27.06.2019
Порядок прохождения медосмотра водителей с 26 марта 2016 года
26 марта 2016 года вступает в силу приказ Минздрава России от 15.06.2015 N 344н «». Приказ регулирует порядок прохождения медосмотра водителей и кандидатов водители.
Медосмотр водителей
Определен список врачей и процедур при прохождении медосмотра, положительное заключение по которым должен получить водитель. Количество врачей зависит от категории водительского удостоверения для получения которого требуется медицинская справка. — Терапевт или врач общей практики; — Офтальмолог; — Психиатр; — Нарколог; — Невролог (только по направлению терапевта)
Процедуры:
— Электроэнцефалография (только по направлению невролога); — Определение наличия психоактивных веществ в моче (только по направлению нарколога); — Качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина в сыворотке крови (только по направлению нарколога); Таким образом для водителей данных категорий в общем случае требуется заключение всего четырех специалистов, однако, не все так радужно, как выглядит на первый взгляд. Об этом чуть ниже. — Терапевт или врач общей практики; — Офтальмолог; — Психиатр; — Нарколог; — Невролог; — Отоларинголог;
Процедуры:
— Электроэнцефалография; — Определение наличия психоактивных веществ в моче (только по направлению нарколога); — Качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина в сыворотке крови (только по направлению нарколога); Для водителей категорий «от С» список врачей в два раза больше, плюс обязательно прохождение электроэнцефалографии(исследование головного мозга) — не дешевая процедура. В новом порядке однозначно прописано, что медосмотр проводится на личные средства водителей. Это затронет граждан, работающих водителями транспортных средств. Медосмотр теперь не забота работодателя.
Посетить минимум три медцетра, чтобы пройти медосмотр
Согласно новым правилам врачей психиатра и нарколога можно пройти только в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя. То есть в коммерческой организации получить заключение психиатра и нарколога нельзя.
Обратите внимание
Мало того дополнительно придется объехать два медицинских учреждения, так и выбор их ограничен местом жительства или пребывания. И все ли они работают в выходные дни? К слову, закон не требует регистрации по месту пребывания, если регистрация по месту жительства находится в том же субъекте РФ, что и место пребывания.
То есть, если «прописка» в каком нибудь отдаленном населенном пункте, а проживаете и работаете в районом центре, то придется либо ехать за справкой от нарколога и психиатра в город по месту жительства, либо оформлять регистрацию по месту пребывания.
В соответствии с новым порядком прохождения медосмотра водителей с 26 марта 2016 года придется заранее спланировать маршрут, приготовить средства и выделить для этой цели не мало времени.
Самый простой пример для водителей категории «В» и если все пойдет по плану.
Сначала в 1-м учреждении завести карточку у терапевта и пройти офтальмолога, затем ехать по психоневрологический диспансер по месту жительства на осмотр к психиатру, потом в наркологический диспансер по месту жительства к наркологу и наконец с результатами вернуться в 1-е учереждение к терапевту, который при положительном исходе обследования выдаст медицинскую справку водителя.
По материалам с сайта: ruspdd.ru
Источник: http://PDD-new.ru/prohozhdenija-med-s-26-marta-2016
Медосвидетельствование водителей. Новый закон
Если у вас до сих пор надзорный орган (УГАДН) требует контролировать наличие справок медицинского освидетельствования водителей и требует обновлять их каждый год, то знайте что это требование не законно.
А также незаконно требовать от водителей каждый год проходить медицинское освидетельствование с целью получения новой справки.
Новый закон: Приказ Минздрава №344н ничего принципиально не изменил в этом вопросе.
Нельзя путать такие понятия как медосвидетельствование водителя и медицинский осмотр водителя. Это два разных мероприятия. И к каждому из них «подцепляется» своя нормативная база.
Прежде чем мы разберемся в этом вопросе, я процитирую вопрос который однажды ко мне поступил. Пусть не обижается тот кто мне его задал, но исходя из постановки вопроса понятно что в некоторых организациях полная «каша».
Более того, эту «кашу» заваривают сами надзорные органы.
- Внимание!У нас единственное в России обучение по БДД, которое проводится при нашей экспертной поддержке на базе собственного образовательного учреждения. Это дистанционное обучение по всей России с выдачей Диплома установленного образца. А также Бонусы от нас бесплатно.
Подробнее…
Итак, вопрос:
Или вот такой вопрос:
Главный и короткий ответ: справки о медицинском освидетельствовании водителей контролировать не надо и требовать их обновления тоже не надо!
Теперь о Приказе Министерства здравоохранения РФ от 15 июня 2015 г. № 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)»
Скачать последнюю версию можно ЗДЕСЬ
А теперь цитируем и анализируем фразы которые неверно истолковываются как надзорными органами, так и самими специалистами.
Переходим ЗДЕСЬ
Справка о Медосвидетельствовании водителя. Срок действия
Цитирую текст Приказа Минздрава №344н, который неверно применяют:
Многие неверно думают, что справка о медицинском освидетельствовании действует 12 месяцев, а значит ее надо менять и требуют от водителя проходить медосвидетельствование каждый год.
Этот срок установлен не для работодателя, а для физического лица, которму необходимо получить водительское удостоверение впервые или заменить старое водительское удостоверние.
То есть смысл здесь простой, физическое лицо прошло медицинское освидетельствование получило справку и у него есть 12 месяцев, чтобы предъявить их сотрудникам ГИБДД (работодатель тут вообще не причем) для получения водительского удостоверения.
Важно
Спустя 12 месяцев, если физическое лицо промурыжилось и забыло заняться вопросом получения ВУ, то получать справку надо заново.
Именно так работает срок в 12 месяцев в данном контексте закона.
Еще раз повторю медосвидетельствование не отностится к обязательным медицинским осмотрам, потому что это два разных мероприятия.
Еще один вопрос:
- К сведению!Для специалистов, ответственных за обеспечение БДД, у нас есть готовое решение, которое немедленно упакует вашу работу на 100%. Это Пакет Готовых Шаблонов (более 90 форм, образцов и шаблонов), который успешно прошел реальные надзорные проверки.
Подробнее…
Логика надзорных органов проста. Они действуют следующим образом.
Цитирую ФЗ-196 «О БДД»:
Именно эту фразу показывают надзорные органы когда требуют от юридического лица контролировать наличие справок о медицинском освидетельствовании.
Но помилуйте, а где слова в фабуле статьи 23 такого рода: «Юридические лица и ИП обязаны…»? Если вы сравните с фабулой статьи 20, то вы сразу увидите разницу. Там требования, а здесь?
К кому обращена это фраза? С таким же успехом можно сказать, что это должен делать сам УГАДН. Здесь написаны не требования, а всего лишь обозначено, что включает в себя Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения.
Также, обращаю внимание на словосочетание «кандитат в водители транспортных средств». Кто это?
На эту фразу надзорные органы также обращают внимание в Приказе Минздрава №344н, цитирую:
Опять же очень часто надзорные органы и сами специалисты при их подаче неверно истолковывают эту фразу. Надзорные органы утверждают, что речь идет о кандидате на должность водителя.
Это неверно!
То есть работодатель при приеме водителя (якобы) должен от него требовать справку о медицинском освидетельствовании. А если еще и год прошел с момента ее получения, то водитель должен (якобы) пройти медосвидетельствование при приеме на работу.
Не идите на поводу некомпетентности!
Совет
Про срок действия в 12 месяцев и для кого этот срок я уже написал выше. Теперь о кандидате в водители транспортных средств.
Цитирую Постановление Правительства РФ от 24 октября 2014 г. N 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (скачать и посмотреть можно ЗДЕСЬ):
Вот кто такие кандидаты в водители! Это лица желающие получить право на управление впервые, те кто сдают экзамены в ГИБДД.
Этим постановлением Правительства утверждаются Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений.
Поэтому, не дайте себя обмануть.
Теперь вы знаете основные моменты связанные с медицинским освидетельствованием. Но у вас должно быть понимание, а как же тогда принимать сотрудника на работу связанную с управлением служебного автомобиля?
Что делать и что требовать? Мы подошли к такому понятию как предварительный медицинский осмотр (при поступлении на работу). Это один их 4-х обязательных медицинских осмотров.
- К сведению!Стать экспертом по БДД можно от «немедленно» до 30 дней. Для вас и/или вашего специалиста запущена новая онлайн Программа-содействие. Участие в ней абсолютно бесплатное.
Подробнее…
Опять же без цитат из нормативных документов нам не обойтись. Трудовой Кодекс по медицинскому освидетельствованию я не цитировал и не цитирую сейчас, поверьте мне на слово там соответствующие нормы имеются, но мне хотелось бы быть более «приземленным» и обозначить вам наиболее короткий путь для понимания сути.
Вновь Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», цитирую:
К чему здесь обозначены вредные и (или) опасные производственные факторы и работы? А к тому что, согласно законодательства, работа по управлению транспортным средством таковой и является. Но об этом чуть ниже.
Снова родной Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», цитирую:
Теперь Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г.
N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»
Скачать и посмотреть актуальную версию можно ЗДЕСЬ
Обратите внимание
В Перечне работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, под пунктом 27 обозначено
«Управление наземными транспортными средствами».
В Приложении № 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н обозначен Порядок проведения предварительных осмотров. Я думаю это будет полезно как для работника, так и для работодателя:
Само Направление на предварительный медицинский осмотр и инструкция по его заполнению обозначена в этом же нормативном документе.
ВЫВОД:
- 1. Существует 4 вида обязательных медицинских осмотра: — предварительный; — периодический; — предрейсовый;— послерейсовый.
- 2. Обязательное медицинское освидетельствование находится вне рамок отношения работника и работодателя и не входит в список обязательных процедур (обозначенных в п.1). В вышеуказанных законах это мероприятие обозначено, но там нет волшебных слов: «юридическое лицо и ИП обязаны или должны…»Делается медосвидетельствование за счет водителя самостоятельно при получении в/у. Требовать его пройти у водителя поступающего на работу нельзя и незаконно (об этом прямо написано в Трудовом Кодексе). Тем более незаконно требовать его пройти через какой-то период. Поэтому все что мог и может работодатель это попросить предъявить оригинал (при поступлении на работу), снять копию и вернуть обратно. У водителя нет обязанности его предъявлять (это его право) и тем более обновлять по требованию организации.Есть случаи направления на медосвидетельствование (но должны произойти определенные события), но при приеме на работу или просто так без основания требовать нельзя.
Источник: http://trans-co.ru/?p=5834
Предрейсовый медосмотр для водителей новый закон 2018
Задача обеспечения безопасности труда водителей и безопасности всех участников дорожного движения достаточно сложна. Чтобы максимально полно добиваться ее решения, законодательство, регулирующее различные сферы обеспечения этой безопасности периодически претерпевает изменения.
Не являются исключением и нормативные акты, регулирующие предрейсовые медосмотры водителей. В 2018 году нововведения в них не вводились, однако несколько лет назад (в 2015 г.) нормативная база была существенным образом модернизирована.
Разберемся с наиболее важными изменениями, произошедшими в этот период.
Нормативная база проведения предрейсового осмотра
Предрейсовые медосмотры проводятся перед началом рабочего дня (рейса) с целью выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе выявления алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (п. 4 ч. 2 ст. 46 Закона N 323-ФЗ, п. 4 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров).
Начиная с 2015 года, порядок проведения предрейсового осмотра водителей базируется на нескольких НПА. Это Трудовой кодекс РФ, закон №196-ФЗ и Приказ № 8358 от 10 декабря 1995 года, выпущенный министерством здравоохранения. Все эти документы едины в области целеполагания. Целью предрейсового осмотра называют:
- Выявление состояний водителя, которые являются препятствиями для безопасного управления автомобилем. Такими состояниями является, к примеру, прием некоторых лекарств, снижающих реакцию или алкогольное опьянение.
- Выявление заболеваний, несовместимых с безопасным вождением.
Законодательство обязывает каждого профессионального водителя, отправляющегося в рейс (не имеет значения, является ли он сотрудником предприятия – юридического лица или индивидуальным предпринимателем) пройти медицинский осмотр перед выездом.
Основные нововведения 2015 года
В новых положениях НПА есть несколько положений, изменивших порядок проведения медицинского осмотра водителя перед рейсом. Вот наиболее значительные нововведения:
- Обязательным результатом медосмотра является запись о сделанном заключении в специальном журнале . Именно эта запись является удостоверением того, что нет никаких медицинских противопоказаний к выполнению водителем своих обязанностей. При этом, хоть приказ №8358 и обязывает медицинского работника вести такой журнал, конкретной формы ведения подобного журнала не предлагается. Единственным документом, предлагающим образец ведения подобных записей, является приказ Минздрава СССР за №555.
- Нормативные документы, принятые в 2015 году, расширили список водителей, которые обязаны проходить медосмотры. Теперь избавлены от этой обязанности только водители автомобилей экстренных служб (карет скорой помощи, пожарных машин и т.д.) . Эта категория водителей должна проходить медосмотр только перед сменой.
- Важным нововведением является уточнение того, кто же именно обладает правом проводить предрейсовые осмотры. НПА дают такое право лицам, обладающим медицинским образованием уровнем не ниже среднего. Также компетентность медработника должна подтверждаться соответствующей лицензией . Медработник может входить в штат предприятия или проводить осмотр водителей на основании договора. Сам же медработник должен работать в организации, также прошедшей лицензирование деятельности по проведению медосмотра.
- Для проведения медосмотров должно быть выделено специальное помещение , оснащенное всем необходимым согласно перечню, приведенному в приказе.
Нормы, введенные комплексом НПА в 2015 году, могут казаться избыточно строгими.
Так, предусмотрена административная ответственность в виде крупных штрафов и к водителю, выехавшему в рейс без прохождения осмотра, и к работодателю, допустившему это.
Однако подобная строгость полностью оправдана, так как продиктована стремлением сделать дорожное движение безопаснее для всех участников. В 2018 году изменений к прохождению водителями медицинских осмотров не было.
Медицинский работник, проводивший предрейсовые и послерейсовые медосмотры, вносит сведения об их результатах в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно (абз. 1 п.
14 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров). Формы таких журналов не утверждены, поэтому их следует разработать самостоятельно. Журналы можно вести на бумажном и (или) электронном носителе с учетом требований, установленных в п.
15 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.
СКАЧАТЬ ЖУРНАЛ ПРЕДРЕЙСОВЫХ ОСМОТРОВ ВОДИТЕЛЕЙ (БЛАНК)
Ответственность в 2018 году по сравнению с предыдущим годом также изменений не претерпела.
На основании ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предоставление доступа к работе на автомобиле лицу, в отношении которого предрейсовый осмотр не проводился, может повлечь штраф:
- для предпринимателя или должностного лица — от 15000 до 25000 руб.;
- для организации — от 110000 до 130000 руб.
Кроме этого, в ст.ст. 12.32, 11.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа за:
- допуск к работе шофера, находящегося в состоянии опьянения;
- нарушение порядка проведения обязательных предрейсовых осмотров.
Источник: https://buhguru.com/effektivniy-buhgalter/predreysovye-medosmotry-voditeley.html
Новый порядок предрейсовых медосмотров: все за счет работодателя
ЗАРПЛАТА И КАДРЫ | КАДРОВЫЙ
Клочков М. Б.,
ведущий юрисконсульт ООО «Центральная Эксплуатирующая компания»
С мая 2015 года начал действовать новый порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров. И организация осмотров, и их проведение возлагаются на работодателя. Более того, теперь нужно получать лицензию.
В соответствии со ст. 1079 ГК РФ транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности. Владельцы источника повышенной опасности несут ответственность за вред, причиненный при его эксплуатации.
По этой причине трудовое законодательство относит водителей к особой категории работников, обремененных дополнительным набором прав, гарантий и обязанностей. Также дополнительные обязанности возлагаются и на работодателей, использующих труд водителей.
В частности, нормативно-правовые акты уделяют пристальное внимание здоровью водителей для медицинского обеспечения безопасности дорожного движения.
Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале, в течение и(или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время (ст. 213 ТК РФ).
Также в соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.
В силу п. 4 ст.
23 Федерального закона № 196-ФЗ требование о прохождении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами. Аналогичное положение содержится в п. 3 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утв. приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н (далее – Порядок).
Согласно п. 1 ст.
Важно
20 Закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, помимо прочего обязаны организовывать в соответствии с требованиями законодательства проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Пунктом 4 Порядка установлено, что предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и(или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. Аналогичное положение содержится в п. 4 ч. 2 ст. 46 Закона № 323-ФЗ. При этом обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб (п. 6 Порядка).
Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в тех же целях, что и предсменные, предрейсовые медицинские осмотры (п. 5 Порядка, п. 5 ч. 2 ст. 46 Закона № 323-ФЗ).
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ, п. 6 Порядка).
Нужна ли работодателю лицензия?
До утверждения Порядка вопрос о наличии медицинской лицензии у организации, имеющей в штате медицинского работника, был спорным, поскольку в силу п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.
2012 № 291, медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые) относятся к медицинской деятельности.
При этом законодательство не разделяет медицинскую деятельность, осуществляемую для собственных нужд организации, от медицинской деятельности, осуществляемой в качестве основного вида деятельности.
Следовательно, любая медицинская деятельность подлежит лицензированию, в том числе осуществление медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых).
Однако в некоторых случаях суды придерживались иной позиции, согласно которой необходимость получать лицензию на осуществление медицинской деятельности распространяется только на тех лиц, для которых деятельность по проведению предрейсовых медицинских осмотров является одной из основных (постановление ФАС Московского округа от 17.03.2010 № КА-А40/2021-10). Следует отметить, что применение данной позиции могло привести к судебному разбирательству.
В новом порядке отражен порядок лицензирования, в частности, в п.
8 Порядка указано, что предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и(или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя), при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).
Иными словами, независимо от того, является ли осуществление медицинских осмотров одним из видов деятельности организации, или медицинские осмотры осуществляются для собственных нужд организации, необходимо иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Организация при любых обстоятельствах не вправе взимать плату со своих работников за проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, поскольку в соответствии с п. 9 организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя.
Также Порядком определены объемы проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. В частности, медицинский осмотр включает в себя следующие процедуры:
Совет
1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;
2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:
- количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;
- определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьяненияи отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.
При наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь проводится отбор мочи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.01.
2006 № 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» для определения в ней наличия психоактивных веществ.
Результаты прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра оформляются заключением, в котором указывается:
1) наличие признаков воздействия вредных и(или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков);
2) отсутствие признаков воздействия вредных и(или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
При этом важно отметить, что в случае проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров медицинским работником, имеющим среднее профессиональное образование, при выявлении по результатам исследований нарушений в состоянии здоровья работника для вынесения заключений, а также решения вопроса о наличии у работника признаков временной нетрудоспособности и нуждаемости в оказании медицинской помощи работник направляется в медицинскую организацию или иную организацию, осуществляющую медицинскую деятельность, в которой работнику оказывается первичная медико-санитарная помощь (п. 13 Порядка).
Журнал регистрации медосмотров
Как указано в п. 14 Порядка, результаты проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации, в котором указывается следующая информация:
1) дата и время проведения медицинского осмотра;
2) фамилия, имя, отчество работника;
3) пол работника;
4) дата рождения работника;
5) результаты исследований;
6) заключение о результатах медицинских осмотров;
7) подпись медицинского работника с расшифровкой подписи;
подпись работника.
Однако самим порядком форма такого журнала не утверждена. На сегодняшний день действует Инструкция о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утв. приказом Минздрава СССР от 29.09.
1989 № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств», в котором содержится рекомендованная форма журнала.
Данная форма может быть дополнена необходимыми графами.
Дата№ п/пФамилия, имя, отчество водителяТабельЖалобыТемператураАртериальное давлениеПроба на наличие алкоголяПульсПричины направления к врачуПодпись среднего медработника, инспектора
Журналы ведутся на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, и(или) на электронном носителе с учетом требований законодательства о персональных данных и обязательной возможностью распечатки страницы. В случае ведения журналов в электронном виде внесенные в них сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 15 Порядка).
Оформление результатов
В случае положительного прохождения медицинского осмотра в путевых листах водителей ставятся штампы «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен», «прошел послерейсовый медицинский осмотр».
В случае выявления медицинским работником по результатам прохождения предрейсового, предсменного и послерейсового, послесменного медицинского осмотра признаков, состояний и заболеваний, указанных в Порядке, работнику выдается справка для предъявления в соответствующую медицинскую организацию.
В справке указываются порядковый номер, дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового, предсменного или послерейсового, послесменного медицинского осмотра, цель направления, предварительный диагноз, объем оказанной медицинской помощи, подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.
О результатах проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров медицинский работник сообщает работодателю (уполномоченному представителю работодателя).
Обязательные предрейсовые медосмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Что касается обязательных послерейсовых медосмотров, они проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Периодические медицинские осмотрыПредсменные, предрейсовые медицинские осмотры, которые проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и опасных факторов, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьяненияПослесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и опасных факторов рабочей среды на состояние здоровья работников или признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения
Напомним, что с 31.03.2014 действует ст. 11.32 КоАП РФ, которой, в частности, предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка проведения обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров. Размер штрафа составляет:
- для должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
- для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.
Источник: http://buhpressa.ru/svezhij-nomer/nomera-zhurnala/209-avgust-2015/3821-novyj-poryadok-predrejsovykh-medosmotrov-vse-za-schet-rabotodatelya
Федеральный закон о медицинском осмотре водителей
Резюме. Обеспечение безопасности дорожного движения — одна из приоритетных задач государства. Важная роль в решении этой задачи отведена медицинским работникам. На них возложена обязанность по допуску граждан к управлению транспортными средствами.
Одна из форм такого допуска — проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Однако послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся не всегда, и причина этого — недостаточная урегулированность данного вопроса на законодательном уровне.
В статье исследована проблема послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и обоснована необходимость их обязательного проведения.
Обратите внимание
Медицинский осмотр водителей транспортных средств является одной из наиболее важных мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. Действующим законодательством предусмотрены три вида медицинских осмотров водителей транспортных средств: предрейсовые, послерейсовые и текущие (ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» N 169-ФЗ).
Однако в ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» говорится об обязательности проведения в отношении водителей транспортных средств лишь предрейсовых медицинских осмотров.
В связи с этим в практической деятельности как учреждений здравоохранения, так и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств, возникают вопросы относительно проведения послерейсовых медицинских осмотров водителей.
В частности, актуальным является вопрос, должны все-таки проводиться послерейсовые медицинские осмотры водителей или нет. Для ответа на него необходимо провести анализ действующего законодательства и дать правовую оценку имеющимся точкам зрения.
Послерейсовый медицинский осмотр как лицензируемый вид медицинской деятельности впервые был введен постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30. Этим постановлением утверждено действующее до настоящего времени Положение о лицензировании медицинской деятельности (далее — новое Положение).
При этом в Перечне работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, являющемся приложением к новому Положению, он указан вместе с предрейсовым медицинским осмотром.
По этой причине получение лицензии на проведение только предрейсового медицинского осмотра или только послерейсового медицинского осмотра невозможно. Следовательно, эти два вида медицинского осмотра следует рассматривать как одно целое, т.е. как одну медицинскую услугу.
Соответственно, и предметом договоров учреждений здравоохранения с организациями и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств, должны быть одновременно и предрейсовый, и послерейсовый медицинские осмотры.
Обязательность проведения как предрейсового, так и послерейсового медицинских осмотров находит свое подтверждение и в приказе Минтранса России от 18.09.2008 N 152, которым утверждены «Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов».
Согласно п.
7 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», в путевом листе обязательно должны указываться дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя.
Данное требование распространяется на всех без исключения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Важно
В соответствии с п. 2 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», такой порядок заполнения путевых листов должны применять все юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Из этого следует вывод, что для соблюдения установленного порядка заполнения путевых листов все юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи, обязаны организовывать проведение водителям и предрейсовых, и послерейсовых медицинских осмотров.
Между тем в письме Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» говорится о необходимости обязательного проведения только предрейсовых медицинских осмотров.
Приложением к этому письму являются Методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утвержденные Минздравом РФ совместно с Минтрансом РФ.
Согласно Методическим рекомендациям, текущие и послерейсовые осмотры проводятся только в отношении водителей из так называемой «группы риска», порядок проведения таких осмотров устанавливается руководителями организаций.
Заметим, что письмо не является нормативным актом, а следовательно, не имеет обязательной силы. Методические рекомендации не утверждены нормативными актами (приказами, постановлениями), поэтому также не являются обязательными для исполнения.
Источник: http://agentsovetnik.ru/federalnyj-zakon-o-medicinskom-osmo/
Предрейсовый медосмотр для водителей | новый закон 2019, проведение
Предрейсовый медосмотр водителей является обязательной процедурой, которая позволяет предотвратить развитие опасных ситуаций на дорогах. В статье расскажем подробно о порядке медосмотра водителей перед рейсом в 2019 году, а также разберем законодательные нормы, его устанавливающие.
Предрейсовые медосмотры водителей в 2019 году – нововведения
Рассмотрим, будут ли иметь какие-то особенности предрейсовые медицинские осмотры водителей в 2019 году. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ устанавливает возможность оказания медицинской помощи, а значит, и проведения медицинских осмотров, с применением технологии телемедицины.
В связи с этим в Госдуме рассматривается предложение об использовании телемедицины при проведении предрейсового медицинского осмотра водителей. Итоговое заключение о состоянии здоровья водителя и годности его к исполнению обязанностей планируют выдавать в электронной форме, визировать его будет врач своей цифровой подписью.
Порядок проведения дистанционных медосмотров разрабатывает Минздрав. С этой целью должны быть дополнены п. 7-8 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Предрейсовый медицинский осмотр водителей – законодательство 2019
Последний раз законодательство о предрейсовых медицинских осмотрах (далее – ПМО) менялось в 2015 году. 1 мая 2015 года вступил в силу Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 г. № 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».
внимание
Несмотря на то, что Приказ № 835н вступил в силу в 2015 году, его положения актуальны и при проведении предрейсовых медосмотров в 2019 году.
Как установлено п. 9 «Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» (далее – Порядок), все расходы по осуществлению медосмотра несет на себе наниматель. Индивидуальные предприниматели, самостоятельно осуществляющие перевозки, то есть являющиеся водителями, от осмотров не освобождаются.
Помимо указанного Приказа № 835н, вопрос ПМО регулируется:
Совет
Также некоторые моменты, касающиеся выполнения предрейсовых медицинских осмотров, описаны в ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О дорожном движении».
Положения в перечисленных нормативных актах в отношении ПМО совпадают. В частности, в них содержится норма о необходимости вести журнал учета медосмотров.
Однако только приказ Минздрава СССР № 555 разъясняет рекомендуемую форму такого документа.
- Журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров
ПМО обязаны проходить все водители, трудоустроенные в организации, независимо от вида транспортного средства, которым они управляют. Проверка состояния сотрудника должна быть проведена непосредственно перед рейсом. Время, которое тратит работник на осмотр, считается его рабочим временем.
В соответствии с п. 10 Порядка осмотр должен включать:
- опрос водителя на предмет жалоб, недомоганий;
- визуальный осмотр, измерение артериального давления, пульса и температуры тела;
- выявление алкогольной, наркотической и другой интоксикации, а также остаточных явлений (возможно проведение лабораторных исследований).
Результаты осмотра вносятся в путевой лист водителя на текущую дату и в журнал предрейсовых медицинских осмотров.
При выявлении нарушений в состоянии работника его отстраняют от управления транспортным средством и направляют в медучреждение для оказания первичной помощи. Основанием для такого решения могут служить следы алкоголя или наркотиков, повышенное давление, учащенный пульс, признаки острого заболевания.
Одной из целей предрейсового медосмотра является недопущение к управлению ТС лиц, находящихся под воздействием токсических препаратов, таких как алкоголь или наркотики, опасных тем, что у водителя резко повышается оценка своих возможностей, а необходимые на дороге внимательность и тревожность притупляются.
Как правило, если предварительный тест на наркотики ничего не показал, подтверждения уже не требуется, но если на первой стадии был получен положительный результат, работника направляют к врачу-наркологу, чтобы точно определить вид наркотиков и дозу, а также избежать ошибок, когда анализ показывает наличие следов наркотиков у человека, их не употребляющего.
важно
Осмотры водителей могут проводиться только в помещении, к которому применяются особые требования – в медицинском кабинете. Это помещение должно состоять не менее чем из 2-х комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред.
Также потребуется оснащение медоборудованием, приборами и мебелью:
• кушетка медицинская;• письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;• прибор для определения артериального давления – 2 шт., термометр – 3 шт., стетофонендоскоп – 2 шт.;• прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе – 2 шт.
;• алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики, постоянный запас в количестве: алкометры – 2 шт., экспресс-тесты на наркотики – 10 шт.;• столик для медицинского оборудования – 1 шт.;• шпатели медицинские – 10 шт.;• сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи – 1 шт.
;
• оборудованная комната для отбора биологических сред.
Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда
- Готовые решения по действующему законодательству
- Более 3 000 заполненных шаблонов
- Возможность задать вопрос в экспертную поддержку
Минимальный список оснащения приведен в п. 4 ч. 2 Приложения № 2 к Письму Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32.
Организация может пойти двумя путями:
- привлечь в штат медработника;
- заключить договор со специализированным медицинским учреждением, имеющем в обязательном порядке лицензию.
Проведение предрейсового медицинского осмотра водителей на предприятии
Для крупных автотранспортных предприятий намного удобнее содержать собственный медкабинет. Ведь это позволит избежать дополнительных перемещений сотрудников по городу и снизить время на осмотр.
Прежде чем начать проведение освидетельствований, компании предстоит решить ряд вопросов:
- Организовать помещение для осмотров водителей.
- Принять в штат медицинского специалиста.
- Получить лицензию на ПМО.
Источник: https://www.trudohrana.ru/article/103393-qqq-17-m9-predreysovye-meditsinskie-osmotry-voditeley
Законодательство о предрейсовых медосмотрах водителей
Обновлено: 06.04.2018 08:15
Все требования к мероприятиям, связанным с медицинскими осмотрами, содержатся в нормах Трудового Кодекса РФ (ст.213 и некоторых других), Федеральных законах, приказах, распоряжениях, рекомендациях Минздрава РФ, Минтранса РФ, а ответственность за их исполнение лежит в области административного и уголовного законодательства.
Нормативно-правовая база
Обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей закреплена в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» (№196-ФЗ от 10.12.1995).
Согласно нему, все индивидуальные предприниматели и юридические лица, ведущие деятельность, связанную с эксплуатацией транспорта, обязаны проводить предрейсовые, послерейсовые, а также текущие медицинские осмотры.
Закон обязывает привлекать к данной деятельности работников системы здравоохранения, дипломированных и сертифицированных надлежащим образом.
Важно, что законодательство относит проведение таких медосмотров к мероприятиям из области охраны труда. Соответственно, и все нарушения по части предрейсовых медицинских осмотров водителей, трактуются именно как нарушения правил охраны труда.
Обратите внимание
А это уже влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность.
Виновными в нарушениях трудового законодательства могут быть признаны медицинские организации, их руководство, медперсонал, руководители автотранспортных предприятий, а также все, кто связан с организацией и проведением медицинских мероприятий.
Так, если водитель из за проблем со здоровьем стал виновником ДТП, в котором серьезно пострадали люди, компетентные органы в первую очередь проверят, был ли должным образом проведен предрейсовый осмотр.
И если выяснится, что при медосмотре были допущены грубые ошибки, либо он не был проведен вовсе, то незамедлительно будет заведено уголовное дело по статье 143 УК РФ. К ответственности будут привлечены все лица, ответственные за организацию и проведение предрейсовых медосмотров водителей на предприятии.
Виновные могут быть приговорены к крупному штрафу (до 200.000 рублей либо в 18-кратном размере заработной платы осужденного). К тому же их могут отправить на исправительные работы на срок до двух лет, а то и вовсе лишить свободы на срок до года.
Если же, не дай бог, в результате ДТП погибнет человек, то виновники лишатся свободы на срок уже до трех лет. Причем иного, более мягкого наказания (например, в виде штрафа), закон за это преступление не предусматривает.
Важно помнить, что если уголовная ответственность за неподобающий либо не проведенный медосмотр грозит только после наступления тяжких последствий, то по административной статье санкции могут быть наложены в любое время, если контролирующие органы выявят какие-либо нарушения. При этом совершенно не важно, наступили какие-либо последствия или нет. Уже одного факта неправильной организации медосмотра водителей для контролирующих организаций будет достаточным основанием для вынесения постановления.
В целом, организация предрейсовых медосмотров — задача очень сложная и трудоемкая, предполагающая большую ответственность. И наиболее разумное решение для руководителя автотранспортного предприятия — поручить проведение подобных мероприятий независимой лицензированной медицинской организации, тем самым переложив на нее часть ответственности и рисков.
Утвержден новый порядок предрейсовых медосмотровС 1 мая 2015 года вступил в силу приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н, которым утвержден порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
В частности установлено, что по результатам прохождения предрейсового медосмотра на путевых листах ставится штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Тут же ставится подпись медицинского работника.
Важно
Как и раньше, осмотры проводятся за счет работодателя. За непроведение осмотров или нарушение порядка проведения установлены штрафы.
По статье 11.32 КоАП штрафы составляют:
- Для граждан – от 1000 до 1500 руб.
- Для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.
- Для организации (предпринимателя) – от 30 000 до 50 000 руб.
Источник: https://www.mosmedauto.ru/dokumenty/zakonodatelstvo
С 1 мая 2015 года введен новый порядок прохождения медосмотров для некоторых категорий работников
С 1 мая 2015 года вступил в силу Приказ Минздрава России от 15 декабря 2014 года N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» (далее — Порядок проведения медосмотров).
Данный приказ устанавливается порядок проведения медицинских осмотров в отношении отдельных категорий работников проводятся медицинские осмотры в случаях, установленных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Статьей 213 Трудового кодекса РФ определены следующие категории работников, которые должны проходить медосмотры:
- занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта;
- работники пищевой промышленности;
- общественного питания и торговли;
- лечебно-профилактических и детских учреждений и др.
Рассмотрим некоторые важные положения утвержденного Порядка проведения медосмотров для водителей:
- обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства до начала рабочего дня, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб;
- обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства по окончании рабочего дня, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов;
- проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя;
- организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя;
- медосмотры проводятся медицинской организацией или медицинским работником, состоящим в штате работодателя, при наличии лицензии на выполнение работ по медосмотрам.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 328 ТК РФ до приема на работу водителей они должны пройти предварительный медицинский осмотр, а в течении работы в соответствии с ч. 1 ст. 213 ТК РФ водители проходят обязательные периодические медосмотры.
Периодичность периодических медицинских осмотров для водителей автомобилей разных категорий, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять наземными транспортными средствами, установлены приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.
2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
По результатам прохождения медицинского осмотра выносится заключение о:
- наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков);
- отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
О результатах проведенных медицинских осмотров медицинский работник сообщает работодателю (уполномоченному представителю работодателя).
Мы не зря затронули эту тему в нашей статье об изменения в трудовом законодательстве, поскольку у работников кадровой службы при ведении кадрового делопроизводства часто возникают вопросы какие документы должен предоставлять водитель при приеме на работу помимо общего перечня кадровых документов, а также как оформляется направление и учет времени прохождения водителем периодических осмотров.
По результатам предварительных и периодических медицинских осмотров водителям выдаются медицинские справки, а по результатам проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров — делается отметка в путевом листе.
В соответствии со статьей 185 Трудового кодекса РФ на время прохождения медицинского осмотра за работниками сохраняется средний заработок по месту работы. Это касается периодических медицинских осмотров, которые занимают много времени.
Такое время необходимо отражать в табеле учета рабочего времени. Поскольку унифицированная форма табеля Т-12 не содержит условного кода для медосмотров, то на основании соответствующего приказа можно ввести свое обозначение, например, «МО».
При оказании услуг по ведению кадрового делопроизводства мы не только запрашиваем все необходимые документы, которые необходимы для соответствующих категорий работников, но и ведем кадровых учет событий, связанных с трудовой деятельностью таких работников. В частности подготавливаем табели учета рабочего времени, документы по направлению на медицинский осмотр и др.
На основании нашей статьи можно увидеть, что ведение кадрового учета должно учитывать определенные особенности при приеме на работу тех или иных категорий работников. Медицинские осмотры являются одной из таких особенностей, нарушение которой влечет наложение административного штрафа в соответствии со статьей 11.
Совет
32 КоАП РФ: на граждан в размере от одной тысячи до полутора тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Поэтому мы рекомендуем поручать ведение кадрового учета профессионалам, специализирующимся в трудовом праве и кадровом делопроизводстве, и предлагаем Вам рассмотреть выгодные условия сотрудничества с нашим Департаментом кадрового учета.
Источник: http://kadri.center21vek.ru/content/article/194/
Оценка статьи: (нет голосов)
Загрузка…Поделиться с друзьями: Похожие публикации
Добавить комментарий