не совершать действий, провоцирующих противоправное поведение.
Про машины ДПС и места их дислокации
Новый регламент разрешает сотрудникам ДПС маскировать патрульное авто на местности. А именно прятать его за поворотами, горками, объектами дорожной инфраструктуры и в кустах (все это – слегка подзабытые, но очень популярные в былые времена, приемы).
Правда, в правилах есть уточнение, что маскировать патрульную машину экипаж ДПС должен при проведении фото — и видеофиксации нарушений правил ПДД, а также на аварийных участках дорог.
Во всех остальных случаях патрульная машина должна быть отчетливо видна издалека всем участникам дорожного движения.
Кроме того, в новом регламенте сказано, что надзор за дорожным движением на машинах, не относящихся к патрульным, не допускается. Но при этом полицейские могут использовать патрульные машины без каких-либо цветографических схем для так называемого скрытого патрулирования.
Трезвого водителя вернут обратно
Как следует из новых правил, в том случае, если после проведенного медицинского освидетельствования, анализ показывает, что водитель трезв, то сотрудники ГИБДД, которые привезли водителя, обязаны доставить его обратно к тому месту, откуда они его забрали на процедуру. В регламентах, действовавших до 20 октября 2017 года, это не предусматривалось. Поэтому водитель, которого медики признали трезвым, должен был самостоятельно добираться до оставленного автомобиля.
На рассмотрение дела пригласят SMS
Еще одно новшество — о времени и месте рассмотрения дела сотрудники ГИБДД могут сообщить по SMS, если автовладелец даст свое согласие на получение информации в такой форме.
Если возник спор водителя и инспектора
В новом регламенте говорится, что при возникновении конфликтных ситуаций и споров, сотрудник ГИБДД должен разъяснить порядок обжалования своих действий, а также довести до сведения гражданина суть допущенного им правонарушения.
В случае необходимости инспектор докладывает о ситуации по месту прохождения службы, после чего принимается решение о выезде ответственных должностных лиц.
Кроме того, водитель вправе потребовать у инспектора информацию о местонахождении и номере телефона дежурного отделения по месту службы.
Источник: https://rueconomics.ru/283184-novye-prava-sotrudnikov-gibdd-s-20-oktyabrya-2017-goda-reglament-mvd-izmeneniya-pdd-elektronnye-polisy-osago
Новые правила остановки автомобиля сотрудником ДПС для проверки документов
МВД разъяснило сотрудникам ДПС, какие правила остановки автомобиля для проверки документов, будут действовать в 2017-2018 гг.
В любом месте на дороге теперь ПОЗВОЛЕНО останавливать водителей авто и мототехники инспекторам ДПС. Ранее инспекторы ГИБДД были уполномочены останавливать машины на стационарных постах.
Новые правила действуют с 20 октября 2017 года, они установлены Приказом МВД № 664, соответственно с этого момента старый регламент (см Приказ МВД №186 от 2009 года) действовать перестает.
В приказе дана четкая инструкция для сотрудников дорожно-постовой службы, однако ознакомление с этими правилами важно и для водителей. Так автовладельцы будут знать, на что уполномочены представители ГИБДД, а что не имеют право осуществлять ни при каких обстоятельствах.
Самые важные нововведения
Наконец, действует правило, которое не обязывает предъявлять на проверку бумажный полис ОСАГО! Достаточно, как вариант, распечатанной копии этого документа.
Кроме полиса инспектор может попросить водительское удостоверение, которое автовладелец ОБЯЗАН передать на проверку без «удерживающих устройств» и обложки. При этом изъять этот документ «дэпээсник» не может, равно как и снять номера с авто.
Водителей и инспекторов обязали вести общение на дороге уважительно, не допуская в своих словах и действиях дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, политических или религиозных предпочтений.
Важно
Уточнены правила прохождения освидетельствования на алкогольное опьянение. Если водитель его прошел, оказавшись трезвым, сотрудники ГИБДД обязаны вернуть автовладельца к месту остановки автомобиля.
ГИБДД уполномочено, в целях выявления правонарушителей на дороге, использовать не только свои камеры видеонаблюдения, но любые спецтехсредства, принадлежащие частным лицам.
Пассажиры, находящиеся в авто, также могут быть подвергнуты проверке документов.
Действия инспектора можно будет обжаловать в досудебном порядке, так что жалоб на затягивание процесса оформления протоколов и других материалов, от водителей больше не будет.
Водителям предоставляется право получать от госорганов уведомление через смс о том, когда будет рассмотрено их дело по ДТП.
При осуществлении надзора за дорожным движением, инспектор обязан ставить свою патрульную машину так, чтобы ее было хорошо видно водителям и пешеходам.
Цель изменения правил остановки автомобиля сотрудником ДПС для проверки документов
Нововведения позволят повысить профилактическое воздействие на участников дорожного движения. В основном, наряды ДПС будут размещаться на местности с учетом аварийности конкретной локации. Или для выявления потенциально опасных участков улицы и с учетом возникающих осложнений дорожно-транспортной и оперативной обстановки.
Воспользуйтесь нашими сервисами:
Источник: https://kbm-osago.ru/news/novye-pravila-ostanovki-avtomobilja-sotrudnikom-dps-dlja-proverki-dokumentov.html
Причины остановки транспортных средств в 2019 году
Исчерпывающий перечень оснований для предъявления инспекторами ДПС требования об остановке транспортного средства содержится в приказе МВД России от 23.08.2017 N 664, которым утвержден так называемый «Административный регламент ГИБДД».
Такими основаниями являются:
- Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
- Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
- Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
- Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
- Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
- Необходимость использования транспортного средства (в соответствии с пунктом 37 ч. 1 ст.13 ФЗ «О полиции»).
- Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
- Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
- Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
- Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
- Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
- Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
- Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
- Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Водитель обязан выполнить требование сотрудника ГИБДД об остановке. За невыполнение этого требования ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей.
В экстренных случаях сотрудники ГИБДД вправе останавливать автомобили с применением специальных средств принудительной остановки, посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения (при условии обеспечения безопасности иных участников движения), посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включенными специальными световыми сигналами, посредством размещения на проезжей части грузовых автомобилей.
Права сотрудника ГИБДД, остановившего автомобиль
Полиция в соответствии с п. 20 ч. 1 ст.
13 Закона «О полиции» имеет право: 1) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения; 2) проверять документы на право пользования и управления транспортным средством; 3) проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы; 4) проверять наличие страхового полиса ОСАГО владельца транспортного средства; 5) осматривать с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, транспортные средства и грузы при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; 6) задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;
7) временно ограничивать или запрещать дорожное движение.
Источник: https://xn--80aaf3axmme8h.xn--p1ai/voprosy/prichiny-ostanovki-transportnyh-sredstv/
ТОП-7 новых правил общения сотрудников ДПС с автомобилистами из нового регламента ГИБДД — ТВЧ
С 20 октября гаишники будут общаться с водителями по-новому: что изменится?
С 20 октября гаишники будут общаться с автомобилистами по-новому. В этот день вступает в силу новый административный регламент ГИБДД. Этот документ, который является своего рода инструкцией для сотрудников ДПС, как вести себя с водителями, придёт на смену старому регламенту — так называемому приказу № 186, действовавшему с 2009 года и, по мнению МВД, морально устаревшему.
Утверждённый новый регламент был официально опубликован 13 октября. Радикальных изменений в поведении сотрудников ГИБДД на дороге после вступления документа в силу не произойдёт. Многие новшества носят технический характер и вызваны изменением за последние годы ПДД и КоАП.
К примеру, из нового регламента исчезла процедура снятия номеров и появилось понятие электронного полиса ОСАГО. Однако есть несколько изменений, на которые всё-таки стоит обратить внимание.
- Проверка документов — теперь официально повод для остановки
Теперь простая проверка документов является основанием для остановки транспортного средства в любом месте. До этого остановить могли только на стационарном посту ДПС.
Этим пунктом нередко пользовались любители «потроллить» гаишников ради видео в интернете. Когда незадачливый инспектор прежде, чем назвать причину остановки, просит предъявить документы, это тут же вызывало волну возмущения у любителей повоспитывать гаишников на камеру: мол, проверка документов не может быть причиной остановки.
На самом деле, это новшество для простых автомобилистов мало что изменит. Ведь и сейчас у гаишников немало законных оснований остановить водителя и проверить документы вне стационарного поста. К примеру, инспектор всегда может сослаться на оперативно-профилактическое мероприятие, либо на то, что ваш внешний вид вызвал у него подозрения и т.п.
- Гаишники могут проверять документы у пассажиров
Новый административный регламент теперь даёт полномочия сотрудникам ДПС проверять документы не только у водителей, но и у пассажиров. Правда, с оговоркой: «если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении».
- Передавать документы нужно без обложек и «удерживающих устройств»
Ещё одно новшество — передавать свидетельство о регистрации, страховку, права, а также прочие бумаги и карточки водитель теперь обязан без обложек и различных «удерживающих устройств». Это сделано для борьбы с появившейся недавно модой привязывать свои права цепочками, чтобы инспектор не смог их забрать.
- Вежливость — лучшее оружие ГИБДД
Помимо обязанности разговаривать с водителем вежливо, прописанной в прежнем административном регламенте, теперь гаишник не должен позволять себе ещё и «любые виды высказываний и действий дискриминационного характера» по половому признаку, расе, национальности, языку, гражданству, социальному, имущественному или семейному положению, политическим или религиозным взглядам.
Также сотрудник ГИБДД обязан обращаться к гражданину «только на «вы», «проявлять спокойствие и выдержку», не должен «проявлять грубость, пренебрежительный тон, заносчивость, высказывать предвзятые замечания и неправомерные, незаслуженные обвинения, а также оскорбительные выражения или реплики и совершать действия, провоцирующие противоправное поведение». Предлагалось даже запретить инспекторам курить при общении с гражданами, но в окончательной редакции регламента это требование исчезло.
- ДПС разрешили прятаться по кустам
В новом регламенте, как и в прежнем, есть требование к патрульной машине быть всегда отчётливо видной издалека всем участникам движения. Однако тут же идут новые уточнения: если ведётся фото — и видеофиксация нарушений, а также на аварийных участках дорог автомобиль ДПС может быть замаскирован при помощи естественного рельефа в местах с ограниченной видимостью.
Прятаться разрешено за поворотами, пригорками и объектами дорожной инфраструктуры. Ещё одно противоречие нового регламента в том, что надзор за дорожным движением на машинах, не относящихся к патрульным транспортным средствам, не допускается.
Но при этом полицейские могут использовать патрульные машины без каких-либо цветографических схем для так называемого скрытого патрулирования.
- Если трезвый — после медосвидетельствования гаишники вернут к машине
Теперь, если водителя отправляют на медосвидетельствование в спецучреждение, и анализ показывает, что он трезв, сотрудники ГИБДД обязаны вернуть автомобилиста к его машине. Сегодня это не предусмотрено, и водитель должен возвращаться к автомобилю из медучреждения сам.
- Приглашать на рассмотрение дела теперь будут и по SMS
Также теперь о времени и месте рассмотрения дела (например, при спорном ДТП) ГИБДД может сообщить по SMS, но только в случае, если вы дадите согласие на получение информации в такой форме.
Первый Крымский
Источник: http://tvchernomorsk.ru/top-7-novyx-pravil-obshheniya-sotrudnikov-dps-s-avtomobilistami-iz-novogo-reglamenta-gibdd/
Оценка статьи: (нет голосов)
Загрузка…Поделиться с друзьями: Похожие публикации
Добавить комментарий