27.06.2019
1.8. Общие положения. Условия видимости
2 Май 2015 Администратор Главная страница » Курс ПДД Просмотров:
В последнем – седьмом – блоке понятий мы рассмотрим условия видимости, в которых водителю приходится двигаться на транспортном средстве.
Движение в тумане, в условиях дождя или снегопада, с одной стороны, ночная езда, с другой стороны, крутые повороты с практически «нулевой» видимостью, с третьей стороны, — все это условия видимости, которые имеют конкретные названия. Давайте поговорим о них.
ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК
Казалось бы, ну чего проще… Не будем спорить с этой оценкой и процитируем ПДД.
«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
Согласитесь, попахивает стилистикой общевоинских уставов вооруженных сил РФ. А если проще, то темное время суток — это период времени, когда невозможно двигаться без специального дополнительного освещения дороги.
Обратите внимание
Водитель обязан помнить, что в условиях темного времени суток действуют особые правила движения. Так, например, движение на транспортном средстве должно осуществляться исключительно с применением ближнего или дальнего света фар. (Более подробно о применении внешних световых приборов мы поговорим при анализе соответствующего раздела ПДД).
Антиподом темного времени суток является светлое время суток, то есть промежуток времени, при котором действует естественное (солнечное) освещение.
НЕДОСТАТОЧНАЯ ВИДИМОСТЬ
«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
Непогода и сумерки весьма существенно сокращают расстояние видимости, не позволяя различать даже очертания объектов, находящихся на некотором удалении.
Согласитесь, подобное положение вещей – явление крайне опасное при движении на транспортном средстве. Именно поэтому Правила вводят понятие недостаточной видимости, очерчивая ее границы – видимость дороги менее 300 метров в условиях непогоды или сумерек.
И еще один момент. Термин «недостаточная» означает, что видимость дороги есть, но в настоящий момент недостаточно естественного освещения. А, следовательно, и в условиях недостаточной видимости (как и в темное время суток) водитель обязан использовать внешние световые приборы (дальний или ближний свет фар).
Это позволит компенсировать недостаточность естественного освещения.
Наша подобная, на первый взгляд, тавтология вокруг недостаточности, будет вполне оправдана при анализе следующего понятия.
ОГРАНИЧЕННАЯ ВИДИМОСТЬ
«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
Ограниченная видимость не позволяет водителю видеть дорогу на безопасном расстоянии.
К великому сожалению, в ПДД не указана конкретная числовая характеристика (метраж) ограниченной видимости. Но методика применения Правил позволяет сделать вывод о ней – менее 100 метров.
Важно
Водитель должен помнить, что в условиях ограниченной видимости ему категорически запрещается осуществлять:
- Разворот;
- Движение задним ходом;
- Обгон;
- Остановку и стоянку на проезжей части.
Об этом и многом другом (касательно условий ограниченной видимости) мы будем говорить в соответствующих разделах ПДД.
Еще один существенный момент. Согласитесь, очень легко перепутать два близких по звучанию понятия – «недостаточная видимость» и «ограниченная видимость». Особенно часто эта ошибка проявляется при решении задач по ПДД и сдаче итогового квалификационного экзамена.
Вот здесь поможет примененная ранее методика. Недостаточная видимость – это продукт недостатка освещенности (недостаточно свет), а ограниченная видимость – результат какого-либо физического ограничения обзора.
Подведем итоги. Условия видимости играют существенную роль в обеспечении безопасности движения. Чем хуже видимость, тем осторожнее должен быть водитель. Выбор манеры движения (особенно скорости) находится в прямой зависимости от условий видимости.
Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараемся вам помочь.
Пдд онлайн от команды autoass!
Источник: http://autoass.ru/kurs-pdd/pdd-1-8.html
Понятие ограниченная видимость и ПДД при движении по ней
Обязательное условие безопасности движения – хороший обзор дороги и окружающего пространства, что не всегда возможно.
Тем более нельзя чувствовать себя уверенно за рулем, если не знать, как ехать, когда путь плохо просматривается. Чем отличается ограниченная видимость, ПДД разъясняют достаточно подробно.
Об этом, а также о том, как вести себя в данных обстоятельствах, что запрещено водителям, читайте далее в статье.
Термин и его значение есть в «Правилах дорожного движения»:
Ограниченная видимость» – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
То есть препятствия, мешающие обзору, представляют собой физические тела. В большинстве случаев препятствия неустранимы, ведь нельзя срезать путь так, чтобы он стал прямым.
Или разрушить строение, делающее дорогу плохо просматриваемой. Ограниченная видимость не исчезает и при хорошем освещении.
Совет
А вот в темное время суток она становится еще большей проблемой для водителя, несмотря на зажженные световые приспособления.
Как измерить границы участка, где есть ограниченная видимость, в ПДД определение не разъясняет, ведь расстояние не указано. Но есть, например, подпункт 8.11 правового документа:
Разворот запрещается: … в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;…
А также подраздел 12.4:
Остановка запрещается:… на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;…
Отсюда можно сделать вывод: если водитель не имеет шанса просмотреть пространство в 100 м из-за находящегося на пути объекта или рельефа местности, значит, он уже находится на проблемном отрезке. Сам участок нередко оказывается длиннее.
В чем разница с недостаточной
Ограниченный обзор – не единственная сложность, способная помешать автомобилисту хорошо различать особенности дороги и других участников движения. Существует еще понятие недостаточной видимости. Эта проблема тоже не может быть устранена усилиями водителя, но негативно влияет на безопасность.
Тем не менее ограниченная видимость и недостаточная видимость ПДД различаются. Причиной возникновения второго становятся осадки (туман, снегопад, дождь), неизбежные изменения естественной освещенности дороги, задымление от пожара, смога.
Если из-за одного из этих обстоятельств водитель не видит другие ТС, пешеходов, особенности полотна на протяжении 300 м, значит, он попал в зону недостаточной видимости. При этом физических препятствий на дороге нет, рельеф местности тоже не мешает ее просматривать.
Обратите внимание
Отличие недостаточной видимости еще и в том, что проблема исчезнет, когда уйдет ее причина. Но существовать она может на большом отрезке дороги, пока есть дождь, туман, снегопад и т.п. Качество полотна и рельеф местности на эту проблему не влияют. Идеальное покрытие и отсутствие препятствий в данном случае не улучшат обзор.
Ограниченная видимость присутствует на определенном участке пути, не завися от погодных условий. И исчезает после того, как автомобиль минует его.
Условия ограниченной видимости
О том, что такое условия ограниченной видимости ПДД тоже дают достаточно четкое представление. К ним относятся:
- здания, строения в черте населенного пункта или вне ее;
- растительность (деревья, кустарники);
- изгибы дорожного полотна, когда дорога резко меняет направленность;
- изменение угла плоскости пути из-за особенностей рельефа, то есть подъем, особенно в конце;
- стоящее на обочине или краю дороги другое транспортное средство.
При наличии любой из этих особенностей находящийся за рулем движущегося авто человек не сможет рассмотреть, что находится впереди, есть ли там другие машины или люди. Не удастся это сделать и если транспорт остановится.
В некоторых случаях те, кто обустраивает дороги, радикально борются с проблемой, например, вырубают препятствующие обзору кусты. Но это не всегда возможно, ведь нельзя изменить рельеф местности или снести жилой дом.
Есть менее затратные способы соблюсти дорожную безопасность. О приближении автомобилиста к сложному участку оповещают установкой знаков, нанесением разметки.
Они же подскажут, как вести себя, чтобы не создать аварийную ситуацию.
Правила езды
Понятно, что на сложном участке дороги водитель обязан быть особенно внимательным и аккуратным. И хотя в правилах ПДД ограниченная видимость в этой части отдельным пунктом не регламентируется, требования к движению на сложном участке есть:
- Запрещен разворот. Маневр нелегко выполнить и там, где он разрешается, есть все условия для его осуществления. Нужно достаточно пространство на дороге, отсутствие препятствий. При ограниченной видимости это невыполнимо, поэтому разворот просто опасен.
- Запрещена остановка. Находящееся в покое у крутого поворота или на краю подъема ТС создает угрожающую ситуацию для других участников движения. Ведь их водители не увидят стоящий объект, и вероятность наезда на него многократно повышается.
- Необходимо правильно выбрать скоростной режим. Это требует подпункт 10.1 ПДД:
Водитель должен вести транспортное средство…, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
Очевидно, что быстрая езда при плохом обзоре опасна. Из-за поворота может внезапно появиться другой автомобиль, из-за здания или стоящего транспорта – пешеход. И не всегда в таких условиях помогает экстренное торможение.
- Запрещен обгон. Это тоже сложный маневр, при котором нужно прибавить скорость, иметь достаточно места на дороге. Обязательное условие для обгона – выполняющее его транспортное средство не должно становиться помехой для других участников движения и иметь других препятствий, кроме обгоняемого. При ограниченной видимости все это нереально.
Водитель не может быть уверенным, что по встречной полосе к нему не приближается машина, или проезжую часть на опасном отрезке не перебегает человек.
- Запрещено движение задним ходом. Пункт 8.12 Правил не допускает осуществления маневра в тех же условиях, где нельзя выполнить разворот. То есть при ограниченной видимости на расстоянии 100 м.
Двигаться в пределах отрезка с плохим обзором следует так, чтобы в случае внезапной остановки тормозной путь оказался максимально коротким. То есть следует учитывать также качество дороги, погодные условия. Очень важно соблюдать дистанцию с другими ТС, не следует подходить к ним слишком близко.
Рекомендуем прочитать о том, какой бывает разметка на дороге ПДД. Из статьи вы узнаете о видах разметки согласно ПДД, что делать водителю, если разметка не видна на проезжей части.
А здесь подробнее о том, как трактовать знак «Разворот запрещен».
Правила движения на участке, где ограниченная видимость, в ПДД расписаны достаточно четко. За нарушения по этой части наказывают по разным статьям КоАП, и штрафы там от 500 р. до 5000 р., возможно лишение прав. Но самую серьезную проблему водитель может приготовить себе сам, если попадет в аварию. Ведь при плохом обзоре пути такая вероятность очень высока.
Источник: https://avto-urist.online/ogranichennaya-vidimost-pdd/
Недостаточная видимость и ограниченная видимость в ПДД
Поведение любого водителя на дороге напрямую зависит от условий видимости.
Именно ориентируясь на дорогу, особенно если впереди недостаточная или ограниченная видимость, водитель выбирает для себя скоростной режим, предпринимает решения о проведении манёвров, об использовании света и т. д.
Можно сделать простой вывод: условия видимости идут бок о бок с водителем во время пути, а чем лучше видимость – тем лучше и комфортнее водителю. Наоборот, кстати, это работает точно так же.
Общие понятия
Под «ограниченной видимостью» понимают визуальный контакт водителя с дорогой во время движения, который был нарушен или ограничен какими-то объектами. В поездке важно видеть перед собой: геометрию дороги, другие транспортные средства, наличие иных объектов на дороге, строения и сооружения, местность, растительность.
Читайте также: Тахографы: закон для грузовиков, других транспортных средств и штрафы за нарушение
Термин употребляется в ситуациях, если нужно ехать по опасному повороту или в конце подъёма. Предупреждением об опасных участках дороги является разметка 1.1 (дорожная линия).
Нужно различать – недостаточную видимость и ограниченную видимость.
Многие, когда речь идёт про ограниченную видимость, часто путают её с недостаточной видимостью, хотя между ними есть разница. Недостаточная видимость – это условия, при которых у водителя недостаточно хорошо освещена дорога, а вызвано это может быть природными явлениями. Ограниченная видимость – это мешающие обзору препятствия.
На дороге могут находиться такие постоянные препятствия, как:
- здания;
- холмы;
- горы;
- опасные дороги.
Непостоянные препятствия:
- дорога, находящаяся в состоянии ремонта;
- любые другие помехи при движении;
- транспортные средства, совершившие остановку.
Ограниченная видимость из-за природного рельефа является постоянным фактором, который остаётся днём, ночью, в дождь или снег. Случайные препятствия могут закрыть обзор лишь на определённое количество времени.
Когда речь идёт про недостаточную видимость, то предполагаются как раз-таки временные трудности в движении из-за природных явлений. Помешать увидеть ситуацию на дороге могут снег, туман, ночное время суток, дождь. По правилам недостаточную видимостью можно назвать ограничением зоны обзора, которая составляет менее 300 м при дожде, тумане и т. д.
Что об этом есть в ПДД
В правилах дорожного движения определение вопроса ограниченной видимости довольно скользкое и неполное. Главное, не забывать, что ПДД составлялось по ГОСТам, и если что-то не указано или недостаточно разъяснено в правилах дорожного движения, то нужно обращаться именно к ГОСТам.
Довольно часто от инспекторов ГИБДД можно услышать, как они интерпретируют правила, запрещающие обгон в связи с ограниченной видимость, на условия недостаточной видимости. Есть два закона:
- пункт 11.5 ПДД «Выполнение обгона запрещено в тех местах на дороге, где для водителя блокируют обзор объекты, создавая ограниченную видимость»;
- пункт 1.2 ПДД «Если у водителя расстояние видимости на дороге при непогоде или ночном времени менее 300 метров, то это называется недостаточной видимостью».
Водители, как и сотрудники ГИБДД, часто путаются в трактовке ограниченной видимости, поэтому важно знать, что в пункте 11.5 ПДД зафиксирована привязка к рельефу дороги, когда речь идёт про ограниченную видимость.
С какой скоростью двигаться в условиях ограниченной видимости
Во время движения важно соблюдать дистанцию, держаться подальше от впереди идущих автомобилей и не приближаться к ним. Нужно использовать специальные фары, например:
- противотуманные фары, если на дороге идёт снег или дождь;
- дальний свет – за городом, но только если вы не собираетесь совершить манёвр опережения или на встречной полосе есть машины на дистанции ближе 150 метров;
- ближние фары – за городом, чтобы не слепить других водителей, ну и, соответственно, в городе.
Необходимо держать включенными противотуманные фары, расположенные в задней части ТС, как и в случае вынужденной остановки – обязательно яркие и горящие габариты.
Более детально про регулировку скорости в случае подъемов и спусков расписано в 10 СНиП 2.05.02-85. Из данных, представленных в СНиПе, составим таблицу:
Для безопасного движения на транспортном средстве нужно следовать следующим параметрам:Скорость, кмч120906030Видимость, м— для остановки перед препятствием;2501758545— встречного автомобиля45030017090
Примечания:
- Для недостроенных дорог, нужно рассчитать скоростной режим, с погрешностью в 70%.
- Расчёт видимости стоит рассчитывать по расстоянию, на котором с высоты уровня глаз (водителя легковушки -1,2 м) есть возможность заметить объект, который находится на проезжей части (высота над уровнем дороги тоже 1,2м).
Отражение этих формулировок также расположено в ГОСТ Р 52289-2004.
Тут же можно найти информация о порядке установки в опасных местах с подъёмом или спуском специальных знаков «Обгон запрещён», «Крутой спуск», «Опасный поворот», «Крутой подъем», либо же есть вариант с нанесением разметки. Если на дороге будут два или более поворота, которые классифицируются как опасные, то будет установлен знак «Опасные повороты».
С какой скоростью двигаться в условиях недостаточной видимости
По правилам дорожного движения нужно выдерживать дистанцию видимости в 300 метров на максимальной скорости 90 км/ч. Применяя в расчётах коэффициент сцепления с дорожным покрытием, у водителя будет возможность совершить остановку и не попасть в ДТП.
Движение при недостаточной видимости из-за погодных явлений, считается довольно опасным, так как нет возможности предупредить об этом водителей с помощью дорожных знаков. Дальность видимости определяется расстоянием в метрах, до которого получается различить человека на фоне дороги.
Вождение в условиях недостаточной видимости можно отнести к 4 категориям:
- езда при тумане;
- поездка во время дождя;
- езда, когда водителя слепит солнце;
- все остальные природные явления во время поездки.
В случае недостаточной видимости на дороге скорость движения транспортного средства нужно зафиксировать вполовину от текущей видимости.
Если проще – то при ситуации, где, например, водитель едет в тумане, а трасса видна только на 20 метров, скорость нужно держать около 40 км/час, по формуле – 10 мс.
Так или иначе, водитель должен учитывать расстояние тормозного пути, и при этом, брать в расчёт покрытие трассы, будь то дождь или снег.
Во время дождя
Крайне важный момент во время совершения поездок под дождём – мокрое покрытие дороги. Коэффициент сцепления снижается чуть ли не в два раза. Из-за этого значительно увеличивается тормозной путь и становится сложнее управлять автомобилем.
Уделить внимание стоит следующим моментам:
- на дороге под грязью или же под ветками с листьями, опавших с деревьев, может быть асфальтобетонное покрытие;
- временные рамки, когда дождь только начался и когда он закончился.
Если двигаться с максимальной скоростью по мокрому дорожному покрытию, то между колесом и дорогой вполне может появиться водяной клин. В народе его кличут «эффектом аквапланирования». При движении с низкой скоростью такого эффекта не наблюдается, благодаря протектору. В его рисунок вдавливается вода и это защищает от неприятностей в пути под дождём.
Кстати, один из признаков того, что началось аквапланирование – это резко появившееся чувство легкости во время управления транспортным средством. Чтобы избежать проблем, надо применить торможение двигателем.
В отличие от дождливой погоды, если в поездке водителя настиг туман и видимость значительно ограничена, то от водителя потребуется максимум концентрации и усилий. Для опытных водителей управлять машиной гораздо проще, но тем не менее случаются аварии во время движения в тумане. В такие ДТП могут попасть сразу десятки автомобилей, а количество жертв и людей, получивших травмы, — ещё больше.
Если туман стал густым, то необходимо сразу же остановить транспортное средство и дождаться пока он рассеется.
Туман оказывает воздействие на водителей, например:
- может возникнуть обман зрения;
- во время езды может исказиться восприятие текущей скорости;
- очень сильно снижает видимость, расстояние падает до считаных метров;
- на психику водителя оказывается сильное давление;
- ориентироваться в пространстве становится сложнее.
Если необходимо продолжить движение, то нужно принять следующие меры:
- активировать противотуманные фары и ближний свет;
- снизить скорость, по принципу, который был описан выше;
- открыть окно, чтобы слышать другие автомобили;
- вглядываться и приближаться к лобовому стеклу, так можно увеличить расстояние видимости объектов.
Никогда нельзя:
- совершать остановки на дороге;
- сокращать дистанцию между транспортными средствами впереди;
- предпринимать попытки обгона;
Как правильно продолжать движение при ограниченной видимости по ПДД
Правила дорожного движения не регламентируют особые требования по поводу управления транспортным средством в таких условиях.
Требование только одно – скорректировать скорость движения в соответствии с качеством покрытия дороги и общей обстановкой.
На видео об ограниченной видимости
В ПДД полностью не освещён вопрос по расстоянию, которое называется ограниченной видимостью. В тексте Правил есть информация, что это видимость дороги менее 100 метров. А в условиях ограниченной видимости нельзя применять несколько манёвров, например, обгон, также присутствуют ограничения по стоянке и остановке, разворотам.
Источник: http://ru-act.com/avtoyurist/nedostatochnaya-vidimost-i-ogranichennaya-vidimost-v-pdd.html
Условия ограниченной и недостаточной видимости на дороге
В Правилах Дорожного Движения рассматривается большое количество определений, одним из них является «Недостаточная видимость». В данной статье попробуем разобраться, что же это такое, чем отличается от других подобных определений, каких правил следует придерживаться при вождении в таких условиях.
Что означает недостаточная видимость?
Данному понятию посвящен раздел 1.2 общих положений ПДД, в котором всего одно предложение.
Если вы видите не далее, чем на 300 метров, значит, обзор недостаточный. Он наступает в следующих случаях:
- идет снег;
- туман
- дождливая погода;
- сумерки.
Особенности ограниченной видимости
В ПДД есть другие определения, которые нужно четко различать:
- ограниченная видимость — это когда поле зрения водителя ограничено ландшафтом, постройками, деревьями, изгибами дорожного полотна. То есть ограниченный обзор остается в любое время суток и на таких отрезках пути автолюбитель должен придерживаться установленного скоростного режима, также имеется запрет на различные маневры — разворот и обгон;
- темное время суток — зависит от поры года. Имеется в виду время, когда солнца нет на горизонте, говоря простым языком, — ночь.
Ну и есть светлое время суток, когда отпадает необходимость в дополнительном освещении, хотя согласно ПДД все в России обязаны ездить со включенными ходовыми огнями (ДХО), даже когда на улице нестерпимо жарит солнце.
Как правильно двигаться в данных условиях?
В принципе, в ПДД нет никаких особых требований относительно вождения в подобных условиях. Единственное, что требуется от водителя, — выбирать скоростной режим с учетом дорожной обстановки и качества покрытия.
Также сказано, что нужно включать внешние световые приборы, исходя из обстоятельств:
- ближний свет — в условиях города, вне города для избежания ослепления водителей встречных ТС, на подъеме;
- дальний свет — вне города при условии, что вы не идете на обгон или по встречной нет транспорта на расстоянии 150-200 метров;
- противотуманные фары — снег, туман, дождь, их включают совместно с ближним светом.
Кроме того, необходимо оставить включенными задние противотуманные фары, а если совершаете вынужденную остановку, то габариты тоже должны гореть.
Также, водители прибегают к простому правилу выбора скоростного режима — скорость не должна превышать половины видимости в метрах.
То есть, если дорога в условиях тумана просматривается на 20 метров, то двигаться нужно не быстрее 10-ти метров в секунду или 36-40 км/час.
В любом случае водитель обязан учитывать длину тормозного пути, которая будет увеличиваться на скользкой, мокрой или заснеженной трассе.
Огромное значение имеет соблюдение дистанции. Не стоит слишком близко приближаться к впереди идущим транспортным средствам. Учитывайте, что время реакции значительно снижается при длительном вождении в одном скоростном режиме. В сумерках, когда темнеет быстро, препятствия различать сложнее, поэтому вовремя включайте освещение.
Рекомендуем посмотреть это видео:
Источник: http://AvtoPravilo.ru/usloviya-ogranichennoj-i-nedostatochnoj-vidimosti-na-doroge/
Определение видимости дороги и конкретной видимости объекта в темное время суток
Общая видимость (видимость дороги в направлении движения) — максимальное расстояние от передней части ТС, на котором с места водителя четко различаются элементы дороги на пути движения, ориентирование на которые позволяет вести ТС в полосе, рекомендуемой Правилами дорожного движения. Как правило, такими элементами дороги могут являться: линия дорожной разметки, кромка проезжей части, кромка разделительной полосы, кромка бордюра, кромка ограждения и т.д.
Читайте также: Новые кроссоверы 2015 модельного года в россии: тест-драйв видео
Конкретная видимость — максимальное расстояние от передней части ТС, на котором с места водителя объект (пешеход, велосипедист, стоящее ТС и т. д.) может быть четко опознан по его характерным признакам.
Условия проведения эксперимента по определению видимости
Данный эксперимент проводится в условиях, максимально приближенных к условиям ДТП. Здесь должны учитываться все факторы, влияющие на видимость, в частности:
• погодные условия (снег, дождь, туман и т.д.);
• тип, состояние и цвет покрытия, наличие дорожной разметки;
• продольный профиль, кривые в плане, конфигурация дороги;
• освещенность (искусственное и естественное освещение не должно существенно отличаться от того, которые были на момент ДТП).
Участок проведения эксперимента и вспомогательные средства
Важно
Как правило, эксперимент по определению видимости проводится на участке дороги, где произошло ДТП.
При обстоятельствах, о которых говорится выше, допускается проведение эксперимента на участках, аналогичных участку места ДТП.
Прочие ТС должны быть остановлены на таком расстоянии от места проведения эксперимента, чтобы свет их внешних приборов не оказывал влияние на видимость на участке проведения эксперимента.
ТС, участвовавшие в ДТП в темное время суток, во многих случаях получают значительные повреждения. В этом случае ТС необходимо заменить однотипным, имеющим аналогичные мощность ламп фар, степень загрязненности фарных рассеивателей и лобового стекла.
Если в эксперименте не может быть использован объект, видимость которого следует установить, то при выборе аналогичного объекта следует в первую очередь обратить внимание на элементы, способные оказать влияние на возможность его видимости и распознавания. Например, если данным объектом является велосипедист, то надо учитывать цвет щитков и рамы велосипеда, а также необходимо:
• чтобы велосипед, используемый в эксперименте, был оборудован такими же световозвращателями, как и велосипед, причастный к ДТП;
• световозвращатели должны быть установлены и закреплены так же, как при ДТП (в частности, оптическая ось световозвращателя должна быть под таким же углом, как при ДТП), и иметь такой же цвет. Поверхность световозвращателя должна иметь аналогичную прозрачность и рисунок рифления;
• если на велосипеде имелось световое оборудование, то на экспериментальном велосипеде оно также должно быть установлено и иметь аналогичные характеристики;
• чтобы велосипедист (демонстратор) был одет в ту же одежду, что и пострадавший. Когда это невозможно, то на демонстратора надевается аналогичная по виду и цвету одежда. Если на одежде пострадавшего имелись какие-либо участки, обладающие световозвращающим эффектом, то и на одежде демонстратора должны быть такие же участки
Определение видимости дороги и конкретной
Видимости неподвижного объекта при отсутствии света фар
Встречного транспортного средства
Подготовительный этап
Подготовительный этап включает мероприятия по подбору участников эксперимента, ТС, участвовавшего в ДТП либо его заменяющего, объекта, видимость которого требуется установить (ТС, манекен, какое-либо препятствие и т.п.), согласование времени проведения эксперимента, необходимой реконструкции участка проведения эксперимента, а также мероприятия по обеспечению безопасности эксперимента.
Ход эксперимента
После того как участок проведения эксперимента будет огражден постами работников милиции и будут проведены необходимые работы по реконструкции места происшествия, в месте наезда размещается объект, видимость которого необходимо установить.
Например, если данным объектом является лежащий человек, то в месте наезда размещается манекен (демонстратор) в одежде пострадавшего либо в сходной по типу и расцветке.
ТС, из которого будет определяться видимость, размещается от места наезда в направлении, противоположном направлению движения перед наездом, на расстоянии, с которого объект не просматривается.
С места водителя наблюдатель и понятые определяют место, до которого дорога просматривается, например, граница правой кромки проезжей части с обочиной. В случае если проезжая часть имеет разметку в виде прерывистых линий, достаточно подсчитать количество линий, видимых с места водителя, и измерить расстояние от передней части ТС до конца последней видимой линии.
Если же правая граница проезжей части просматривается на большее расстояние, чем продольная разметка, а также если продольной разметки не имеется, видимость дороги определяется расстоянием, на котором еще различается правая граница проезжей части и обочины.
Совет
Расстояние видимости дороги может быть также определено по видимости дорожных столбиков ограждения.
Видимость дорожных знаков либо других сооружений, обозначенных или не обозначенных вертикальной разметкой, не во всех случаях позволяет судить о направлении и ширине проезжей части, поэтому вопрос о видимости дороги, исходя из видимости дорожных знаков и сооружений, решается в каждом случае отдельно.
Для определения места, до которого просматривается граница правой кромки проезжей части с обочиной, посылают от стоящего ТС вперед по дороге одного из участников эксперимента, несущего световозвращатель. Световозвращатель следует нести вдоль правой границы проезжей части на высоте не более 15—20см, периодически поворачивая его активной стороной к водителю-наблюдателю.
Водитель-наблюдатель, ориентируясь на проблески световозвращателя, указывает (по рации или моргнув светом фар), в каком месте должен остановиться человек, несущий световозвращатель (в месте, до которого граница проезжей части и обочины просматривается), после чего измеряется расстояние от передней части ТС до этого места.
Это и будет являться расстоянием видимости дороги в направлении движения.
Вместо световозвращателя можно воспользоваться белым листом бумаги, который переносится и периодически поворачивается так же, как и световозвращатель.
В зимнее время цвет бумажного листа следует подобрать контрастным к снежному покрытию.
Необходимость пользования световозвращателем или листом бумаги, как показала практика, определяется тем, что человек, удаляющийся от ТС, становится невидимым для водителя-наблюдателя, и его нельзя остановить в месте, до которого просматривается граница проезжей части и обочины.
При определении видимости необходимо обратить внимание на следующее. При остановках ТС двигатель работает на холостых оборотах. В случаях слабозаряженной аккумуляторной батареи интенсивность накала фарных ламп будет снижаться. Поэтому обороты двигателя следует поддерживать в пределах, соответствующих его оборотам для скорости движения перед наездом.
После установления расстояния видимости дороги ТС, из которого определяется видимость, со скоростью 3—4 км/ч перемещается в направлении объекта, конкретную видимость которого необходимо установить.
Водитель-наблюдатель останавливает ТС в месте, с которого объект можно опознать по внешним признакам (силуэту, очертаниям ног, элементам одежды и т.д.).
Измерив расстояние от передней части ТС до опознанного объекта, получим расстояние конкретной видимости данного объекта с места водителя.
Определение видимости дороги и конкретной
Видимости подвижного объекта при отсутствии света фар
Встречного транспортного средства
Подготовительный этап
Обратите внимание
Подготовительный этап включает мероприятия по подбору участников эксперимента, транспортного средства, участвовавшего в ДТП либо его заменяющего, объекта, видимость которого требуется установить (ТС, велосипедиста, пешехода, гужевой повозки и т.п.), согласование времени проведения эксперимента, необходимой реконструкции участка проведения эксперимента, а также мероприятия по обеспечению безопасности эксперимента.
Исходя из сведений о скорости транспортного средства и подвижного объекта (например, пешехода) определяются расстояния, проходимые ими за одну секунду. Для ТС его скорость в км/час делят на 3,6.
Например: 40 км/ч: 3,6 = 11,1м/с; 60 км/ч: 3,6 = 16,6 м/с и т.п.
Путь, проходимый за одну секунду подвижным препятствием (пешеходом, велосипедистом и гужевой повозкой), как правило, определяют экспериментально, моделируя темп их движения, который корректируется очевидцами происшествия (включая водителя ТС, совершившего наезд), замеряя время прохождения им участка определенной длины с помощью секундомера. Разделив длину участка, по границам которого определялось время его прохождения, на время прохождения участка в секундах, получим путь, проходимый препятствием за одну секунду. Например, подвижное препятствие (пешеход) преодолел участок 10 м за 7,4 с. Разделив 10 м на 7,4 с получим 1,35 м/с.
Далее от места наезда в направлении, противоположном движению ТС, и по пути его движения отмечают участки, равные расстоянию, проходимому транспортным средством за одну секунду (если скорость составляла 60 км/ч, то отмечают участки длиной 16,6 м).
Достаточное число таких участков, как показала практика, — 5 (при необходимости их количество может быть увеличено).
От места же наезда в направлении, противоположном направлению движения пешехода, на которого был совершен наезд, и по пути его движения размечают также 5 участков, для рассматриваемого случая — по 1,35 м.
Примеры разметки участка для проведения эксперимента по определению конкретной видимости подвижного объекта при отсутствии света фар встречных транспортных средств показаны на рис. 2.2—2.5.
В данных примерах показаны случаи разметки участков для определения конкретной видимости движущегося (попутно, навстречу, слева направо и справа налево относительно направления движения ТС, совершившего наезд) пешехода.
Ход эксперимента
Важно
Транспортное средство и объект размещаются соответственно в начале участков № 5. При этом транспортное средство устанавливается передней частью на границе участка (обычно наезд совершается передней частью), а объект — на границе своего 5-го участка устанавливается на уровне места первоначального контакта с ним при наезде.
С этого положения определяется видимость дороги и конкретная видимость велосипедиста.
Методика определения видимости дороги не отличается от вышеприведенной методики при определении видимости дороги и конкретной видимости неподвижного объекта при отсутствии встречного объекта.
С места водителя наблюдатель и понятые определяют место, до которого дорога просматривается, например, граница правой кромки проезжей части с обочиной.
Максимальное расстояние от передней части ТС, на котором с места водителя четко различаются элементы дороги на пути движения, — определяемое расстояние видимости дороги.
Далее ТС и объект перемещаются на границы участков № 4. Видимость дороги в этом случае определяется при необходимости, если она изменяется вследствие изменения дорожных условий, например, переход от подъема к спуску, изменение радиуса закругления дороги и т.д. На прямых и ровных участках дороги видимость дороги, как правило, меняется незначительно.
Расстояние от передней части ТС до объекта, на котором появилась возможность четко опознать объект по его характерным признакам, и будет расстоянием конкретной видимости объекта.
Если возможность обнаружить признаки объекта появляется между границами участков, то следует разбить данный участок на части (например, на 2 части, что будет соответствовать пути за 0,5 с; либо на 4 части, что будет соответствовать пути за 0,25 с) и последующее перемещение ТС и объекта производить не на полный участок, а на соответствующие его части для более точного определения расстояния конкретной видимости.
Совет
Условные обозначения: а — расстояние, которое преодолевает транспортное средства за одну секунду; б — расстояние, которое преодолевает пешеход за одну секунду
Рис. 2.5
Источник: https://infopedia.su/9x8ba5.html
Что это такое недостаточная видимость в ПДД?
В Российской Федерации ныне работают особые правила дорожного движения. Есть и специальные термины, обозначающие разнообразные явления и объекты. Один из них — это «недостаточная видимость». У нас должно быть чёткое понятие этого термина, а также знания как нужно управлять автомобилем, при какой скорости и т. д.
В разделе 1.2 ПДД, есть немало определений, но один из них мы разберём это — «Недостаточная видимость». Ухудшение видимости дороги, обусловленное каким-то временным природным или иным фактором. Если, двигаясь по трассе, вы можете рассмотреть дорогу не дальше, чем на 300 м, значит, обозрение более чем недостаточное.
Читайте также: Когда автомобиль едет в сторону или с рывками
Понятие недостаточной видимости
Недостаточная видимость — это чёткое видение трассы в направлении движения, и менее чем на 300 м. При различных:
- Погодных условиях, обладающих определённым периодом времени: зимней позёмкой, тумане, снегопаде, обложном дождике и т. д.
- При пожаре — задымление образует недостаточную видимость.
- Характер озеленительных насаждений и многочисленных застроек.
- Временный период — закат, рассвет.
- Геометрические дорожные параметры — вертикальные, горизонтальные радиусы кривых и т. д.
Расстояние 300 м было принято непросто так, а с учётом объективной возможности для остановки быстро сближающихся на встречных полосах машин. Если, например, максимально разрешённая скорость 90 км/ч, а коэффициент сцепления шин с трассой всего 0,30–0,35 это для увлажнённого покрытия.
Действия водителей при этих условиях определяются ещё и пунктами: 19.1, 19.3, 19.4, 19.7, 19.8 Правил. Незнание правил всегда приводит к тому, что водитель не может своевременно заметить встречный автомобиль и сориентироваться в своих действиях.
Пдд при недостаточной видимости
В ПДД про какие-то особые требования не говорится, единственное требование от водителя это — подбирать скоростной режим с учётом:
- качества дороги;
- дорожных условий.
Но также прописано, при каких обстоятельствах необходимо включать световые приборы:
- дальний свет — только вне города и при условии обгона, а когда по встречной линии нет на 150–200 м идущего транспорта;
- ближний — преимущественно в городе, а вне него только при подъёме;
- противотуманные фары включают — при густом тумане, снегопаде, моросящем дожде и т. д., задние фары, должны гореть всегда, даже во время остановки.
Управление автомобилем в условиях недостаточной видимости
Подразумевает приём некоторых мер безопасности, для исключения аварийной ситуации. Для этого и существуют прописанные законом правила, при том в различное время суток и при различных погодных условиях. Если им строго следовать, значит, вы обеспечите свою безопасность и других участников дорожного движения.
Выбор скоростного режима определяется так:
- Скорость движения машины должна быть не больше половины видимости (в метрах), т. е. если при тумане дорога обозревается на 30-м, значит, передвигаться нужно около 15 м. в сек. или 40–50 км/час.
- Необходимо учитывать и продолжительность тормозного пути, он конечно будет всегда длиннее на мокрой, обледенелой или заснеженной трассе.
- Необходимо соблюдать дистанцию с впереди или сзади идущим транспортом.
При ярком солнце
Яркое солнце часто становится причиной ДТП, потому что ослепляет водителя, уменьшает обзорность, утомляет глаза.
Этого можно избежать, если применять:
- тонированные очки;
- кепки с козырьками;
- тонирование верхней части лобового стекла.
В тумане
Туман способен искажать восприятие реального расстояния и скорости движения. Существенно уменьшает зону видимости для водителя, затрудняя ориентирование.
Вам может показаться, что свет фар едущего навстречу автомобиля ещё очень далека, а он реально будет совсем близко. Туман даже цвета искажает, конечно кроме красного. Недаром светофоры делают красного цвета.
Туман негативно влияет на психику. Вызывает нервное перенапряжение у водителя. А это в итоге приведёт к неверным, необдуманным действиям в управлении автомобилем.
Поэтому при тумане нужно всегда строго следовать правилам дорожного движения:
- Включить фары, если есть противотуманные — задействуйте их.
- Уменьшите по максимуму скорость движения.
- Включить стеклоочистители.
- Нельзя осуществлять обгон.
- Если стёкла запотели, включите сразу систему отопления.
- Можно высовывать голову в окно, чтобы лучше рассмотреть дорогу и при этом нужно всегда прислушиваться к шуму вдалеке.
- Возможно использование звукового сигнала, в особенности на загородной трассе.
В дождливую погоду
Нужно быть особо внимательным к скоростному режиму. Потому что, как известно, при увлажнённости дороги сцепление снижается (в 2–3 раза). Значит, вероятность заноса повышается и тормозной путь увеличивается.
Особенно вредит дороге начавшийся дождик — вся пыль, масло с машин, сажа, авторезина начинает растекаться по дороге и создавать на ней скользкую плёнку. Когда дождь смоет её, тогда сцепление с дорогой возобновится.
Поэтому, нужно усилить бдительность, чтобы это могло восполнить плохую дорожную видимость. Автомобиль необходимо вести плавно, без рывков и резких поворотов. Скорость движения всегда должна соответствовать видимости.
В темноте
Особенность темноты — это плохая освещённость или полное её отсутствие. Поэтому, у водителя возникнет 2 опасности: непривычная обстановка и быстрая утомляемость.
В темноте видимость всегда ухудшается, ведь более 80% информации, человек получает именно через зрение. Глазам нужно дать некоторое время, чтобы они привыкли к темноте.
При недостаточном освещении дорога становиться плохо различима.
Побороть немного темноту поможет:
- выспавшийся водитель;
- снижение скорости;
- дальний свет;
- повышенная бдительность;
- также нужно следить за состоянием световых приборов — всего одна не горящая габаритная лампа сзади способна зрительно изменить габариты любого транспортного средства, сузив их до полуметра.
В снегопад
Вовремя не расчищенная трасса зимой, имеет повышенную опасность для всех. Но в начале зимы при появлении первого льда и снега опасность удваивается.
Увеличивается число столкновений и наездов, это происходит часто оттого, что водители не подготовились к этому периоду и ещё не приспособились к переменившимся условиями передвижения.
Сейчас дороги обрабатывают реагентами, они, растворяя снег, взамен образуют грязевое месиво, которое летит из-под колёс, залепляя лобовые стекла машин. В результате этого ухудшается обзорность. И даже стеклоомывающая жидкость и постоянно включённые стеклоочистители не всегда помогают.
Скорость движения в условиях недостаточной видимости
Необходимо понижать скорость до безопасного, сообразуясь только с дорожными условиями. Конкретных рекомендаций здесь нет. Выбор скоростного режима всегда будет носить вполне субъективный характер. Человек должен сделать это самостоятельно, руководствуясь опытом и знаниями.
Как увеличить недостаточную видимость?
Это можно сделать с помощью различных осветительных приборов: диодных, противотуманных фар и т. д. Необходимо только позаботиться о других участниках движения, это не должно создавать им дискомфорт.
Есть ли разница между недостаточной и ограниченной видимостью?
Конечно, есть, недостаточная видимость — это результат недостаточного освещения, вызывается всегда природными явлениями.
А ограниченная видимость — это когда обзор ограничивается временным препятствием (транспорт, дорожные работы и т. д.) или природным рельефом (горы, резкие повороты, подъёмы и т. д.). Природный рельеф будет создавать всегда ограниченную видимость, а случайные преграды смогут ограничивать видимость только на некоторое время.
В условиях недостаточной видимости, процесс управления любым транспортным средством будет сопряжён с определёнными сложностями.
Потому лучше с этим разобраться заранее, и при необходимости действовать по правилам. В каждом конкретном случае водитель должен трезво оценивать обстановку и принимать только правильные решения!
Управление автомобилем в условиях недостаточной видимости Ссылка на основную публикацию
Источник: https://autopravilo.ru/pdd/upravlenie-avtomobilem-v-usloviyax-nedostatochnoj-vidimosti.html
Тоже интересно
Многие автолюбители путают термины недостаточной и ограниченной видимости. Как управлять авто в такой ситуации и правильно выбрать скоростной режим? Данная статья расставит все точки над «i» в вопросе видимости на дороге.
Недостаточная видимость: описание
Опытные водители не раз сталкивались с условиями при которых «ни зги не видно». Такие условия как дождь, туман, пурга, сумерки, дым, слепящее солнце способствуют невозможности различать объекты на расстоянии не более 300 метров. Расстояние определяется «на глаз», либо с помощью ориентиров.
Как определить недостаточность обзора? Если водитель не различает цвет, форму впереди идущего ТС, либо не видит пешехода или другой объект, то видимость считается недостаточной. Во всех случаях настоятельно рекомендуется снизить скорость передвижения и включить «аварийку», чтобы избежать ДТП.
Внимание! К недостаточной видимости можно отнести темное время суток, так как дальность обзора зависит от световых приборов ТС.
Ограниченная видимость: определение и общая информация
Термин «Ограниченная видимость» означает объект или особенность дорожного полотна, ограничивающий видимый обзор до 100 метров. Под объектом подразумеваются габаритные машины, деревья, здания.
К особенностям зоны ограниченной видимости относятся подъемы, затяжные повороты или извилистые участки дорожного полотна.
Важно знать! Категорически запрещается совершать обгон, разворот, стоянку или остановку на отрезке пути с ограниченной дальностью обзора. Такие манёвры могут подвергнуть опасности как вас, так и других водителей.
Недостаточная и ограниченная видимость в ПДД
Эта часть статьи для тех, кто намерен сдавать экзамены на получение водительского удостоверения. Положения взяты из правил дорожного движения Российской Федерации.
- Недостаточная видимость — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
- Ограниченная видимость — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или транспортными средствами.
Каким должно быть движение при ограниченной и недостаточной видимости
Ограниченная видимостьНедостаточная видимостьСкоростьПо ситуации35-40 км/чДистанция100-200 м300-400 мСветовые приборыДневные ходовые огниближний свет, противотуманные фары
Данные ограничения не являются строгими и не прописаны в правилах ПДД. Исключение — световые приборы.
Внимание! При недостаточной видимости стоит снизить скорость до безопасной. Всегда учитывайте длину тормозного пути и не приближайтесь чрезмерно близко к впереди идущему автомобилю.
Общие рекомендации
Рассмотрим несколько рекомендаций в той или иной ситуации на дороге.
Дождь
Вода снижает сцепление колес с дорогой, что приводит к ухудшению управляемости и увеличению тормозного пути. На асфальтированном покрытии опасно аквапланирование. Бывалые автомобилисты отмечают, что машины, идущие на обгон или едущие навстречу, выбрасывают поток воды с грязью.
Это приводит к сильному загрязнению лобового стекла и полному ослеплению. Не стоит паниковать! Уберите ногу с педали газа и немедленно включите «дворники» в быстром темпе. Никогда не бейте по тормозам, используйте двигатель. Следующий случай — сильный ливень. Стеклоочиститель не успевает «протирать» лобовое стекло и видимость почти нулевая.
Стоит сбросить скорость, а лучше остановиться, пока дождь не утихнет.
Туман
Затруднение в ориентировании, обман зрения и уменьшение дальности обзора — последствия тумана. Во многих случаях искажается расстояние и скорость ТС. Более того, туман сильно воздействует на психику человека. Низкая дальность обзора, неожиданные повороты и встречные машины заставляют водителя нервничать и принимать неверные решения.
Потеря концентрации и усталость глаз снижают реакцию автомобилиста. При тумане рекомендуется снижать скорость до половины дальности обзора. Пример: видимость 40 м, скорость должна составлять 20 км/ч. Двигайтесь с ближним светом и «противотуманками», они лучше освещают дорожное полотно, чем дальний свет.
Вот несколько советов по передвижению в тумане:
- Будьте готовы к остановке в пределах видимого участка пути.
- Разъезд со встречным автомобилем при дальнем свете проводится без переключения.
- Включйте задние «противотуманки».
- Используйте «дворники».
- Если окна запотевают, следует включить обогрев.
- Чтобы разглядеть дорогу в очень густом тумане, высуньте голову из окна.
- Не используйте фонари впереди идущего авто в качестве ориентира.
- Ни в коем случае не совершайте обгон.
Сумерки
Самое коварное время суток. Глаза человека не могут различать объекты и расстояние до них. Нередко случается обман зрения. Водителю кажется, что перед ним препятствие, но на самом деле его нет.
В сумерках рекомендуется включать дальний свет фар. Он не сильно повлияет на дальность обзора, но поможет увидеть неожиданно возникшее препятствие.
Совет: двигайтесь с такой скоростью, при которой вы немедленно сможете среагировать остановкой или объездом.
Слепящее солнце
Ранним утром, когда солнце взошло над горизонтом, водители сталкиваются с ослеплением. Козырек не помогает, а очки чересчур затемняют неосвещенные участи дороги. Зрачки сужаются, и автомобили кажутся черными силуэтами, а пешеходов вовсе не видно. При таком освещении, проезжая тень, зрачки не успевают приспособиться, и водитель внезапно перестает видеть в течение пары секунд.
Двигаясь в противоположную сторону от солнца, трудно разглядеть сигналы светофора, фонари ТС. В данном случае тень вашей машины должна падать на автомобиль, идущий впереди. Если же солнце светит сбоку, то используйте козырек, развернув его на бок.
Как такие места обозначены
При недостаточной видимости используют специальные светоотражающие элементы. Но в ПДД нет специализированных знаков для участков дороги с ограниченной и недостаточной видимостью.
Будьте осторожны на дороге и всегда оставайтесь бдительны! Безопасность превыше всего.
Источник: http://avto-femida.ru/order/pdd/ogranichennaya-vidimost.html
Оценка статьи: (нет голосов)
Загрузка…Поделиться с друзьями: Похожие публикации
Добавить комментарий