Причинение вреда третьим лицам в результате дтп

Содержание

Действующее законодательство налагает на виновника автомобильной аварии обязанность компенсировать ущерб пострадавшей стороне, поэтому при ДТП всегда важно найти человека, по вине которого оно произошло.

Но в некоторых ситуациях причиной происшествия являются нарушения со стороны нескольких лиц, посему используют понятие солидарной ответственности.

О том, что означает и когда применяется этот термин, а также о законодательной базе и особенности возмещения ущерба при таком виде ответственности, читайте далее в статье.

  • Что подразумевают под солидарной ответственностью
  • Когда имеет место быть солидарная ответственность
  • Законодательная база
  • Возмещение материального ущерба
    • Видео: Возмещение ущерба при ДТП
    • Солидарная ответственность при ДТП перед третьими лицами
  • При нанесении вреда человеческому здоровью
  • Когда собственник полностью освобождается от ответственности

Что подразумевают под солидарной ответственностью

При возникновении ДТП виновным часто является только один участник дорожного движения, который нарушил правила, но иногда в случившемся происшествии можно наблюдать и неоспоримую вину нескольких разных лиц. При этом нужно решить вопрос: кто именно будет отвечать за содеянное и компенсировать другим участникам дорожной аварии нанесённый ущерб.

Если вина за возникновение ДТП распространяется на нескольких лиц, применяется понятие солидарной ответственности. Это означает, что наказание будут нести все виновники происшествия, а сумма материальной компенсации нанесённого вреда распределяется между ними согласно решению суда.

Важно! Если водитель (или владелец авто) считает, что по отношению к нему солидарную ответственность применили несправедливо, то он может подать в суд соответствующее апелляционное заявление.

Когда имеет место быть солидарная ответственность

Не все ДТП подразумевают наличие солидарной ответственности. Данное понятие применяется только в тех случаях, когда очень трудно определить виновника создавшейся аварийной ситуации, которая привела к повреждению транспортных средств или нанесению ущерба здоровью пострадавших.

Основные ситуации, в которых может возникнуть солидарная ответственность:

  • Произошла авария с участием двух и более машин. При оформлении такого ДТП проводится правовая оценка действий каждого из водителей. Если правила движения сознательно или даже случайно были нарушены сразу несколькими участниками происшествия, то они и возместят всю компенсацию за ущерб.
  • ДТП с участием водителя, который осуществлял управление машиной на законных основаниях, но не являлся её собственником. При этом обязанность возмещения ущерба может ложиться не только на человека, который непосредственно сидел за рулём авто, но и на его владельца.
  • Автомобильная авария с участием нескольких машин и пешеходов. Виновниками такого происшествия могут являться как водители, так и пешие участники дорожного движения. Затраты, связанные с возмещением нанесённого ущерба, придётся делить между собой тем лицам, которые нарушили ПДД (даже если они сделали это ненамеренно, в связи со сложившейся дорожной обстановкой).

Законодательная база

Поскольку любой автомобиль официально признан законом как источник повышенной опасности для окружающих, в качестве законодательной базы для солидарной ответственности при ДТП используется Гражданский Кодекс РФ, а именно — параграф 1079.

Знаете ли вы? Первое в мире ДТП с участием автомобиля случилось в мае 1896 года в Нью-Йорке (США). Водитель машины Генри Уэлс столкнулся с велосипедистом Эвелином Томасом.

Основные пункты этого документа и их трактовка для автомобильных аварий рассмотрены ниже:

  • пострадавшее в результате аварии лицо должно в обязательном порядке получить компенсацию нанесённого ущерба от владельца или водителя авто, если вред был причинён по их вине;
  • собственник авто, не находившийся за рулём в момент происшествия, может избежать наказания, если предоставит доказательства утраты данного транспортного средства в результате угона или кражи, а возмещение ущерба в этом случае ложится на угонщика;
  • если во время аварии произошло столкновение нескольких машин и в результате этого пострадали третьи лица, то солидарная ответственность назначается всегда, а компенсировать причинённый вред должны водители и владельцы указанных авто.

Возмещение материального ущерба

Если в результате ДТП был нанесён ущерб только имуществу участников происшествия, то солидарная ответственность подразумевает компенсацию материальных затрат на восстановление этого имущества. При этом необходимая сумма может быть оплачена страховой компанией виновника аварии, а при отсутствии страховки ответственное лицо выплачивает компенсацию только за счёт личных средств.

Рекомендуем для прочтения:

  • Кто может быть виновным в аварии при повороте налево
  • Обязательные действия при попадании в ДТП
  • ДТП с участием велосипедистов
  • Мошенничество с ДТП для получения страховки

Персональная вина каждого участника аварии определяется решением суда. В ДТП, возникшем в результате действий автомобилиста, виновником обычно признают человека, который был за рулём на момент происшествия.

Но если виновный водитель не является собственником транспортного средства, то требование о выплате денежной компенсации пострадавшим может распространиться и на владельца машины.

Это возможно, если:

  • произошла гибель водителя;
  • управление машиной, признанной виновной в аварии, совершал несовершеннолетний;
  • собственником авто является юридическое лицо (компания), а водителем — сотрудник этой фирмы;
  • случилось бегство водителя с места происшествия.

Видео: Возмещение ущерба при ДТП

Солидарная ответственность при ДТП перед третьими лицами

В некоторых ДТП, которые подразумевают солидарную ответственность виновников, может присутствовать третий участник, являющийся пострадавшей стороной. В этом случае третье лицо имеет право в судебном порядке требовать возмещения причинённого ему вреда.

Знаете ли вы? На территории России в ДТП ежегодно гибнет около 25000 человек, а самым распространённым видом аварий является наезд на пешехода.
Особенности солидарной ответственности в таких случаях перечислены ниже:

  • потерпевший может затребовать выплату компенсации как у всех виновников аварии, так и только у некоторых из них;
  • размер материальной компенсации ущерба может распределяться между виновными лицами поровну или в соответствии с постановлением суда;
  • при назначении размера денежной выплаты судья может учитывать сумму, указанную потерпевшим в иске, но имеет право на самостоятельное решение по определению величины материальной компенсации.

При нанесении вреда человеческому здоровью

Если в результате аварии пострадали люди, то кроме выплаты материальной компенсации виновники могут понести и уголовное наказание. Нормы возникновения солидарной ответственности в этом случае не отличаются от тех, которые были перечислены выше, но предусматривают более суровые санкции.

Некоторые особенности наступления солидарной ответственности для ДТП с пострадавшими людьми:

  • если авария привела к тяжёлым травмам или гибели человека, то наказание для виновников происшествия устанавливается в рамках действующего уголовного законодательства;
  • если потерпевшему необходимо лечение или иная медицинская помощь после ДТП, то стоимость всех этих услуг должна быть полностью компенсирована виновником происшествия;
  • если здоровье человека пострадало при столкновении нескольких машин, то суд назначит наиболее суровое наказание главному виновнику ДТП, а остальным водителям назначат менее жёсткие санкции.

Когда собственник полностью освобождается от ответственности

Часто автовладелец, который не находился за рулём в момент ДТП, также может получать наказание вместе с водителем. При определённых обстоятельствах вина с собственника может быть полностью снята:

  • если автомобиль был угнан у владельца, то отвечать за ДТП в рамках законодательства будет угонщик — это правило действует только при отсутствии доказательств, что собственник машины сам допустил такую кражу;
  • если авария произошла в результате возникновения непреодолимых обстоятельств, не зависящих от воли водителя: стихийного бедствия, боевых действий или неожиданного выхода животного на проезжую часть;
  • если в возникновении ДТП есть вина пострадавшего лица, допустившего грубую неосторожность: такое правило распространяется только на те аварии, в которых не был нанесён вред жизни и здоровью человека.

Если у виновника ДТП нет достаточного количества денежных средств для выплаты материального ущерба пострадавшему лицу, то суд может принять решение об уменьшении суммы компенсации, но только при условии отсутствия преднамеренного умысла в действиях виновной стороны.

Каждое ДТП имеет индивидуальные особенности, и самостоятельно разобраться в том, кто виноват, иногда очень сложно. Но после изучения представленной в статье информации можно понять главные особенности солидарной ответственности и определить примерный список ситуаций, к которым она может применяться.

Источник: auto.today

Источник: https://brutals.ru/hobbi/transport/solidarnaya-otvetstvennost-pri-dtp-i-osvobozhdenie-ot-nee/

Кто несет ответственность за вред в ДТП – водитель или собственник автомобиля?

В настоящее время широко распространена ситуация, когда на дорогах общего пользования транспортным средством управляет лицо, не являющееся его собственником.

Свобода распоряжения движимым имуществом по своему усмотрению предполагает право собственника передавать автомобиль в пользование третьим лицам. Это могут быть:

  • члены семьи собственника;
  • его друзья;
  • лица, состоящие с ним в трудовых отношениях или оказывающие услуги на денежной основе.

Если транспортное средство, управляемое не собственником, попадает в ДТП, то возникает вопрос: кто должен нести ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам?

Кто по закону отвечает за причиненный в результате ДПТ вред?

Действующее законодательство РФ обязывает возместить вред, причиненный в результате ДТП, того гражданина, который владеет автомобилем на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (ст. 1079 ГК РФ).

То есть ответственность за причиненный источником повышенной опасности (автомобилем) вред несет его собственник, если не докажет, что право владения этим источником в установленном законом порядке было передано иному лицу.

Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.

2010 года «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», лицо, которое владеет источником повышенной опасности, в том числе по доверенности на право управления транспортным средством, обязано возместить вред, причиненный этим источником повышенной опасности.

Однако Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 года № 1156 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» был исключен абзац о том, что водитель должен иметь при себе письменную доверенность на право владения, или пользования, или распоряжения транспортным средством.

В настоящее время для подтверждения своего права на управление автомобилем гражданину, который находится за рулем ТС, достаточно иметь при себе:

  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации автомобиля;
  • полис ОСАГО без ограничения круга лиц, допущенных к управлению данным ТС, либо с ограничением, но в котором данный водитель вписан.

Что будет, если нет страховки?

  • Рассмотрим ситуацию: в результате ДТП автомобилем, водитель и собственник которого не застраховали свою ответственность в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», был причинен вред имуществу третьих лиц.
  • Поскольку отсутствие полиса ОСАГО свидетельствует о том, что у водителя нет законных оснований на управление данным автомобилем, то и требование о возмещение ущерба необходимо предъявлять к собственнику транспортного средства.
  • Собственник, передав машину во временное пользование водителю, должен был понимать и предвидеть, что на дороге вероятно возникновение транспортного происшествия, в результате которого водитель, допущенный до управления его автомобилем, своими действиями может причинить ущерб третьим лицам (статья 10 ГК РФ).

Читайте также:  Toyota land cruiser 200 2019 года: обзор, фото, цена.

Что будет, если страховки для покрытия ущерба недостаточно?

Рассмотрим пример, в котором водитель, управляя чужим автомобилем, в результате ДТП причинил вред имуществу третьих лиц, но для полного возмещения ущерба недостаточно суммы страхового возмещения в размере 400 000 руб., предусмотренной ст. 7 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 года № 40-ФЗ..

Требование о возмещении ущерба предъявляется к водителю как лицу, которое управляло автомобилем на законных основаниях, в двух случаях:

  • водитель вписан в полис ОСАГО,
  • полис выписан без ограничения круга лиц, допущенных к управлению.

Если у водителя не было законных оснований на управление транспортным средством, о чем свидетельствует отсутствие у него полиса ОСАГО, то требование о возмещении ущерба необходимо предъявлять к собственнику автомобиля как законному владельцу источника повышенной опасности.

Особое внимание необходимо обратить на то обстоятельство, что сумма причиненного ущерба в части требований к страховой компании рассчитывается согласно Положению Банка России от 19 сентября 2014 года № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».

Сумма причиненного ущерба в части требований к физическому лицу рассчитывается по рыночным ценам без учета износа заменяемых деталей.

По указанию Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 10 марта 2017 года № 6-П), возмещение убытков в полном размере означает, что потерпевший должен оказаться в том же положении, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено. Т.е. ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.

Таким образом, правильное определение лица, ответственного за причинение ущерба автомобилю, позволит потерпевшему своевременно и с наименьшими издержками восстановить свое нарушенное право.

Водителям же рекомендуем вовремя осуществлять мероприятия по страхованию своей автогражданской ответственности и не допускать к управлению своим транспортным средством лиц, не имеющих на это законного права, чтобы избежать в будущем финансовых потерь.

Источник: https://www.9111.ru/questions/777777777359098/

Возмещение ущерба при ДТП

Прочитав статью вы узнаете как добиться полного возмещения ущерба при ДТП и сможете избежать множества ошибок.

Термин «дорожно-транспортное происшествие», содержащийся в разделе №1 Правил дорожного движения РФ, заключает в себе определяющий признак — наступление в ходе происшествия вредоносных последствий в виде материального ущерба или иного вреда (гибели или ранения людей).

Как показывает практика, наибольшее количество вопросов, поступающих нашим юристам от лиц, попавших в дорожные происшествия с участием транспортных средств, связано с возмещением ущерба, причиненного при ДТП.

Характеристика ущерба при ДТП

  • Для понимания сущности категории возмещения ущерба при ДТП необходимо разобраться с термином «ущерб».
  • Данное понятие законодательно не закреплено.
  • Вместе с тем, статья 15 Гражданского Кодекса РФ содержит определение термина «убытки».
  • Под убытками в гражданском законодательстве РФ понимается:
  • реальный ущерб, то есть утрата или повреждение имущества, принадлежащего конкретному лицу (повреждение транспортного средства или иного имущества, собственником которого является потерпевший). Например, к реальному ущербу относятся расходы на ремонт транспортного средства (затраты на запасные части и проведение ремонтных работ) и утрата товарной стоимости – УТС. Величина УТС отражает, насколько снизилась стоимость транспортного средства из-за ухудшения внешнего вида и эксплуатационных качеств, вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего за ним ремонтного воздействия.
  • упущенная выгода – совокупность неполученных доходов, которые лицо получило бы, при отсутствии нарушения его права, то есть если бы виновник происшествия не нарушил нормы ПДД РФ. Примером неполученных доходов могут быть отнесены убытки, связанные с простоем транспортного средства, используемого в коммерческих целях на ремонте после ДТП, неисполнение ранее заключенных контрактов по перевозке грузов или пассажиров, и т.д.

Возмещение ущерба при ДТП происходит в законодательно установленных рамках обязательств, вытекающих из причинения вреда.

Характеристика обязательств, вследствие причинения вреда при ДТП

Возмещение вреда, причиненного дорожным происшествием, является мерой гражданско-правовой ответственности лица, виновного лица. Правовой базой, регламентирующей вопросы возмещения вреда, являются Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

  1. Рассмотрим общие основания ответственности за причинение вреда (статья 1064 ГК РФ) и ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (статья 1079 ГК РФ).
  2. Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания ответственности за причиненный вред.
  3. Статья предусматривает:
  1. Вред, который причинен личности, то есть конкретному индивидууму, а также его имуществу, должен быть возмещен полностью лицом, причинившим его.

    Это правило распространяется также при причинении вреда имуществу юридического лица.

    • Ответственность за причинение вреда может быть возложена законом на иное лицо, которое не является причинителем вреда.
    • Например, закон «Об ОСАГО» возлагает на Страховщика обязанность возмещения вреда, причиненного Страхователем в период действия договора ОСАГО.
    • Примером делегированной законом ответственности, является предусмотренная статьей 241 Трудового кодекса РФ ограниченная материальная ответственность работника и установленная статьей 1068 ГК РФ обязанность работодателя возместить вред, причиненный его работником третьим лицам в период исполнения им трудовых обязанностей.
    1. Ответственность наступает только за виновное причинение вреда.
    2. Если участник происшествия, которого обвинили в его совершении, докажет свою невиновность, то он освобождается от обязанности возмещения ущерба при ДТП.
    3. Статья в помощь:
    4. Как оспорить вину в дорожно–транспортном происшествии
  2. Наступление ответственности при отсутствии вины причинителя вреда возможно только в случаях, предусмотренных Законом.

    Примером ответственности «без вины» является причинение вреда владельцем источника повышенной опасности в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 1079 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля обязан произвести возмещение ущерба при ДТП, причиненного пешеходу (пассажиру), если причиной аварии явился внезапно возникший отказ системы управления транспортным средством. Для наступления ответственности не имеет значения тот факт, что автомобиль прошел обязательный технический осмотр и был исправен до аварии.

    Несмотря на то, что водитель не допустил со своей стороны нарушений норм ПДД РФ и правил эксплуатации транспортного средства, ответственность наступает по основанию, определенному статьей 1079 ГК РФ.

    Эксплуатация автомобиля является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а сам автомобиль представляет собой источник повышенной опасности.

Статья 1079 ГК РФ формулирует основания ответственности участников ДТП за причинение вреда при использовании источников повышенной опасности – транспортных средств.

Статья предусматривает:

  1. Ответственность наступает вне зависимости от вины владельца или собственника транспортного средства за причинение вреда окружающим: пешеходам, пассажирам, иным лицам, которым причинен вред.

    Ответственность «без вины» не наступает в случаях причинения вреда владельцам (собственникам) других транспортных средств, участвующих в происшествии.

  2. Если вред причинен при взаимодействии транспортных средств их собственникам, то возмещение ущерба при ДТП осуществляется по правилам статьи 1064 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля ХХХ, гражданин А, не выбрал безопасную скорость для движения, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, не стравился с управлением и допустил столкновение с автомобилем УУУ под управлением гражданина Б. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда понесет водитель А, виновный в нарушении пункта 10.1 ПДД РФ.

  3. За вред, причиненный окружающим при взаимодействии источников повышенной опасности, наступает солидарная ответственность их владельцев (собственников).

    Нормы о солидарной ответственности содержатся в статье 322 – 326 ГК РФ. При солидарной ответственности, потерпевший может требовать возмещения причиненного вреда в полном объеме, от любого из водителей.

    Например, при столкновении автомобилей, в результате которого пострадали их пассажиры, отвечать будут оба водителя. Для пострадавших не будет иметь значения, по чьей вине произошло происшествие, предъявлять требования о возмещении вреда при ДТП можно к любому из водителей.

  4. Владелец (собственник) транспортного средства не подлежит ответственности, если докажет, что возникновение вреда обусловлено непреодолимой силой или умыслом потерпевшего.

    Ответственность за причиненный вред не наступает за действия самоубийц или при наступлении обстоятельств, не зависящих от воли владельца (собственника) транспортного средства.

  5. При рассмотрении судом дела о возмещении ущерба при ДТП, возможно полное или частичное освобождение владельца транспортного средства от ответственности при наличии оснований, указанных в пункте 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.

    В пункте 2 статьи 1083 ГК РФ речь идет о грубой неосторожности потерпевшего, которая повлияла на возникновение или увеличения размера причиненного вреда.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 1083 ГК РФ суд при рассмотрении дела, наделяется правом на уменьшение размера возмещения вреда, причиненного в ДТП, с учетом имущественного положения. Приведенные нормы статьи 1083 ГК РФ применяются только судом с учетом обстоятельств конкретного дела.

  6. Владелец (собственник) транспортного средства не отвечает за вред от ДТП, если докажет, что он не имел возможности контролировать использование источника повышенной опасности из–за противозаконных действий третьих лиц (кража, противоправное завладение транспортным средством без цели хищения).

В завершение следует отметить, что обязанность доказывания обстоятельств, которые могут повлечь за собой освобождение или ограничение ответственности за причинение вреда возложена законодателем на владельца (собственника) транспортного средства.

Рекомендации по возмещению ущерба при ДТП

  • При определении лица, подлежащего гражданско-правовой ответственности за причинение ущерба от дорожно-транспортного происшествия по основаниям, предусмотренным статьей 1079 ГК РФ, следует исходить из подтверждения законности основания владения, пользования, распоряжения источником повышенной опасности.
  • Нередки случаи, когда лица, не являющиеся собственниками транспортных средств, управляют ими без надлежащего разрешения или оформления полномочий на право управления.
  • Отсутствие путевого листа у водителя, просроченный договор аренды, самоуправное использование транспортного средства третьими лицами, дают основания для предъявления требований о возмещении ущерба при ДТП, к собственнику транспортного средства.
  • Полноценную помощь в определении юридически значимых обстоятельств по вопросам возмещения ущерба при ДТП могут оказать только профессионалы – юристы, специализирующиеся на ведении дел данной категории.
  • Уважаемые читатели, в статье мы рассмотрели часть большой темы «Возмещения ущерба при ДТП».
  • В следующих статьях раздела мы продолжим исследование актуальных вопросов, связанных с возмещением вреда, причиненного в ДТП.

Источник: https://dtp-avtostrahovanie.ru/vozmeshchenie-ushcherba-pri-dtp

Долевая ответственность за ДТП: разъяснения ВС

Верховный Суд РФ опубликовал Определение от 5 августа № 82-КГ19-1 по спору о долевой гражданской ответственности владельца транспортного средства и лица, управлявшего им в момент совершения ДТП со смертельным исходом.

Как указала высшая судебная инстанция, долевая гражданская ответственность наступает, если владелец ТС заранее знал, что второе лицо не имеет права на управление им, при этом доля ответственности определяется в зависимости от степени вины каждого из них.

ВС: Совместная ответственность владельца авто и лица, управляющего им без водительских прав, возможнаКак указал Суд, долевая гражданская ответственность наступает, если владелец заранее знал, что второе лицо не имеет права на управление транспортным средством, при этом доля ответственности определяется в зависимости от степени вины каждого из них

Читайте также:  Выгодно ли отдавать свой автомобиль по программе trade-in

Полагаю, что в очередной раз следует поддержать ВС РФ, справедливо отменивший судебные акты нижестоящих инстанций. В то же время правовая аргументация его выводов представляется несколько размытой.

В частности, суд так и не ответил на вопрос: противоправно ли завладел виновник ДТП Челноков автомобилем (нижестоящие суды пришли к выводу, что нет, а ВС РФ указал, что суды это не установили) и что вообще следует считать в такой ситуации противоправным завладением источником повышенной опасности. 

В соответствии с п. 1 ст. 1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно. В рассмотренном ВС РФ деле виновные противоправные действия совершили фактический законный владелец автомобиля Роман Путинцев (один из лиц, допущенных к управлению) и незаконно управлявший машиной в момент совершения ДТП Артем Челноков. 

Однако следует учитывать, что природа и характер их противоправных действий различаются.

Если действия Челнокова, находившегося за рулем в состоянии алкогольного опьянения и нарушившего ПДД, причинили вред непосредственно, то действия Путинцева, выразившиеся в незаконном допуске Челнокова к управлению машиной, являются опосредованной причиной аварии и гибели двух людей. То есть Челноков и Путинцев совершили разные по своей природе противоправные действия, которые в совокупности явились достаточными для причинения вреда (генерального деликта). 

При этом солидарная ответственность способна наступить и в случае совершения причинителями вреда разных деликтов. Так, доказывая возможность возникновения солидарных обязательств из разных деликтов, Екатерина Флейшиц приводила следующий пример.

Стрелочник, который, невнимательно относясь к исполнению служебных обязанностей, не перевел стрелки, направив таким образом поезд на путь, занятый другим составом, и не заметивший ошибки стрелочника машинист, который повел поезд по этому пути, отвечают каждый отдельно за неосторожное общественно опасное действие, а также за нарушение трудовой дисциплины на транспорте.

Однако вред, выразившийся в крушении поезда, причинен ими совместно, поэтому они должны нести ответственность солидарно.

ВС РФ также сделал вывод о совместной ответственности причинителей вреда перед потерпевшими (родственниками погибших), но только не солидарной, а долевой – в зависимости от степени вины каждого.

Ведь совершенно очевидно, что если бы Путинцев не допустил Челнокова к управлению автомобилем, то и аварии, скорее всего, не произошло бы. Следовательно, в совершении ДТП может быть и вина Путинцева.

В связи с этим абсолютно верен, на мой взгляд, генеральный вывод ВС РФ о том, что владелец источника повышенной опасности (транспортного средства), передавший полномочия по владению им лицу, в силу различных оснований не имеющему права на управление ТС, о чем было заведомо известно законному владельцу на момент передачи полномочий по управлению, в случае причинения вреда в результате неправомерного использования ТС будет нести совместную с ним ответственность в долевом порядке, в зависимости от степени вины каждого из них – т.е. владельца источника повышенной опасности и лица, которому ТС передано в управление в нарушение специальных норм и правил по безопасности дорожного движения.

Отдельного внимания, по мнению ВС РФ, заслуживает вопрос о том, знал ли Путинцев, что Челноков не вправе управлять автомобилем? Суды это не выяснили, но, можно предположить, что ему было об этом известно.

Понимал ли Путинцев, что Челноков находился в состоянии алкогольного опьянения и не мог вести машину? Суды также на этот вопрос не ответили. Скорее всего, Путинцев об этом знал и мог предвидеть страшные последствия своего проступка.

Соответственно, нижестоящие суды могли определить степень вины владельца ТС, но не сделали это, на что справедливо обратил внимание ВС РФ. Аналогичным образом нижестоящие суды не учли степень вины Челнокова. 

«Однако суды первой инстанции и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела, в нарушение изложенных выше требований процессуального закона и подлежащих применению норм материального права, не определили эти обстоятельства в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили правовой оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для возложения ответственности за причинение материального ущерба и компенсации морального вреда на ответчика Челнокова А.Б. со ссылкой на то, что он не являлся законным владельцем источника повышенной опасности, а доказательства противоправного изъятия Челноковым А.Б. транспортного средства из законного владения Путинцева Р.В. не представлены, не соответствуют подлежащим применению нормам права, сделаны без учета всех юридически значимых обстоятельств дела и, следовательно, являются неправомерными», – указано в определении ВС РФ.

Отдельно следует заострить внимание на логической ошибке, допущенной нижестоящими судами. По сути, Челноков своими действиями причинил вред как истцам, так и Путинцеву, находившемуся в машине вместе с ним.

Природа причинения вреда, противоправные действия и причинно-следственная связь одинаковы как для истцов, так и для Путинцева.

Несмотря на это, суды первой и апелляционной инстанций взыскали с Челнокова в пользу Путинцева компенсацию морального вреда, а во взыскании в пользу истцов – отказали. При этом внятной правовой аргументации такого двоякого подхода они не привели.

Что касается собственника автомобиля, Сергея Тараскина, то суды правомерно отказали истцам в требованиях к нему. Так, Тараскин вписал в полис ОСАГО Путинцева, наделив его тем самым правом владения и пользования автомобилем. В силу ст.

1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юрлицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления ТС, по распоряжению соответствующего органа о передаче источника повышенной опасности и т.п.). 

ВС РФ и ранее указывал, что в таких случаях ответственность будут нести не собственники автомобиля, а законные владельцы, которые фактически управляли им в момент аварии. Например, в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2005 г.

(утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от 1 марта 2006 г.

) отмечено, что надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности, является лицо, управлявшее автомобилем в момент ДТП, а не собственник или иной законный владелец ТС.

Аналогичную позицию ВС РФ выказывал по другим делам. Например, Определением от 14 марта 2017 г. № 37-КГ17-2 истцам было отказано в удовлетворении требований к собственнику автомобиля из-за отсутствия правовых оснований для взыскания ущерба с собственника ТС, поскольку данная обязанность возлагается на лицо, владеющее источником повышенной опасности в момент причинения вреда. 

Таким образом, в этой части решения нижестоящих судов полностью соответствуют практике высшей инстанции.

Резюмируя, следует отметить, что практическая значимость Определения ВС РФ заключается в мощном посыле нижестоящим судам о том, что они должны не формально разрешать споры о возмещении вреда в результате совершения деликта, а исследовать всю совокупность обстоятельств и действий лиц, которые к нему привели.

В случаях с ДТП судам следует изучать не только фактическое поведение водителя, непосредственно нарушившего ПДД в момент аварии, но и действия иных лиц, также могущих быть причастными к происшествию, – например, незаконно допустивших к управлению автомобилем лицо, которое не может им управлять, либо халатно отнесшихся к техобслуживанию автомобиля. 

При детальном анализе ситуации и выяснении всех фактических обстоятельств дела потерпевшие имеют шанс получить компенсацию от всех действительных причинителей вреда (виновников аварии), а те, в свою очередь, не смогут уйти от гражданско-правовой ответственности, соответствующей степени их вины.

1 См. Флейшиц Е.А. Обязательства из причинения вреда и из неосновательного обогащения // Курс советского гражданского права. М., 1951. С. 153–154.

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/dolevaya-otvetstvennost-za-dtp-razyasneniya-vs/

Возмещение ущерба, причиненного ДТП

Наше адвокатское бюро оказывает следующие виды услуг в области возмещения вреда, причиненного физическому или юридическому лицу при  дорожно-транспортном происшествии (ДТП):

  • консультирование по вопросам прав лиц, которым причинен ущерб в результате ДТП;
  • консультирование по вопросам прав граждан, которым в результате ДТП причинен вред здоровью;
  • представление интересов лиц — участников ДТП в административном производстве в органах ГИБДД  и в суде;
  • подбор экспертных организаций, юридическое сопровождение проведения экспертизы;
  • представление интересов физических и юридических лиц в страховых компаниях;
  • досудебная (претензионная) работа со страховыми компаниями и виновниками ДТП;
  • представление интересов физических и юридических лиц в судах первой и вышестоящих инстанций;
  • представление интересов физических и юридических лиц в Службе Судебных Приставов РФ по взысканию суммы ущерба с виновника, страховой компании .

Возмещение ущерба при ДТП – это весьма актуальная проблема для многих автовладельцев, поскольку не всегда удается договориться с виновником аварии и страховой компанией о выплате суммы нанесенного ущерба мирным путем.

Но, тем не менее, возмещение ущерба при ДТП должно произойти, ведь в результате дорожно-транспортного происшествия пострадавшему лицу наносится  материальный и моральный урон. Возмещение вреда при ДТП – это, как правило, немаленькая сумма, поэтому за нее стоит бороться, а окажет помощь Вам в этом опытный автоюрист, обладающий знаниями в области гражданского и автомобильного права.

Вред может быть причинен имуществу лица, а также его жизни и здоровью

Рассмотрим более подробно возмещение вреда, причиненного имуществу в результате дорожно-транспортного происшествия.

Как правило, при ДТП имущественный ущерб причиняется транспортному средству участника происшествия, другому имуществу, которое пострадало в результате ДТП. Например, ценным или дорогостоящим вещам, находившимся в автомобиле пострадавшего.

Также материальный ущерб может быть причинен лицам, не являющимся участниками дорожного движения, собственность которых пострадала в результате ДТП.  При аварии от столкновения с автомобилем  могут пострадать  здания, инженерные сооружения, элементы дорожных конструкций, и т.д.

Кроме того, имущественный ущерб может быть причинен пешеходу — участнику дорожного движения, в результате наезда на которого пострадали его личные вещи, например пальто или шуба.

По общему правилу, под убытками гражданское законодательство РФ понимает те расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления своего нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

На практике это означает, что причинитель вреда, т.е. лицо, в установленном законом порядке признанное виновным в совершении ДТП, обязано в полном объеме возместить пострадавшему причиненный материальный вред.

При этом причинитель вреда также обязан компенсировать все расходы, связанные с восстановлением имущественного права пострадавшего лица, включая расходы по проведению экспертизы, оплату услуг адвокатов, аренду транспортных средств и т.д.

Однако следует заметить, что законом предусмотрены случаи, когда обязанность по возмещению вреда может быть возложена на лицо и при отсутствии его вины.

Читайте также:  Audi rs4 avant 2019: обзор, цена, технические данные

Такие случаи мы разберем ниже

Каким же образом лицу, которому причинен материальный вред, осуществить защиту своих прав?

Для этого, прежде всего, необходимо установить виновника ДТП либо лицо, которое в силу закона обязано возместить ущерб. Как правило, виновник ДТП устанавливается в ходе административного производства, возбужденного по факту происшествия органами ГИБДД. В случае наличия состава уголовного преступления, виновным может быть признано лицо на основании приговора суда по уголовному делу.

Защиту нарушенных прав в силу ст.11ГК РФ осуществляет суд. Иск предъявляется в суд,  по общему правилу,  по месту нахождения ответчика.

Нередко наши Клиенты задают вопрос — «К кому предъявляется иск, в случае если ответственность виновника аварии застрахована?» По нормам действующего законодательства иск может быть предъявлен как непосредственно к причинителю вреда, так и к страховой компании, в которой виновник застраховал свою ответственность. Однако в случае, если иск предъявляется к страховой компании, необходимо соблюсти досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора.

В случае, если иск предъявлен к физическому или юридическому лицу — причинителю вреда, то в ходе предварительного судебного заседания суд устанавливает была ли застрахована ответственность причинителя вреда перед третьими лицами? Если такая ответственность была застрахована, то в процесс привлекается страховая компания, застраховавшая риск наступления ответственности причинителя вреда.

В каком же объеме ущерб, причиненный действиями виновника дтп, подлежит возмещению?

Возмещению подлежат денежные средства, затраченные или которые собственнику транспортного средства или иного имущества предстоит затратить на восстановительный ремонт транспортного средства или иного имущества, включая приобретение запасных частей, судебные расходы, включая расходы на оплату услуг юристов, адвокатов, нотариусов, затраты на проведение экспертизы, денежные средства, затраченные на оплату работ по диагностике и оценке ремонта в автотехцентрах и т.д.

Кроме того, возмещению подлежит утрата товарной стоимости автомобиля (УТС). Утрата товарной стоимости автомобиля это величина, которая характеризует снижение стоимости автомобиля в результате его восстановления после ДТП.

Расчет УТС может быть произведен для автомобилей иностранного производства не старше 5-ти лет и для автомобилей отечественного производства не старше 3-х лет при условии износа автомобилей до 40%.

  Величина УТС устанавливается независимыми экспертами.

К физическим и юридическим лицам, которые несут материальную ответственность за ущерб от ДТП, относятся владельцы транспортных средств (ст. 1079 ГК РФ), которые солидарно несут ответственность за убытки, причиненный третьим лицам.
Законодательство обязывает возмещать ущерб от ДТП во всех случаях, за исключением ситуаций:

  • когда ущерб причинен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего;
  • если транспортное средство выбыло из владения в результате угона, кражи.

Суд по ДТП может освободить владельца транспортного средства от ответственности либо уменьшить сумму возмещения ущерба, если причиной ДТП явилась грубая неосторожность потерпевшего (критерии такого освобождения от материальной ответственности отсутствуют).

Для подсчета материального вреда, как правило, привлекаются независимые экспертные организации, заключения которых являются в суде одними из доказательств причинения имущественного вреда.

Такая экспертиза именуется независимой оценочной экспертизой и проводится в большинстве случаев с осмотром пострадавшего автомобиля и другого имущества, которому причинен вред.

Как наряду с заключением эксперта о сумме причиненного автомобилю или другому имуществу ущерба, так и самостоятельными доказательствами в суде могут служить заказ-наряды из автосервисов, чеки на покупку запасных частей или новой одежды, пострадавшей при ДТП.

Теперь рассмотрим случаи, в которых обязанность возмещения причиненного вреда может быть возложена на лицо при отсутствии его вины, если такое лицо владеет источником повышенной опасности. К источникам повышенной опасности закон относит транспортные средства, механизмы, электроэнергию высокого напряжения, атомную энергию, и т.д.).

Итак, ст.1079 Гражданского Кодекса РФ предусматривает, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с источником повышенной опасности (в том числе и с эксплуатацией автомобилей), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Приведем пример. Автомобиль совершает наезд на пешехода, при этом водитель транспортного средства в результате  проведенного административного разбирательства признан невиновным в совершении административного правонарушения. Гражданину, на которого совершен наезд, причинен материальный ущерб, также установлен вред здоровью средней тяжести.

В приведенном примере гражданин имеет право обратиться в лицу, которое владеет автомобилем на любом законном основании (праве собственности, управляло автомобилем по доверенности и пр.) с требованием о возмещении материального и морального вреда, а также вреда, причиненного его здоровью).

  • Рассмотрим второй случай.
  • В результате ДТП может быть причинен  моральный вред.
  • По общим правилам гражданско-правового законодательства моральный вред возмещается в случае, когда нарушаются личные неимущественные права гражданина либо в случаях прямо предусмотренных в законе.

К личным неимущественным правам и нематериальным благам закон относит право на жизнь, здоровье,  честь и достоинство, доброе имя, деловую репутацию и пр. Отсюда вытекает право гражданина на взыскание морального вреда при причинении вреда его здоровью. Право на возмещение морального вреда также принадлежит родственникам погибшего в результате ДТП гражданина.

При доказывании в суде факта причинения морального вреда, необходимо представить доказательства, подтверждающие, что истец испытывает физические и нравственные страдания, которые находятся в причинно-следственной связи с действиями или бездействием причинителя вреда.

Надо ли говорить о том, что доказать наличие морального вреда и возместить его в полном объеме под силу только подкованному в данном вопросе юристу. От качества работы юриста разница в сумме возмещения морального вреда по одной категории дел при аналогичных обстоятельствах происшествия может разница в 10-15 раз!

Клиенты, обратившиеся в Наше Бюро, нередко задают вопрос о размере морального вреда, подлежащего возмещению. К сожалению, в настоящее время критериев оценки размера морального вреда нет. Поэтому решения судов в части компенсации морального вреда являются очень произвольными.

Квалифицированный адвокат по ДТП поможет взыскать не только материальный, но и моральный ущерб от ДТП, поскольку сможет доказать в суде степень физических и нравственных страданий, испытываемых потерпевшем, соответствующую фактическим обстоятельствам дела, и причинно-следственную связь между противоправными действиями причинителя вреда и наступившими негативными последствиями (повреждением здоровья, временной нетрудоспособностью и пр.).

  1. Следует также отметить, что право на возмещение морального вреда имеют родственники погибшего в результате ДТП гражданина.
  2. Участие в деле опытного адвоката или юриста будет являться решающим фактором в размере  возмещения материального и морального вреда в суде.
  3. Помимо того, не следует забывать, что суд возместит полностью или частично расходы по оплате услуг юриста или адвоката.
  4. Третий случай возмещения вреда вытекает из права гражданина на компенсацию утраченного в результате ДТП заработка и его права на возмещение затрат на восстановление здоровья.

При причинении вреда здоровью гражданина в результате ДТП подлежит возмещению утраченный заработок, который определяется по правилам ст.

1086 ГК РФ, а также расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санитарно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств и пр.

, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и не имеет права на их бесплатное получение.

Из приведенной нормы закона вытекает обязанность истца, т.е. гражданина, которому причинен вред здоровью, доказать в суде необходимость приобретения тех или иных лекарственных препаратов, средств протезирования или обращения за медицинской помощью на платной основе, а также то, что такой гражданин не имеет право на их бесплатное получение.

В сложившейся правоприменительной практике отсутствует единообразное применение норм закона, регулирующих возмещение затрат на платное лечение, приобретение лекарств и другие расходы, связанные с восстановлением здоровья.

Для возмещения вреда, причиненному здоровью, в полном объеме истец в суде обязан представлять доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которых он основывает свои требования. Поэтому очень важно, чтобы дело в суде вел опытный юрист, «на зубок» знающий нормы процессуального права и умеющий их применять на практике .

Исходя из опыта работы наших адвокатов, суд по ДТП находит материальный ущерб подлежащим возмещению в заявленном размере в случае, когда указанные расходы являются необходимыми, а их размер является обоснованным и реальным.

При угрозе  жизни или здоровью потерпевшего уменьшение размера возмещения ущерба от ДТП  в ряде случаев не допускается. Вина потерпевшего не учитывается при возмещении дополнительных расходов (п. 1 ст. 1085 ГК РФ), при возмещении ущерба в связи со смертью кормильца (ст. 1089 ГК РФ), при возмещении расходов на погребение (ст. 1094 ГК РФ).

Четвертый случай возмещения вреда, причиненного ДТП, касается возмещения вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца.

С морально-этической стороны — ничто не может компенсировать потерю близкого человека. Однако не следует забывать о тех людях, которые зависели от умершего материально. Например, о его несовершеннолетних детях, лицах, находившимся у него на  иждивении.  И законодатель в ст.1088 ГК РФ предусмотрел, кто и в каких случаях имеет право на возмещение вреда в случае потери кормильца.

  • Например, право на возмещения вреда имеет один из членов семьи умершего кормильца, независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимся на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими 14-летнего возраста либо хотя и достигшими такого возраста, но  по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе.
  • Помимо того, лицо, ответственное за вред, вызванный смертью потерпевшего, обязано возместить расходы на погребение.
  • Если Вы стали участником автомобильной аварии, наши высококвалифицированные автоюристы возьмут всю юридическую сторону вопроса в свои руки, представляя Ваши права и интересы в страховой компании, административном производстве, в судах первой и кассационной инстанции, в исполнительном производстве, чтобы возмещение ущерба при ДТП в Вашу пользу состоялось быстро и в полном объеме.

Документы, необходимые для предъявления иска в суд:

  1. Копия постановления по делу об административном правонарушении или постановления следователя;
  2. Справка об участии в ДТП;
  3. Справка по форме, установленной в приложении № 23 к Методическим рекомендациям по организации деятельности органов внутренних дел при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения;
  4. Калькуляция стоимости ремонта автомашины;
  5. Товарные и кассовые чеки на приобретенные истцом для ремонта детали и запасные части;
  6. Заключение эксперта об утрате автомашиной товарного вида;
  7. Документ, подтверждающий оплату расходов по проведению экспертизы и составление заключения эксперта;
  8. Документ, подтверждающий право собственности пострадавшего на поврежденное имущество или право на страховую выплату;
  9. Копии ПТС;
  10. Свидетельство о регистрации ТС;
  11. Страховой полис;
  12. Документы, подтверждающие оплату услуг по эвакуации аварийного автомобиля;
  13. Документы, подтверждающие оплату и оказание услуг по хранению аварийного автомобиля.

Источник: https://advocat-gribkov.ru/service/vozmeshhenie-ushherba-prichinennogo-dtp/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Яндекс.Метрика