27.06.2019
Вехи истории Škoda
. Двухколесный транспорт под именем Slavia пришелся ко двору, что привело к увеличению выпуска продукции и росту амбиций предприимчивых компаньонов. Осознавая «радужные» перспективы моторных видов транспорта, они переключились на мотоциклетную тему.
Первый образец – по сути велосипед с примитивным двигателем внутреннего сгорания – увидел свет в 1899-м. Новинка от Laurin&Klement, как к тому времени стала называться компания Slavia, тоже оказалась успешной и востребованной. А потому пригодной для освоения внешнего рынка.
Уже через год во многих европейских государствах о продукции Laurin&Klement знали не понаслышке. За десять лет было выпущено свыше 4 тыс. мотоциклов. Прибыли Laurin&Klement росли как на дрожжах, что в конечном счете подтолкнуло компаньонов к покорению новых высот.
А именно – к созданию автомобиля.
2-х цилиндровый мотоцикл L&K
Первенец чешского автопрома – Voiturette A появился в 1905-м. Под капотом машины стоял мощный по тем временам 2-цилиндровый литровый 7-сильный мотор. Впоследствии различные модификации Voiturette оснащались куда более серьезными 4-цилиндровыми силовыми агрегатами.
Обратите внимание
За три года было выпущено 250 экземпляров Voiturette, что красноречиво говорило о популярности модели. С каждым годом Laurin&Klement набирали все больший вес на европейской арене.
Это было обусловлено непрерывным совершенствованием выпускаемой техники и внедрением в производство новых технологий.
1905 L&K Voiturreta A
Успех первого автомобиля Laurin&Klement был закреплен новинкой с индексом S, дебют которой состоялся в 1911-м. Простая и надежная машина с передовой жидкостной системой охлаждения двигателя мощностью 14 л.с. быстро получила признание публики. Модель S выпускалась на протяжении 14 лет – до 1925 года.
Следующим знаковым продуктом Laurin&Klement стала модель с индексом М. В отличие от предыдущих машин компании, которые были раcсчитаны на широкий круг покупателей, «эмка» классифицировалась как автомобиль премиум-класса. Она была оснащена 4-цилиндровым двигателем в 4713 куб. см мощностью 50 л.с.
В числе инноваций значилась, например, такая «экзотика», как динамо-фары, электрический стартер и др. Во время Первой мировой войны этот автомобиль был переоборудован в машину большой грузоподъемности (до 3 тонн) с двигателем объемом около 6 литров.
Автомобиль получил маркировку MS и оказал армии большую помощь во время войны. В производстве он оставался до 1920 года.
1906 L&K FDL
Наряду с несколькими моделями легковых машин в то время понемногу стали выпускать небольшие грузовики и автобусы. Автомобили экспортировали в Германию, Великобританию, Россию, Новую Зеландию и Японию.
После Первой мировой компания из Млада Болеслава, помимо автомобилей, выпускала и иные изделия, например сельскохозяйственную технику, в частности, моторные плуги Excelsior, разработанные совместно с Roudnice company. В послевоенные годы для выживания компании потребовалось объединение с сильным индустриальным партнером.
Важно
Поэтому в 1925 году Laurin&Klement слилась с компанией Škoda из города Пльзень – машиностроительным концерном, основанным еще в 1869-м Эмилем Шкодой.
1906 L&K type C
Именно с этого момента «заходит солнце» Laurin&Klement и начинается настоящая история марки Škoda. На этом этапе производились автомобили сотой серии. Построена «сотка» была на базе классического шасси, а под ее капотом скрывался 4-цилиндровый мотор объемом 1771 куб. см.
Многочисленные модификации «сотки» смогли найти своих поклонников и принесли производителю существенную прибыль. После слияния компаний дела холдинга резко «пошли в гору». Одним из ярких плодов сотрудничества стала Škoda 860, появившаяся в 1929-м.
Основные технические характеристики новинки были зашифрованы в ее индексе: цифра 8 указывала на количество цилиндров в моторе, а цифра 60 – на его мощность. Несмотря на совершенство конструкции Škoda 860, за четыре года удалось продать всего 49 экземпляров машины.
Причина крылась в высокой цене, составлявшей 127 тысяч крон.
1907 L&K type F
В 1930 году подразделение Škoda, занимавшееся производством легковых автомобилей, отделилось и стало самостоятельной компанией Škoda ASAP (Автомобильное индустриальное акционерное общество). Во второй половине 30-х годов увидела свет Škoda 420 Popular, модель, которая вскоре стала легендой.
Это был компактный автомобиль весом всего 650 кг, развивавший скорость 80 км/ч при расходе 7,5 л на сотню. Причем продавался он по сенсационной цене – порядка 18 тысяч крон, в зависимости от модификации.
После оккупации во время Второй мировой войны «легковая» Škoda перешла под начало немецкой промышленной группы Hermann-Goering-Werke и переключилась на выпуск военной продукции – внедорожных машин, гусеничных тягачей и т.д.
Из наиболее востребованных гузовиков Škoda того времени стоит отметить модель 256 грузоподъемностью 2,5 тонны. Всего до 1943 года было произведено 2662 автомобиля.
1911 L&K type S
Совет
По окончании войны компания была национализирована и, изменив название на Škoda AZNP (Национальное предприятие автозаводов), получила монополию на производство легковых автомобилей. Первой послевоенной новинкой стала двухдверная Škoda 1101/1102 Tudor, выпущенная на рынок в 1946 году.
Чуть позже появилась и четырехдверная версия грузоподъемностью 300 кг. В 1952-м в производство был запущен четырехдверный седан Škoda 1200. Эта машина с округлым цельнометаллическим кузовом, оснащенная 1,2-литровым двигателем мощностью 36 л.с., символизировала новый виток развития компании Škoda.
В пятидесятые годы довольно обширный мировой экспорт автомобилей Škoda сник. Их стали поставлять в основном в страны соцлагеря. Универсалы Škoda 1200, например, работали в СССР в качестве карет скорой помощи. Особым уважением советских водителей пользовались седельные тягачи и самосвалы Škoda.
Впрочем, это аспекты совсем другой, «грузовой» истории фирмы Škoda.
1911 L&K type Sc
В социалистической Чехословакии подход к модельному ряду поменялся в корне. Сняли с производства представительский «Superb». Родстеры на базе моделей 1101 и 1102 предназначались в основном для экспорта. Да и вообще, привилегия ездить персонально в те времена был доступна лишь партийным функционерам.
Несмотря на экономические и политические трудности того периода, компания сохранила относительно высокие стандарты производства, иллюстрацией чего, к примеру, может служить модель Škoda 440, выпущенная в 1955-м и более известная как Škoda Spartak. Машина имела двигатель объемом почти 1,1 литра и мощностью 40 л.с. В 1959 году «перелицованные» легковушки были заявлены под новыми именами.
Škoda 440 была переименована в Octavia, 445-я – в Octavia Super, а 450-я модель получила имя Felicia. Абсолютно новый автомобиль Škoda 1000 МВ был представлен общественности в 1964-м. 1000 MB имел 4-цилиндровый двигатель с жидким охлаждением объемом 988 куб. см и мощностью 45 л.с., расположенный в кормовой части кузова. Следующая новинка появилась в 1969-м.
Новая Škoda 100/110, ставшая переосмысленным вариантом предшественницы, обзавелась свежими кузовом и интерьером, дисковыми тормозами передних колес, усовершенствованным мотором. Двухдверное спортивное купе Škoda 110 R с двигателем 1,1 л и 62 л.с., появившееся в 1970-м, стало ярким явлением, т.к. идеологически диссонировало с продукцией социалистического автопрома.
Седан по имени Škoda 110 LS получил аналогичный двигатель. Купе также послужило основой для создания спортивных версий – Škoda 130 RS и Škoda 200 RS.
1913 L&K type Se
Обратите внимание
Последующая модель Škoda 105/120, представленная в 1976 году, получила совершенно иной уровень модернизации – оигинальные кузов и интерьер. Две базовые модели Škoda 105 с 1-литровым двигателем и Škoda 120 с двигателем в 1,2 л производились во всевозможных версиях: от недорогой Škoda 105 S до престижной Škoda 120 GLS.
Бесконечная модернизация семейства 105/120/130 закончилось выпуском последней 120-ки в 1990-м году. На смену ей несколько раньше пришла новая модель – Škoda Favorit, в создании которой принимал участие знаменитый итальянский дизайнер Нуччио Бертоне. Базовая версия Favorit была снабжена 4-цилиндровым двигателем объемом 1,3 л.
На основе этой модели был разработан универсал, получивший название Škoda Forman.
1914 Excelsior P5
В 1991-м в биографии Škoda произошло знаковое событие: чешская компания вошла в состав немецкого концерна Volkswagen. Первой моделью, выпущенной под патронажем могучего покровителя, сталa Škoda Felicia, представленная общественности в 1994-м.
В 1996 году Škoda показала миру лифтбэк, названный в честь выпускавшейся несколько десятилетий назад модели Octavia. В 1998 году было начато производство этого автомобиля в кузове универсал. Очередное пополнение модельного ряда произошло в 1999-м, когда публике был представлен компакт Škoda Fabia.
Как и Octavia, Škoda Fabia очень быстро стала популярной, существенно усилив лояльность потребителя к бренду Škoda.
1922 L&K type 100
В 2001-м произошло возрождение легендарной Škoda Superb. Одноименый автомобиль выпускался чешской компанией с 1934 по 1949 год. Седан бизнес-класса был построен по мотивам Volkswagen Passat B5. В 2004 году увидело свет новое поколение Octavia.
Помимо автомобиля, выпущенного в кузовах лифтбэк и универсал, в модельном ряду появилась модификация с полным приводом. В 2006-м был презентован многофункциональный Roomster, позиционирующийся производителем как автомобиль для активного отдыха. Компания Škoda также выпустила новые поколения моделей Fabia и Superb.
При обновлении автомобилей были учтены и исправлены все недочеты их предшественников. Благодаря этому продажи обеих моделей после модернизации значительно выросли. Ярким событием 2009 года стало появление первого в истории фирмы кроссовера – Škoda Yeti.
Важно
Помимо упомянутого, в производственной линейке фирмы сегодня числится популярный в Европе субкомпакт Škoda Citigo. На подходе обреченный на успех Škoda Rapid, новая Octavia, большой кроссовер… Страница за страницей компания Škoda продолжает писать свою историю.
1925 Skoda 350
1929 Skoda 860
1931 Skoda 633 sedan
1933 Skoda 420 Standard
1934 Skoda 420 Rapid
1934 Skoda 640 Superb
1934 Skoda Popular 420
Skoda 256
1936 Skoda Favorit limousine type 904
1946 Skoda 1101 Tudor
1952 Skoda 1200
1955 Skoda 1201 sedan
1955 Skoda 440 Spartak
1959 Skoda Octavia
1961 Skoda Octavia Combi
1964 Skoda 1000 MB
1967 Skoda 1000 MBX
1969 Skoda 100
1970 Skoda 110R Coupe
1975 Skoda 130RS
1976 105L
1977 120L
1981 Skoda Garde
1987 Skoda Favorit
1990 Skoda Favorit Forman
1994 Skoda Felicia
1995 Skoda Felicia Combi
1996 Skoda FeliciaFUN
1996 Skoda Octavia
1996 Skoda Superb 1
1998 Skoda Felicia Skoda Felicia Combi facelift
1999 Skoda Fabia
2004 Skoda Octavia 2
2006 Skoda Roomster
2007 Skoda Fabia 2
Skoda Fabia 2 facelift
Skoda Octavia 2 facelift
Skoda Superb 2
Skoda Citigo
Skoda Yeti
Skoda Rapid
Skoda Octavia 3
ФОТОГАЛЕРЕЯ «МУЗЕЙ SKODA»
ФОТО: АНДРЕЙ МАШНИН
Источник: http://5koleso.ru/articles/istoriya-avto-brendov/vehi-istorii-skoda
История шкоды Октавия
В конце 50-х годов, в тогда ещё социалистической Чехословакии, впервые была продемонстрирована широкой публике первоначальная Skoda Octavia.
Модель производилась на кузовах седан и универсал и практически сразу завоевала популярность. Skoda Octavia зарекомендовала себя как семейный автомобиль и стала символом стабильности и надёжности.
В кузове универсал Skoda Octavia выпускалась до 1971 года, когда производство этой модели временно прекратилось.
Поколение I
После «бархатной революции» и раздела страны производство Чешского символа автопрома возобновилось в Республике спустя почти четверть века. Триумфальное возвращение Skoda Octavia произошло на Парижском автосалоне в 1996 году, причём была представлена абсолютно новая машина.
Octavia I стал первым автомобилем концерна Skoda, после перехода компании под управление немецкого автогиганта Volkswagen. Изначально Octavia I выпускалась на кузове хетчбэк, а через пару лет компания предложила вариант в кузове универсал с наименованием Combi.
Читайте также: Когда и сколько можно ездить без осаго
Octavia I выпускалась в нескольких видах комплектации: от простейшей Octavia Classic до люксовой модели Octavia Laurin&Klement. Надо признать, что чешский автомобиль сохранил только бренд Skoda, дизайн, платформа, двигатели для автомобиля достались от немецкого VW Golf IV.
Немецкие конструкторы проектировали Octavia I с бензиновыми моторами от различных моделей Volkswagen объемом 1,4 л, 1,6 л и 1,8 л мощностью соответственно 75 л/с, 101 л/с и 125 л/с. Позднее добавилась модель с турбодизелем объёмом 1,9 литра и мощностью 90 л/с.
Также выпускалась модификация Octavia I с движком 1,8 литра, развивающий мощность до 150 л/с. В конце века появились полноприводные Octavia I в кузовах универсал и хэтчбек и в начале нынешнего столетия Skoda выпустила полноприводную Octavia RS с движком 1,8 литра и мощностью 180 л/с.
Шкода Октавия I поколение
Поколение II
В 2004 году концерн Skoda презентовал второе поколение New Octavia. Для того времени New Octavia получила высокотехнологичные новинки. Также изменился дизайн и интерьер автомобиля. New Octavia стала выглядеть более солидно и респектабельней.
Наиболее запоминающими были полноприводные модели в кузове универсал New Octavia Combi и Octavia Scout, которую компания рекламировала как «универсал повышенной проходимости».
Совет
Вся линейка моделей Octavia II оснащена, в зависимости от модификации, четырьмя бензиновыми и двумя дизельными моторами.
К движкам первого поколения добавились бензиновые моторы объёмом 1,6 литра и 2,0 литра с соответственно мощностью 116 л/с и 150 л/с, а также двухлитровый турбодизель мощностью 140 л/с. В зависимости от двигателя и комплектации на моделях Octavia II устанавливалась механическая 5-ти или 6-ти КПП.
Шкода Октавия II поколение
Шкода Октавия II поколение
Поколение III
В конце 2012 году Skoda представила Octavia третьего поколения. В основном изменились габариты и дизайн автомобиля. Octavia III внешне стал более строгим и агрессивным авто.
Все модели Octavia III оснащены двигателями с турбонаддувом. Это бензиновые и дизельные движки, развивающие мощность от 85 л/с до 180 л/с в зависимости от модификации.
Octavia III позиционируется как автомобиль С-класса, с соответствующей начинкой и современными «наворотами».
Шкода Октавия III поколение
Skoda Octavia в России
В России третье поколение Skoda Octavia поступила в продажу с июня 2013 года. Россиянам предлагается модификация А7 в кузове лифтбек.
Любители чешского автомобиля по достоинству оценят элегантный и в то же время современный дизайн, повышенный уровень комфорта и большое свободное пространство салона, а также новые решения в области безопасности движения. Дизайнеры автоконцерна создали практически новый облик Skoda Octavia.
Автомобиль увеличился в габаритах: стал длиннее и шире, также увеличилась в размерах колёсная база. Соответственно увеличился и размер салона. Модификация А7 имеет наибольший объём внутреннего пространства салона из всей представленной линейки Skoda Octavia.
Комфортней стало всем: и водителю и пассажирам, достаточно сказать, что габарит высоты в задней части салона составляет 980 мм. Также обновилась линейка силовых агрегатов. Российским автомобилистам предлагается три вида бензиновых двигателя и один дизельный.
Особое внимание инженеры и конструкторы концерна уделили экономичности и экологичности двигателей. Надо признать, что разработчики компании Skoda не отстают от мирового автопрома и добиваются от своих двигателей снижения потребляемого топлива и выброса в атмосферу отработанного токсичного газа.
Разумеется, мощность двигателя, его экономичность и экология, а также повышенный комфорт и уют в салоне вкупе с инновационными технологиями безопасности значительно влияют на ценообразование. Если в базовой комплектации Skoda Octavia А7 в России можно приобрести за 660.000 рублей, то со всеми новомодными, но уже привыкшими «наворотами» цена автомобиля увеличивается почти вдвое и достигает в Москве до 1.210.000 рублей.
Сервисное обслуживание
Как и любая уважающая себя автокомпания концерн Skoda позаботился о сервисном обслуживании своего детища. Во многих странах мира и в России в частности открыты представительства компании, где можно получить любую исчерпывающую информацию, дилерские центры и станции техобслуживания.
В России сборка Skoda Octavia производится в Нижнем Новгороде на заводе «Группы ГАЗ». Сборка производится в полном цикле. Невзирая на введённые санкции ЕС проблем с комплектующими не наблюдается. Объём рынка сбыта для компании Skoda в России традиционно очень весомый и Чехии не хочется его терять.
Поэтому они всеми силами стараются поддерживать свой национальный бренд невзирая на сложную политическую и экономическую обстановку в Европе и в мире.
Источник: http://skodatop.ru/istoriya/shkody-oktaviya.html
История разработки Škoda Octavia I — Колеса.ру
Время летит незаметно: казалось бы, Škoda Octavia продается совсем недавно, но ведь к «экватору» приближается третье поколение автомобиля, а самой первой Октавии в этом году исполняется аж 20 лет. И рассказывая о ее рождении, надо отмотать назад еще немного, в период крушения советской империи и союза экономической взаимопомощи соцстран.
В конце 1989 года в Чехословацкой Социалистической Республике состоялась так называемая нежная (бархатная) революция, после которой в стране произошел быстрый демонтаж социалистического режима и плановой экономики с переходом на капиталистические рельсы и рыночные отношения.
Разумеется, такие перемены не могли не повлиять на такую важнейшую отрасль чешского машиностроения, как автомобильная промышленность.
Обратите внимание
Ведь к концу восьмидесятых годов заднемоторные Шкоды стали явным анахронизмом, а новейшая разработка под названием Favorit хоть и выглядела неплохо в сравнении с советским Спутником, но с «настоящими» автомобилями европейского производства соперничать на равных не могла.
Новая страна нуждалась в новых автомобилях. А старейший чешский производитель из Млада Болеслав – в стратегическом партнёре, который бы позволил возродить былую славу марки Škoda.
На ранних этапах в числе претендентов были немцы из BMW и французы из Renault.
Однако концерн Volkswagen AG сумел предложить правительству страны наиболее интересные условия, что уже в декабре 1990 года привело к началу сотрудничества с Volkswagen.
Немцы не стали долго ждать и «работали по горячему», то есть начинали сотрудничество с чехами вскоре после событий ноября-декабря, которые через несколько лет привели к образованию двух независимых государств – Чешской и Словацкой республик.
Взаимный интерес
Каждая из сторон была заинтересована друг в друге: руководству компании Škoda требовался опытный партнер, который был бы способен разработать конкурентоспособные модели и мог бы инвестировать в производство серьезные финансы, что позволило бы оживить Шкоду, избавив её от своеобразного «призрака социализма» в ДНК. В свою очередь, немцам была интересна чешская компания вследствие её богатого исторического наследия, а также благодаря высокому уровню развития машиностроения в стране в досоциалистический период.
Статьи / История
Паромобиль Йозефа Божека Пражский часовщик и механик Йозеф Божек был первым, кто создал самодвижущийся экипаж на территории современной Чехии. В 1815 году он представил плод свей десятилетней работы –…
3978 3 10 22.04.2016
В результате 16 апреля 1991 года стороны объявили о запуске нового предприятия под названием ŠKODA, automobilová a.s. При этом немецкая сторона за 620 миллионов марок приобрела 31% доли собственности Skoda.
Чешская марка не просто стала четвертым брендом концерна, в который на тот момент уже входили марки Volkswagen, Audi и Seat. Нет, немцы действительно решили вдохнуть в бренд с длинной историей новую жизнь, дав ему новое дыхание.
Для начала довольно оперативно и весьма грамотно новые совладельцы использовали то, что уже было в наличии – платформу модели Skoda Favorit, на базе которой появилась «улучшенная версия» под названием Felicia.
Фелицию полюбили как сами чехи, так и их бывшие собратья по социалистическому лагерю, ведь относительно недорогая машинка при этом неплохо смотрелась и была весьма надежной.
Успех первой, пусть и «переходной» модели постсоциалистического периода лишь утвердил немцев в правильности своего решения.
Поэтому Volkswagen Group уже в конце 1995-го увеличил свою долю собственности до 70%, что обошлось в 1,4 миллиарда марок. Название компании при этом сменили на Škoda Auto, a.s. А уже в мае 2000-го чешская марка переходит под полный контроль немецкого совладельца, который за 12,3 миллиарда крон выкупил у чешской стороны оставшиеся 30% собственности.
Новая модель, единая платформа
Безусловно, немцы наращивали свою долю собственности в чешском предприятии отнюдь не для того, чтобы выпускать модель Felicia и подобные ей машины с «социалистическим наследием».
Уже в сентябре 1996 года Škoda смогла удивить мир новой Octavia.
Машина с красивым женским именем была хорошо знакома старшему поколению чехословацких автомобилистов, ведь с 1959 по 1971 годы в Млада Болеславе уже выпускали Октавии.
Чтобы подчеркнуть наличие у марки глубоких исторических корней и отдать дать уважения прошлому, немецкие партнеры назвали принципиально новую модель именно так – Octavia, присвоив ей внутренний индекс Mk1 (1U).
1 / 3
Важно
Автомобили первых лет выпуска можно отличить по оптике – до рестайлинга у фар были стеклянные рассеиватели
2 / 3
Важно
Автомобили первых лет выпуска можно отличить по оптике – до рестайлинга у фар были стеклянные рассеиватели
Важно
3 / 3
Важно
Автомобили первых лет выпуска можно отличить по оптике – до рестайлинга у фар были стеклянные рассеиватели
Чем же была интересна и удивительна Октавия первого поколения? В первую очередь унификацией с другими моделями концерна VW Group. Ведь новый автомобиль изначально создавался на единой платформе A4 (PQ34), на которой выпускали машины гольф-класса остальных марок концерна.
Разумеется, эта платформа была новейшей – Шкоде не предстояло донашивать «старое пальто», как это можно было бы подумать.
Напротив, соплатформенные Audi A3 Mk1 (8L), Volkswagen Golf/Bora Mk4 (1J) и Seat Leon Mk1 (1М) создавались либо одновременно с Октавией, либо даже чуть позже, как это было с Audi TT и Volkswagen Beetle, выпущенными в 1998 году.
Таким образом, у чешского предприятия появилась добротная и современная платформа, на которой был создан соответствующий автомобиль.
Немного о секрете успеха
В табели о рангах, то есть по внутренней иерархии VW Group, Шкода заняла самую нижнюю строчку, став своеобразным «входным билетом» в мир европейского качества (забегая вперед, теперь приоритеты изменились – Шкоды при прочих равных уже дороже Сеатов, переместившихся вниз иерархии). Впрочем, концепция «как Volkswagen, только дешевле» в 90-е отнюдь не означала, что по набору потребительских качеств чешская машина в чем-то сильно проигрывала более именитым немецким маркам. Скромнее, но не менее качественно – это подход сработал.
1 / 3
Праворульная Octavia выпускалась для рынков Великобритании и Ирландии
2 / 3
Праворульная Octavia выпускалась для рынков Великобритании и Ирландии
Важно
3 / 3
Праворульная Octavia выпускалась для рынков Великобритании и Ирландии
Будучи менее броской и дешевле отделанной изнутри, Škoda реально ни в чем не проигрывала более дорогим одноклассникам из этого же концерна, приятно удивив новоиспеченных владельцев своей добротностью и надежностью.
Отличное соотношение цены и качества по достоинству оценили даже в такой пресыщенной автомобилями стране, как Великобритания.
Совет
Да и прижимистые бюргеры отлично раскупали Октавии, быстро раскусив, что от родного Фольксвагена она отличается в основном дизайном и эмблемами.
Октавия оказалась именно тем (и таким) автомобилем, в котором нуждался как внутренний, так и внешний потребитель. В 1997 году, когда автомобиль начал массово появляться в автосалонах и на улицах, внешность казалась весьма современной, хотя дизайнерам удалось «проигнорировать» буйствовавший тогда биодизайн.
Читайте также: Знак «инвалид» на автомобиле: кому можно устанавливать, что о нем говорится в пдд
1 / 4
Octavia первого поколения выглядит элегантно и сегодня
2 / 4
Octavia первого поколения выглядит элегантно и сегодня
3 / 4
Octavia первого поколения выглядит элегантно и сегодня
4 / 4
Octavia первого поколения выглядит элегантно и сегодня
Благодаря сдержанности и отсутствию экспрессивных решений вроде «фордовского» new egde того же периода, Шкоде удалось создать автомобиль с дизайном «вне времени» – даже сейчас, спустя два десятилетия, Октавия первого поколения воспринимается как не особо устаревший, а просто классический автомобиль. Что высоко ценится на вторичном рынке.
Двигатели
Моторная линейка была создана с прицелом на максимальную практичность, и оказалась, конечно же, уже «фольксвагеновской»: никаких моторов VR6 и прочих изысков, только рядные «четверки».
За полтора десятилетия выпуска под капотом с характерным выступом оказалось полтора десятка модификаций дизельных и бензиновых агрегатов самой различной мощности: от «овощных» версий объемом 1,4 литра и мощностью 60-75 л. с.
до «заряженных» турбонаддувом 1,8-литровых вариантов, развивавших в зависимости от модификации 150-180 л. с.
1 / 3
«Заряженные» версии можно отличить по форме переднего бампера и крупным колесам
2 / 3
«Заряженные» версии можно отличить по форме переднего бампера и крупным колесам
Важно
3 / 3
«Заряженные» версии можно отличить по форме переднего бампера и крупным колесам
1 / 7
«Ненастоящий спорт»: в Украине выпускали версию со 150-сильным двигателем 1,8T и пакетом деталей от версии RS
2 / 7
«Ненастоящий спорт»: в Украине выпускали версию со 150-сильным двигателем 1,8T и пакетом деталей от версии RS
3 / 7
«Ненастоящий спорт»: в Украине выпускали версию со 150-сильным двигателем 1,8T и пакетом деталей от версии RS
4 / 7
«Ненастоящий спорт»: в Украине выпускали версию со 150-сильным двигателем 1,8T и пакетом деталей от версии RS
5 / 7
«Ненастоящий спорт»: в Украине выпускали версию со 150-сильным двигателем 1,8T и пакетом деталей от версии RS
6 / 7
«Ненастоящий спорт»: в Украине выпускали версию со 150-сильным двигателем 1,8T и пакетом деталей от версии RS
7 / 7
«Ненастоящий спорт»: в Украине выпускали версию со 150-сильным двигателем 1,8T и пакетом деталей от версии RS
1 / 4
Выпущенная в 2002 году «лимитированная» партия автомобилей 100WRC отличалась окраской кузова и комплектацией
2 / 4
Выпущенная в 2002 году «лимитированная» партия автомобилей 100WRC отличалась окраской кузова и комплектацией
3 / 4
Выпущенная в 2002 году «лимитированная» партия автомобилей 100WRC отличалась окраской кузова и комплектацией
4 / 4
Выпущенная в 2002 году «лимитированная» партия автомобилей 100WRC отличалась окраской кузова и комплектацией
1 / 6
Octavia даже принимала участие в чемпионате мира по ралли WRC
2 / 6
Octavia даже принимала участие в чемпионате мира по ралли WRC
3 / 6
Octavia даже принимала участие в чемпионате мира по ралли WRC
4 / 6
Octavia даже принимала участие в чемпионате мира по ралли WRC
5 / 6
Octavia даже принимала участие в чемпионате мира по ралли WRC
6 / 6
Octavia даже принимала участие в чемпионате мира по ралли WRC
Обратите внимание
В Европе Octavia первого поколения всегда пользовалась спросом и с дизелем, ведь 1,9-литровые моторы мощностью 90-130 л. с. оказались весьма долговечными и экономичными. В первые годы выпуска (до рестайлинга) существовала даже атмосферная версия 1.9 SDI мощностью 68 л. с.
1,8-литровый турбомотор развивал 150-180 л. с.
Одним из самых популярных на Октавии после рестайлинга был бензиновый 1,6-литровый мотор, который в зависимости от исполнения развивал 101 л. с. (AEH/AKL) либо 102 л. с. (AVU/BFQ).
С ним Octavia обладала достаточной энерговооруженностью, но при этом оставалась «всеядной» и достаточно экономичной.
Со временем вдобавок выяснилось, что такие «движки» без проблем «бегают» по 300-400 тысяч километров даже в наших условиях.
Удобства
Несмотря на то, что внешне Октавия первого поколения напоминала седан с коротким багажником, её тип кузова – лифтбэк. Его характерная черта – огромное по объему багажное отделение (528 л), которое при трансформации задних сидений увеличивалось до внушительных 1 328 литров.
1 / 2
Хотя визуально кажется, что багажник выделен в отдельный объем, его крышка поднимается вместе со стеклом
2 / 2
Хотя визуально кажется, что багажник выделен в отдельный объем, его крышка поднимается вместе со стеклом
Справедливости ради отметим, что Octavia Mk1, как и соплатформенные Ауди и Фольксвагены, не могла похвастаться особым простором на заднем сидении – в первую очередь из-за относительно небольшой (2 512 мм) колесной базы.
Впрочем, в конце девяностых годов на некоторую зажатость в районе пространства для ног задних пассажиров внимания еще не обращали, а со временем счастливые владельцы первых Октавий просто свыклись с тем, что двухметровых баскетболистов на заднем сидении своей машины они с комфортом перевезти не смогут.
1 / 3
В Европе практичную и надежную Октавию часто использовали в качестве служебного автомобиля
2 / 3
В Европе практичную и надежную Октавию часто использовали в качестве служебного автомобиля
Важно
3 / 3
В Европе практичную и надежную Октавию часто использовали в качестве служебного автомобиля
Версии
Как и подобает серьезному производителю, Skoda предлагала новую модель не только с широкой линейкой двигателей, но и в самой разной комплектации. Если начальное оснащение Октавии (особенно – до рестайлинга!) было весьма скромным и не предполагало «излишеств» вроде электроприводов стёкол и кондиционера, то «верхние» комплектации оснащались по высшему разряду.
К примеру, именная версия Laurin&Klement, названная по фамилиям основателей компании, могла похвастать светлой кожаной обивкой сидений, деревянной отделкой, автоматическим климат-контролем, люком и прочими «наворотами».
Существовала и очень интересная модификация «4х4» – как нетрудно догадаться, такая версия отличалась постоянным полным приводом.
При этом машина, оснащенная турбомотором (бензиновым или дизельным) и механической трансмиссией, отнюдь не являлась кроссовером или внедорожником, но благодаря всем ведущим колёсам на скользкой дороге водитель такой Октавии чувствовал себя заметно увереннее.
1 / 2
Специально для правительства Чехии была выпущена небольшая партия автомобилей с удлиненной базой
2 / 2
Специально для правительства Чехии была выпущена небольшая партия автомобилей с удлиненной базой
1 / 7
Совет
Полноприводный универсал предлагал максимум возможностей за относительно небольшие деньги
2 / 7
Совет
Полноприводный универсал предлагал максимум возможностей за относительно небольшие деньги
3 / 7
Совет
Полноприводный универсал предлагал максимум возможностей за относительно небольшие деньги
4 / 7
Совет
Полноприводный универсал предлагал максимум возможностей за относительно небольшие деньги
5 / 7
Совет
Полноприводный универсал предлагал максимум возможностей за относительно небольшие деньги
6 / 7
Совет
Полноприводный универсал предлагал максимум возможностей за относительно небольшие деньги
7 / 7
Совет
Полноприводный универсал предлагал максимум возможностей за относительно небольшие деньги
Впрочем, «средняя Октавия среднего владельца» была обычно оснащена минимальным набором, необходимым для комфортного передвижения независимо от температуры за бортом. Электроприводы стёкол, зеркал и замков, кондиционер и гидроусилитель руля – пожалуй, в большем бывшие владельцы «Фаворитов» и «девяток» и не нуждались, чтобы чувствовать себя в новенькой Октавии «как в настоящей иномарке».
1 / 2
Добротный интерьер «чешки» не уступал собратьям по концерну и платформе
2 / 2
Добротный интерьер «чешки» не уступал собратьям по концерну и платформе
1 / 4
Ходовые качества Октавии понравились целевой аудитории.
2 / 4
Ходовые качества Октавии понравились целевой аудитории.
3 / 4
Ходовые качества Октавии понравились целевой аудитории.
4 / 4
Ходовые качества Октавии понравились целевой аудитории.
Что дальше?
Чтобы сохранить высокий интерес к модели, в начале нового века машину слегка «освежили» снаружи и внутри, попутно обновив и линейку двигателей. С 2004 года к названию добавилась приставка «Tour» – ведь «просто Октавией» стала новая модель на платформе А5.
Интересно, что Octavia первого поколения с 2002 года выпускали не только в Чехии, но и в соседней Украине – на заводе «Еврокар» в специальной экономической зоне, причем в мае 2006 года в приграничном Соломоново перешли с крупноузловой сборки на мелкоузловую.
1 / 12
С начала двухтысячных Octavia получила «украинское гражданство»
2 / 12
С начала двухтысячных Octavia получила «украинское гражданство»
3 / 12
С начала двухтысячных Octavia получила «украинское гражданство»
4 / 12
С начала двухтысячных Octavia получила «украинское гражданство»
5 / 12
С начала двухтысячных Octavia получила «украинское гражданство»
6 / 12
С начала двухтысячных Octavia получила «украинское гражданство»
7 / 12
С начала двухтысячных Octavia получила «украинское гражданство»
8 / 12
С начала двухтысячных Octavia получила «украинское гражданство»
9 / 12
С начала двухтысячных Octavia получила «украинское гражданство»
10 / 12
С начала двухтысячных Octavia получила «украинское гражданство»
11 / 12
С начала двухтысячных Octavia получила «украинское гражданство»
12 / 12
С начала двухтысячных Octavia получила «украинское гражданство»
Поскольку спрос на первую Октавию с годами практически не снижался, модель вплоть до 2010 года выпускали на головном предприятии в городе Млада Болеслав параллельно с Octavia A5. Как оказалось, у каждого из автомобилей был свой покупатель – проверенную временем модель первого поколения выбирали те, кому новая Octavia была великовата или дороговата.
Обратите внимание
Однако в ноябре 2010 года с конвейера в городе Врхлаби сошла последняя Octavia Tour. Таким образом, модель продержалась на конвейере долгие 14 лет и разошлась по миру тиражом в 1 442 126 экземпляров.
Источник: https://www.kolesa.ru/article/oktaviya-starshaya-istoriya-razrabotki-i-nemetskij-sled-v-skoda-octavia-i
История бренда Skoda
Škoda Auto a.s. — чешская автомобилестроительная компания, выпускающая легковые автомобили под торговой маркой Škoda. Штаб-квартира компании находится в городе Млада-Болеслав (Чехия). Логотип компании «крылатая стрела» был впервые представлен в 1926 году.
История производства автомобилей, носящих в настоящее время марку Шкода, началась с конца 1895 года в чешском городе Млада-Болеслав. Механик Вацлав Лаурин и книготорговец Вацлав Клемент, оба увлечённые велосипедисты, начали выпускать велосипеды собственной конструкции, назвав их патриотично — Славия.
Их дела шли благополучно. К 1899 году фирма Laurin & Klement Co. начала производство мотоциклов. Гонщики одержали первые победы в международных соревнованиях.
На рубеже веков компания предприняла ещё один важный шаг — был взят курс на производство автомобилей.
Уже самый первый автомобиль, Voiturette A, выпущенный в 1905 году, имел коммерческий успех, тем самым став одним из символов истории чешского автомобилестроения.
Благодаря своим ноу-хау и опыту, компания очень скоро заняла стабильное положение на развивающихся мировых рынках.
Laurin & Klement способствовало утверждению позиций Богемского королевства как наиболее промышленно развитого региона Австро-Венгерской монархии.
В ходе развития фирме стало тесно в рамках семейного предприятия. Пришло время перейти на новый уровень. В 1907 году основатели преобразовали L & K в акционерное общество. Прогресс привёл к созданию новой модели — Faeton. После 1914 года компания принимала участие в производстве военной продукции.
Важно
Для укрепления и сохранения своих позиций, а также модернизации производства, L & K искали сильного партнёра. Производство автомобилей под маркой Skoda в промежуток между 1925 и 1929 годами составило 2985 штук. В годы Второй мировой войны выпуск автомобилей заметно сократился.
15 декабря 1923 года в чешском городе Пльзень зарегистрирована эмблема автомобилестроительной фирмы «Шкода». В 1869 году молодой инженер Эмиль Шкода приобрел небольшой механический завод в городе Пльзень. Со временем завод превратился в одно из крупнейших машиностроительных предприятий Чехословакии.
27 июня 1925 года L & K вошла в состав крупнейшего промышленного предприятия региона, «Шкода-Пльзень» (Škoda Plzeň). На этом закончилась история марки Laurin & Klement и появилась новая компания — Škoda.
Результат — конвейерное производство элегантных автомобилей, оснащенных множеством великолепных элементов и выигрывавших международные соревнования.
Читайте также: Красные машины: плюсы и минусы авто красного цвета
Однако название «Laurin & Klement» сохранилось до наших дней как обозначение внутренней отделки салона автомобилей по классу «люкс».
Великая депрессия замедлила развитие Škoda, но не остановила его. Появилась ещё одна удачная модель — Popular.
Начиная с 1 января 1930 года завод в Млада-Болеславе был преобразован в «Акционерную компанию автомобильной промышленности» (ASAP). В компанию вошёл автозавод в Млада-Болеславе, отделение в Пльзене, ремонтное предприятие «Элка», филиалы, ремонтные предприятия и коммерческие представительства.
В середине 30-х годов на Škoda был разработан проект легкого танка LT vz.35.
До 1939 года было выпущено около 300 танков (заводы Шкода выпускали танки по проекту другой чешской компании ЧКД, но оснащали их 37-мм пушками собственной марки), которые после оккупации Чехословакии вошли в состав частей вермахта, участвовали в военных действиях против Франции, Польши, СССР. Последний танк чешского производства был уничтожен в 1941 г. в ходе разгрома немецких войск под Москвой.
Совет
В годы Второй мировой войны Škoda стала частью экономической системы Третьего рейха и практически полностью переключилась на выпуск военной продукции.
Заводы выпускали газогенераторные грузовики, гусеничные тягачи, а на базе разработанной в 1936 году изысканной модели Škoda Superb выпускались армейские внедорожники.
Завод выпускал вооружение для нацистских войск и потому в 1945 году до 70 % заводских мощностей были уничтожены англо-американскими бомбардировками.
С окончанием войны произошли перемены. Работа всей промышленности планировалась централизованно. Обмен информацией с развивающимися западными партнёрами был прекращен. Переименованная в национальное предприятие, AZNP Škoda, фирма стала монополистом на рынке частных автомобилей Чехословакии.
Благодаря прочной базе, традиционным процессам производства и прошлым успехам Чехословакия смогла развиваться и в послевоенный социалистический период, несмотря на информационный вакуум и влияние существующего общественного устройства.
Появились новые модели — Tudor, Spartak, Octavia и Felicia. Однако с появлением на Западе в 1960-е годы новых технологий промышленность страны стала отставать.
Начиная с 1970 года в экономике страны начался застой. Завод смог сохранить лидирующее положение только на рынках восточноевропейских стран. Прорыв наступил лишь в 1987 году с выпуском новой модели — Favorit.
Политические перемены в 1989 году изменили экономическую обстановку. Škoda начала искать сильного зарубежного партнёра для инвестиций и технологической поддержки.
Обратите внимание
В декабре 1990 года правительство выбрало в качестве партнёра концерн Volkswagen AG. 16 апреля 1991 года был подписан договор о продаже доли в 31 % в собственности Škoda, a.a.s. компании VAG за 620 млн марок. Таким образом Škoda присоединилась в качестве четвёртого бренда к концерну, уже объединявшему марки Volkswagen, Audi и SEAT.
В декабре 1995 года VAG нарастил свою долю до 70 % заплатив 1,4 млрд марок.
В январе 1998 года компания изменила название на Škoda Auto, a.s. Окончательный контроль VAG получил в мае 2000 года, когда за 12,3 млрд крон была выкуплена доля в 30 %. Продолжалось дальнейшее развитие компании.
Благодаря взаимодействию с западными партнёрами и новому экономическому мышлению Škoda провела мероприятия по модернизации техническо-производственной базы. В результате этого появилась конкурентоспособная модель — Felicia.
За ней последовали и более успешные модели — Octavia, Fabia и гордость компании — Škoda Superb.
В 2011 году концерн представил реинкарнацию модели Rapid, призванную занять нишу бюджетных автомобилей класса В. Весной 2014 года лифтбек Rapid начали продавать на рынках восточной Европы.
Источник: https://www.brandpedia.ru/brand-139.html
История автомобильной марки Skodа
Среди производителей автомобилей верность своим традициям удалось сохранить лишь не большому количеству концернов по постройке автотранспорта. Похвастаться такой самобытностью по праву может компания, выпускающая хорошие европейские автомобили – Skoda Auto.
Сегодня – это автомобилестроительная компания, входящая в концерн Фольксваген, а ее главное предприятие расположено в Чехии в маленьком живописном городке Млада-Болеслав. Поэтому на вопрос: «Шкода — чья это марка?» наиболее правильным будет ответ — Чешская, но собранная с немецкой точностью.
Поэтому давайте рассмотрим каждую из них. Начнем с истории фабрики, которая дала имя современным автомобилям.
Фабрика Эмиля Шкода
Годом основания фабрики Шкода принято считать 1859 г. Именно в этом году граф Валленштейн-Вартенберк основывает предприятие в г. Пльзень. Специализацией его фабрики было литейное и машиностроительное дело.
Спустя десять лет, в 1869 году владельцем и руководителем фабрики становится Эмиль Шкода. Именно его фамилия стала названием торговой марки.
Став ведущим промышленным предприятием в Австро-Венгрии, фабрика Шкода завоевала и международные рынки.
Важно
Доказательством может служить география применения изделий, выпускаемых Шкодой — детали Ниагарской электростанции, элементы для шлюзов Суэцкого канала.
В 1899 году фабрика преобразовывается в акционерную компанию. Накануне Первой Мировой войны Skoda становиться одним из крупнейших производителей вооружения в Австро-Венгрии. Основная ее продукция была тяжелые пушки и боеприпасы для них.
С приближением войны ориентация производства все больше изменялась на производство продукции для армии. В 1923 году был запатентован торговый знак компании Шкода, который сегодня мы видим на автомобилях марки Skoda.
Это изображение стрелы с перьями.
После Второй Мировой войны Skoda стала национальным предприятием и ведущим производителем автомобилей и мотоциклов. Сегодня это большой холдинг, выпускающий электро и тепло поезда для железной дороги, как основной вид деятельности. Но Skoda auto, стоит немного в стороне, и про ее историю стоит рассказать отдельно.
Компания Laurin & Klement
С этой компанией тесно связана история становления компании Skoda Auto. В 1895 году два любителя велосипедов Клемент и Лаурин объединили свои усилия и наладили в чешском городке Млада-Болеслав производство велосипедов собственной конструкции.
Имя своему детищу два Вацлава дали «Славия». На тот момент Вацлаву Лаурину было 30 лет, а его компаньону Вацлаву Клементу 27. Совершенствуя конструкцию велосипедов, к 1899 году они перешли на выпуск мотоциклов, оборудовав их одноцилиндровым двигателем.
Voiturette A
На этом изобретательский прогресс компаньонов не закончился. И в 1905 году они предоставили миру свой первый автомобиль Voiturette A. Через некоторое время этот автомобиль стал серийным.
Двигатель был V-образный 2-цилиндровый с водяным охлаждением. В этом же году автомобиль завоевал первое место среди дорожных автомобилей в гонке в Семмеринге (Австрия).
В следующем году на автомобиль установили 4-цилиндровый двигатель, а еще через год 8-цилиндровый.
Большой успех автомобиля и расширение производства привели к тому, что 19 июля 1907 года компаньоны официально зарегистрировали акционерную компанию «Laurin&Klement» (L&K) с автомобильным заводом в Млада-Болеславе.
Этот год стал звездным для основателей компании. Их автомобиль принимал участие в популярных автомобильных выставках, которые проводились в Санкт-Петербурге, Лейпциге, Париже, Берлине и других городах.
Представительства компании открывались по всей Европе – в Германии, Италии, Великобритании, России.
Автомобили этой марки участвовали и побеждали в престижных гонках и соревнованиях. Для этого создавались специальные гоночные автомобили. Кроме этого компания занялась производством авиационных двигателей и электрогенераторов.
Развитие производства и выпуск специализированных автомобилей
В 1908 году выехал за ворота сборочного цеха последний автомобиль с 2-цилиндровым двигателем. Далее использовался 4-цилиндровый двигатель.
Компания L&K в этом же году выиграла тендер от администрации Черногории на производство специализированных автомобилей для перевозки почты и пассажиров по узким, крутым и извилистым дорогам с ограниченными местами для маневров.
Для этого был создан автомобиль с укороченным шасси и расположением кабины над двигателем.
Слияние компаний Laurin & Klement и Skoda
Мировой финансовый кризис и послевоенное время привело к объединению Pilsen SKODA и компании Laurin & Klement в синдикат «Шкода». Это произошло 27 июня 1925 года.
Качество производства фирмы Laurin & Klement высоко ценилось, что позволило им сохранить свою эмблему до 1926 года. Однако, новой компании была необходима торговая марка, охраняемая авторскими правами.
Поэтому в 1926 году на смену логотипу L&K пришел новый логотип Skoda.
Шкода 110 и создание сборочной линии
Прорывом в автопроизводстве стала Шкода-110, ее выпуск начался в конце 20-х годов. Постоянная модернизация автомобиля и технологического процесса привели к созданию сборочной линии. Это позволило выпускать до 25 автомобилей в день, а после модернизации – до 95 штук.
Отличительной чертой моделей 4R и 6R стала унификация отдельных деталей и узлов – рулевой части, коробки передач, осей и прочих. Это стало большим достижением в автомобилестроении.
По итогам 1930 года Шкода стала вторым автопроизводителем в Чехии по количеству выпущенных автомобилей. Компания владела автозаводом в Млада-Болеславе, отделением в Пльзене, ремонтным предприятием в Праге и множеством представительств по всей Европе. 1934 год ознаменовался выпуском новой модели Popular, которой удалось выиграть заезд на ралли в Монте-Карло в 1936 году.
Skoda Auto в период Второй Мировой войны
Черной полосой в истории компании стал период Второй Мировой войны. Немецкая оккупация 1939 – 1945 годов не оставила сотрудникам другого выбора, кроме как начать работать на благо рейха. В этот период количество выпускаемых гражданских машин резко сократилось.
Национализация и советский период
В 1946 году в результате процесса национализации предприятие стало национальным и получило монополию на производство пассажирских гражданских автомобилей. В советский период компании удавалось поддерживать принятые стандарты качества, однако ни о каком прогрессе не было и речи.
Лишь в 1987 году производство начало расти и продолжило свое развитие. Это произошло благодаря выпуску новой модели Skoda-Favorit. Следующая модель Skoda 1101 за долгие годы усовершенствований трансформировалась в известную Octavia. Практически сразу после нее появилась Felicia.
До 1988 года моторы на Шкодах располагались в задней части кузова.
Шкода становится частью концерна Фольксваген Груп
Фольксваген груп
Изменение политической ситуации в 1989 году заставило руководство компании Шкода задуматься о долгосрочном будущем.
Для достижения успеха и экономического роста компании был необходим надежный партнер, способный инвестировать финансы в компанию Шкода.
Все это привело к тому, что правительство страны в декабре начало сотрудничество с немецкой группой компаний Volkswagen Group.
Совет
В результате данного объединения на свет появились обновленные версии «Фабии», «Фелиции» и «Октавии». К тому же Шкода Авто предоставил современную версию Superb, выпускавшуюся в период с 1934 по 1949 годы. Название этой модели в английском, французском и немецком языках означает одно и то же – эффектный, благородный, величественный, замечательный.
На данный момент производство компании Шкода Авто обеспечивает рабочими местами приблизительно 18 000 человек. Это около 1/3 всех рабочих мест в Чехии. Порядка 80% произведенных автомобилей направляется на экспорт.
Послесловие
История становления и развития компании Шкода является примером стойкости и изобретательности. Ей пришлось пережить много событий, и не только хороших.
Самыми значимыми стали: Вторая мировая война, распад Чехословакии и слияние с Фольксваген Груп. Однако ничто не смогло изменить ее стремление к лучшему и желания не отступится от собственных традиций.
В этом и заключается секрет успеха чешской автомобильной компании.
Все вышесказанное хотелось бы дополнить оригинальным видео рядом, который дополняет все сказанное.
Источник: http://iLoveSkoda.ru/istoriya-avtomobilnoj-marki-skoda
Оценка статьи: (нет голосов)
Загрузка…Поделиться с друзьями: Похожие публикации
Добавить комментарий