Внедрение современных тахографов оказалось преждевременным

27.06.2019

Внедрение цифровых тахографов принесло проблемы перевозчикам

Внедрение современных тахографов оказалось преждевременным

Согласно распоряжению минтранса, с 1 июля все тахографы в кабинах грузовых автотранспортных средств должны быть заменены на электронные. При этом эксперты указывают на неоднородность требований со стороны регуляторов и связанные с этим риски выплаты штрафов для перевозчиков.

Сегодня российские автоперевозчики обязаны оснастить свои машины цифровыми тахографами с системой криптографической защиты информации (СКЗИ). Если раньше в аналоговых устройствах информация записывалась на сменные шайбы, то в цифровые вставляется индивидуальная пластиковая карта водителя с электронным носителем.

Как рассказал исполнительный директор Omnicomm Александр Селиванов, ничего сложного в самой процедуре нет. Аналоговый демонтируется, на его место устанавливается цифровой.

Обратите внимание

Преимущества последнего очевидны — передача данных может производиться в спутниковые системы мониторинга транспорта или облачные сервисы, хранение DDD-файлов производится в электронном виде, упрощается учет рабочего времени.

Минтранс предложил сделать обязательной установку тахографов в автобусах

«С аналоговыми приборами было все намного сложнее — труднее было отследить работу конкретного водителя, и информацию с прибора приходилось расшифровывать, что было крайне неудобно в использовании», — рассказал он.

При этом основные затраты, которые несут владельцы транспортных компаний в связи с переоснащением, включают стоимость самого прибора, его монтаж и настройку. «В среднем эта цифра не превышает 50 тысяч рублей.

Также в момент самого монтажа тахографа грузовик не выходит в рейс, а это стоимость потерянного дня», — уточнил Селиванов.

В то же время, как пояснила гендиректор «РусАвтоКарт» Алла Петрова, существует некоторое заблуждение, что все аналоговые тахографы подлежат демонтажу. Источником заблуждения стало письмо ФБУ «Росавтотранс» от 10.02.

2016, в котором говорилось о запрете на эксплуатацию авто с аналоговыми тахографами.

Однако позднее авторы разместили пояснение о том, что сами транспортные средства, оснащенные аналоговыми тахографами, под запрет не подпадают, но перевозчиков, выполняющих внутренние рейсы, за отсутствие цифровых с СКЗИ после 1 июля могут оштрафовать.

При этом основная проблема, как считают эксперты, заключается в том, что уже установленные тахографы, оснащенные СКЗИ, не являются средствами измерения. А это нарушает требования новой редакции ФЗ «Об обеспечении единства измерений», вступившей в действие в 2015 г.

Наш перевозчик, въезжая в ЕС, должен снять российский цифровой тахограф и повесить аналоговый

«Так сложилось, что те тахографы, которые сегодня внедрены и применяются на транспорте, не являются измерительными средствами. Это привело к возникновению целого ряда рисков для грузоперевозчиков», отмечает эксперт. По словам А.

Петровой, в минтрансе, принимая приказ N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства», не учли позицию минпромторга и законодательство о техрегулировании.

Важно

Поэтому большинство установленных тахографов с блоком СФЗИ, кроме некоторых моделей, например тахографов «Меркурий», не внесены в госреестр средств измерений. «Ранее минтранс считал, что достаточно калибровки, которую проводят мастерские, у которых стоит номер РФ. Но сегодня метрологи уже сказали, что этого недостаточно», — рассказала она.

Сейчас ответственность перевозчика в этой сфере определяется рядом статей КоАП. Так, ст. 11.23 предусматривает ответственность за неустановку тахографов или установку тахографа, не соответствующего требованиям.

При этом минтранс уже предложил увеличить размеры ответственности для должностных лиц до 50 тысяч рублей, а для юрлиц — до 200 тысяч. Но, как считают эксперты ТПП РФ, сделавшие оценку регулирующего воздействия подобной инициативы, говорить о привлечении перевозчика к ответственности преждевременно из-за той неразберихи, которая сегодня существует в требованиях к самим тахографам.

Такси обяжут ставить ГЛОНАСС и тахографы

Примером может служить применение ст. 19.19 КоАП. Именно она стала, по сути, катализатором множества судебных процессов в регионах, когда на основании метрологических поверок суды требуют демонтировать несоответствующие требованиям тахографы с наложением штрафов за их применение.

По предварительной оценке, таких сегодня установлено от до 1,5 миллиона штук.

«Выхода из сложившейся ситуации пока никто не видит, хотя этим летом в транспортном ведомстве было принято решение о направлении в региональные органы Росстандарта субъектов РФ и территориальные отделы инспекций писем о непривлечении перевозчиков к административной ответственности за использование тахографов, не прошедших установленную поверку до момента издания и вступления в силу соответствующего приказа минтранса. Однако на самом деле суды продолжаются, их сейчас по стране уже сотни. А предприятия готовят регрессный иск на минтранс», — рассказала А. Петрова.

Перевозчики, авто которых оснащены тахографами, отвечающими международным требованиям, пока находятся вне зоны риска.

Но представители метрологической службы уже заявили, что мастерские, которые допускаются минтрансом к калибровке приборов, получили свои допуски неправильно и не соответствуют международным соглашениям о взаимном признании результатов поверок.

При этом, как считает гендиректор компании «Перевозка» Алексей Владимиров, на сегодня само европейское законодательство в этой сфере выглядит более щадящим.

Так, отечественный перевозчик, установив российский тахограф с СКЗИ, при перевозке в Европу вынужден снимать уже установленный и менять его на евроцифровой или опять аналоговый. Применение последних там допускается, а выбытие старых машин с аналоговыми тахографами происходит по естественным причинам.

Тем временем уже в 2018 году ЕС планирует внедрение новых «умных» смарт-тахографов.

Минтранс также планирует изменить требования к тахографам, в частности, сегодня проходит обсуждение новых изменений в ФЗ «О безопасности дорожного движения», где говорится о том, что тахограф должен конструктивно обеспечивать взаимодействие с системой ГЛОНАСС. Как показывает практика, очередное нововведение сможет стать эффективным лишь в том случае, когда требования регуляторов станут более упорядоченными и взвешенными.

Источник: https://rg.ru/2016/11/01/vnedrenie-cifrovyh-tahografov-prineslo-problemy-perevozchikam.html

Россия оказалась не готова к внедрению тахографов нового образца

Внедрение современных тахографов оказалось преждевременным

Водителям-дальнобойщикам пока не стоит бояться штрафов за отсутствие тахографов нового образца

Д. Абрамов / Ведомости

С 1 апреля в России вступил в силу федеральный закон, который обязывает отечественных перевозчиков оснащать свои машины тахографами – аппаратами, отслеживающими режим труда и отдыха водителей. Он был принят еще летом 2012 г.

Одновременно с ним начали действовать поправки в КоАП, предусматривающие ответственность за отсутствие или использование неработающих тахографов.

Совет

Перечень транспортных средств, на которые распространяются новые правила (грузовые автомобили более 3,5 т, а также коммерческие пассажирские автомобили с количеством посадочных мест более восьми), был определен приказом Минтранса, который также вступил в силу 1 апреля.

На основании всех этих документов ГИБДД начала штрафовать за отсутствие тахографов, что вызвало массу жалоб от перевозчиков, рассказывают в комитете Госдумы по транспорту.

Основной проблемой стало то, что по приказу Минтранса необходимо устанавливать тахографы нового поколения, которые имеют сертифицированные в России средства криптографической защиты информации (СКЗИ) в виде отдельного блока.

СКЗИ защищают данные тахографов о режиме работы водителей от корректирования.

Перевозчики жалуются на то, что времени на переход на новые тахографы было очень мало, процесс поставки и установки блока в России не отработан – приказ Минтранса был утвержден в феврале 2013 г.

Кроме того, выпуск тахографов нового образца – снабженных СКЗИ – сдерживает дефицит самих этих блоков, а также необходимость дополнительного лицензирования из-за работы со средствами криптографической защиты информации, сетует сотрудник одного из российских производителей тахографов.

«Перевозчики ожидают поступления в продажу оборудования, которое удовлетворяет всем требованиям данного приказа, чтобы избежать дополнительных затрат, связанных с переоборудованием тех тахографов, которые они могут приобрести сейчас», – подтверждает руководитель автомобильного парка транспортно-логистической компании STS Logistics Игорь Богданов.

Догнать и перегнать Европу

В Европе тахографы с СКЗИ были внедрены еще в 2006 г., говорит гендиректор Агентства автомобильного транспорта (Росавтотранс) Минтранса Сергей Сухарев.

Управление СКЗИ осуществляется только из одной точки, находящейся под контролем Евросоюза, разработка также подчинена стандартам ЕС (в частности, участвовать в разработке технических требований к тахографам могут только страны – члены ЕС), отмечает он.

Российские власти, в свою очередь, «не вправе применять в своей деятельности несертифицированные в России иностранные СКЗИ и построение целостной системы контроля на основе западных технологий невозможно», добавляет он. В этой ситуации было принято решение разработать свою систему, поясняет Сухарев.

Обратите внимание

Тахографы нового поколения, которые сейчас внедряются в России, снабжены СКЗИ, системой GPS/«Глонасс», GPRS-модемом – это позволяет отслеживать не только режим труда и отдыха водителей (основная задача тахографов), но и маршрут и скоростной режим, перечисляет Сухарев. В Европе такие тахографы станут обязательными только в 2018 г., отмечает он.

В зарубежных тахографах применяется встроенное СКЗИ, в России решили сделать отдельный блок криптозащиты – такой подход облегчает процедуры сертификации изделия для производителя, позволяет использовать вместе с блоком тахографы, выпущенные за рубежом (СКЗИ могут разрабатывать только российские производители), утверждает Сухарев.

По данным ГИБДД, в России на конец 2012 г. зарегистрировано 5,7 млн грузовых автомобилей и более 900 000 автобусов, приводит данные заместитель гендиректора по техническому регулированию Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) Борис Кисуленко.

Оснащению тахографами подлежат примерно 2,3 млн грузовых автомобилей и 150 000 автобусов, отмечает он. По оценке Росавтотранса – до 4,7 млн шт.

По требованиям «европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки» (ЕСТР), участником которого является Россия, транспортные средства, осуществляющие международные перевозки, уже оснащены тахографами, напоминает Кисуленко. Таких в России примерно 100 000 шт.

«Но эти тахографы не соответствуют в полной мере требованиям, установленным приказом Минтранса России», – говорит Кисуленко. Для тех, кто уже использует тахографы, включая зарубежные, можно не менять тахограф, а только добавить блок СКЗИ, сертифицированный в России, отмечают в Росавтотрансе.

Для автопроизводителей предусмотрена возможность выбора: оснащать тахографами транспортные средства, сходящие с конвейера, либо предоставить возможность такого оснащения эксплуатанту, добавляет Кисуленко. С 2011 г.

вся автобусная техника, выпускаемая группой ГАЗ, оборудуется электронными цифровыми системами контроля, рассказывает представитель группы. Например, 2070 автобусов «ЛиАЗ», поставленных в ГУП «Мосгортранс» в 2011–2012 гг., оборудованы цифровым тахографом производства VDO (Kienzle) с возможностью счета персональных карточек водителя, отмечает она.

На легких коммерческих автомобилях «ГАЗ» группа обеспечивает возможность установки тахографов, добавляет представитель группы.

Дефицит производителей

В России тахографы, по данным Росавтотранса, выпускают четыре предприятия – «Штрих-М», КЗТА (входит в «Ростех»), группа «Инкотекс» и Continental VDO.

Интерес к выходу на российский рынок с этой продукцией проявляют Samsung, M2M, Stoneridge, «Измеритель Смоленск», отмечают в агентстве.

Единственный блок СКЗИ, который пока прошел сертификацию Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России, производится ООО «Спецпроект-2», но к выпуску готовится «Штрих-М», разработку СКЗИ ведут «Орга Зеленоград» и ГК «Интек», говорят в Росавтотрансе.

Важно

Мощности КЗТА, к примеру, позволяют производить ежемесячно до 30 000 тахографов, сейчас завод ожидает поставок СКЗИ, чтобы начать выпускать тахографы, соответствующие требованиям приказа Минтранса, говорит представитель завода.

Российские тахографы без СКЗИ стоят от 23 000 руб., с СКЗИ – от 35 000 руб., а зарубежные тахографы – от 25 000 руб., говорит Богданов. Стоимость тахографа, удовлетворяющего текущим требованиям в России, с установкой будет начинаться от 45 000 руб., добавляет он.

Читайте также:  Аккумуляторы для автомобиля: какой лучше выбрать, рейтинг производителей

При условии, что в году в среднем 240 рабочих дней, удорожание одного дня работы автомобиля составит 187,5 руб., подсчитал он; это не приведет к существенному росту услуг крупных перевозчиков. А вот услуги мелких игроков (ИП и ООО) заметно подорожают, считает Богданов.

Многие такие компании для предоставления на рынке низкой конкурентной цены на продукцию нанимают водителей со своим транспортом из регионов, которые в нарушение приказа Минтранса работают по 10–14 часов в сутки (оставшиеся восемь часов они отдыхают в своем транспорте), отмечает он.

«В связи с введением тахографов небольшим перевозчикам необходимо будет привлекать к работе дополнительный персонал. А при движении в междугородном сообщении даже при наличии второго водителя в автомобиле время нахождения автомобиля в пути может увеличиться с трех до шести дней, – указывает Богданов.

– При этом время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем (при направлении в рейс двух водителей), засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50%».

В целом приказ Минтранса, с одной стороны, позволит сократить количество ДТП, связанных с усталостью водителей, с другой – существенно сократит на рынке количество игроков, которые могут предоставить низкие тарифы на транспортировку, что приведет к общему удорожанию услуг. «Возмещать данное увеличение, к сожалению, придется покупателям в магазинах», – замечает Богданов.

В Росавтотрансе напоминают, что по приказу Минтруда с 12 декабря 2012 г. Фонд социального страхования может компенсировать расходы на установку тахографов (включая сам тахограф, блок СКЗИ, карты) на сумму, равную 20% взносов в фонд за предыдущий год.

Пауза для штрафов

В мае ФАС сообщила о возбуждении дела в отношении Минтранса, усмотрев в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.

Утвержденные Минтрансом требования к тахографам могут ограничить круг их производителей и исключают возможность оснащения транспортных средств тахографами, произведенными до 1 апреля 2013 г.

, вне зависимости от их функциональных характеристик, говорится в сообщении службы: «Более того, возможности участников рынка по производству тахографов напрямую будут зависеть от наличия доступа к СКЗИ, которые на сегодняшний день имеет возможность производить только одна компания-монополист».

Комментируя сообщение ФАС, Сухарев заметил, что Минтрансом утверждены общие, унифицированные требования к тахографам нового поколения – «ни о каких конкретных конструктивных особенностях или определенных моделях приборов речи не идет».

Совет

Он добавил, что кроме Минтранса в разработке требований участвовали Минэкономразвития, Минпромторг, МВД и ФСБ, а также российские и европейские эксперты в области тахографического контроля.

«Проект приказа прошел общественные слушания и процедуру оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития. Требования, прописанные в приказе, абсолютно прозрачны – любой производитель, обладающий технологической базой, может подать заявку на сертификацию», – подчеркивает Сухарев.

Он отметил, что Минтранс «полностью поддерживает расширение списка производителей и создание полноценного конкурентного рынка тахографов».

На днях в Госдуму был внесен и одобрен в первом чтении законопроект с поправками в КоАП, приостанавливающий на год действие штрафов за отсутствие тахографов.

Минтранс полностью поддерживает этот законопроект и «благодарен депутатам, которые учли инициативу Минтранса, ранее обратившегося в МВД с просьбой не штрафовать водителей за отсутствие тахографов», говорит Сухарев.

Штрафы не должны взиматься без разработанного порядка оснащения транспортных средств тахографами нового поколения – такова позиция Минтранса, подчеркивает Сухарев. Данный порядок Минтранс планирует утвердить летом 2013 г. В нем помимо прочего будет прописано, что модернизацию уже установленных тахографов необходимо провести до 2015 г.

Представитель ГИБДД не смог сказать «Ведомостям», сколько всего было выписано штрафов за отсутствие тахографов. Собеседники «Ведомостей» среди перевозчиков рассказали о единичных случаях, когда выписывали штрафы водителям большегрузных автомобилей, работающим внутри России (все автомобили, используемые на международных маршрутах, снабжены тахографами).

По оценке Сухарева, для массового внедрения системы тахографического контроля в России потребуется не менее года. По его мнению, основным сдерживающим фактором является дефицит стоянок для отдыха водителей. «Минтранс готовит план мероприятий, направленных на создание достаточной инфраструктуры стоянок», – добавляет он.

По мнению председателя комитета Госдумы по транспорту, президента Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Евгения Москвичева, необходимо определить переходный период для обязательного использования тахографов в 2–3 года, чтобы подготовить производство всех необходимых элементов нового тахографа, сертифицировать их по европейским стандартам, создать инфраструктуру для установки тахографов, а правительству – провести разъяснительные встречи с перевозчиками, переговоры с отечественными и зарубежными производителями о возможности установки тахографов нового образца на выпускаемых ими машинах, чтобы потом не возникали проблемы с гарантией.

Обратите внимание

Европа внедряла цифровые тахографы (вместо аналоговых) шесть лет, трижды переносила сроки, приводит пример Москвичев. Причем в ЕС в итоге было решено, что новыми тахографами необходимо комплектовать только новые, серийно выпускаемые транспортные средства, а тем грузовикам, которые уже находятся в эксплуатации, разрешить использовать аналоговые тахографы до списания машин, добавляет он.

По мнению Москвичева, категории транспортных средств, которые должны быть снабжены тахографами в России, нужно скорректировать с учетом статистики аварийности. Тахографы нужно устанавливать только на машины, работающие на межрегиональных маршрутах, убрать из этого списка сельхозмашины, считает он.

Но главная проблема в сфере коммерческих грузоперевозок в России – отсутствие лицензирования этой деятельности, считает Москвичев. По его словам, комитет Госдумы по транспорту планирует осенью 2013 г. внести на рассмотрение соответствующий законопроект, как это уже сделано в сфере пассажирских перевозок.

Источник: https://www.vedomosti.ru/auto/news/12479801/tahografy_ne_pishut

Тахографы: профанация или безопасность?

Внедрение современных тахографов оказалось преждевременным

ОДИН ТАХОГРАФ ИЛИ ПЯТЬ ШТРАФОВ?

Напомним, что тема стала особенно актуальной после серии крупных ДТП, совершенных уснувшими за рулем водителями грузовиков и междугородних автобусов. В ответ в России с апреля прошлого года ввели административную ответственность за отсутствие тахографа в кабине грузовых и пассажирских транспортных средств, а также за нарушение водителями режима труда и отдыха.

На первом этапе — с 1 апреля 2014 года — тахографы стали обязательны примерно для 40% всего транспорта, осуществляющего грузо-пассажирские перевозки. Устанавливать тахографы нужно было на грузовики полной массой свыше 12 тонн, междугородние автобусы, а также на автомобили, перевозящие опасные грузы.

Напомним, что разрешено использовать только цифровые тахографы двух видов: тахографы с блоком СКЗИ — средством криптографической защиты информации — для «внутреннего пользования». Также могут устанавливаться устройства европейского стандарта (ЕСТР), которые используются на машинах, осуществляющих международные перевозки.

При этом штраф за нарушения, связанные с их установкой, для водителей составляет от 1 до 3 тыс. руб., а для должностных лиц — от 5 до 10 тыс. руб. (чаще штрафуют по максимуму). Кстати, манипуляции с показаниями приборов легко выявляются при проверке — информация, которую фиксирует устройство, хранится в памяти тахографа не менее 365 дней.

А попытки фальсификации данных могут расцениваться как мошенничество и квалифицироваться в соответствии со статьей 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.

С момента введения штрафов 1 апреля прошлого года и до его конца на территории РФ к административной ответственности было привлечено более 170 тыс. водителей, а с начала нынешнего года до марта — еще свыше 60 тыс.

С 1 апреля работы у ГИБДД прибавилось — применение тахографов стало обязательным на грузовиках полной массой свыше 3,5 тонны. В РФ по состоянию на 1 января 2015 года на учете состоит более 700 тыс. таких автомобилей.

Важно

Отметим также, что решение об обязательном использовании тахографов было принято еще в 2013 году, то есть до введения санкций.

Теперь положение бизнеса осложнилось — главное, ухудшились условия кредитования, в том числе на пополнение оборотных средств, необходимых на выплату заработной платы, приобретение ГСМ, сырья. Продолжает снижаться и покупательский спрос населения.

В этих условиях бизнесу придется нести дополнительные затраты — установка тахографа на каждый автомобиль стоит свыше 50 тыс. руб. Не устанавливать, таким образом, невыгодно — цена одного устройства эквивалентна пяти штрафам для юрлиц.

Представителям бизнеса дополнительные траты, по традиции, не нравятся — они предсказывают, что требование отрицательно скажется на сфере перевозки продуктов питания в магазины розничной торговли, а также семян и удобрений в период весенних полевых работ на селе.

ЧТО КРУПНОМУ БИЗНЕСУ ХОРОШО, ТО МАЛОМУ — СМЕРТЬ

Однако стоит признать разумность этих трат, призвал бизнес на конференции заместитель начальника отдела технического надзора Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД Сергей Чипурин.

Он напомнил, что использование средств контроля режимов труда и отдыха позволяет снизить аварийность на грузовом транспорте. Ведь водители, зная, что их могут проверить, вынуждены будут останавливаться для отдыха.

Поэтому специалист призвал перевозчиков смотреть на тахографы не как на тяжкую нагрузку, а как на средство предотвращения ДТП с участием принадлежащих им автомобилей.

«Каждый такой прибор — это вовремя отдохнувший и не уснувший за рулем водитель, это спасение жизней наших сограждан», — отметил представитель ведомства.

Тем более что современные тахографы приносят немалую пользу — можно всегда узнать, где сейчас твой подчиненный и занят ли он работой, аргументировал Чипурин.

На конференции много говорилось и о другой пользе устройств для бизнеса — информацию перевозчики могут использовать для планирования маршрутов, выработки логистических решений.

Канал связи, предназначенный для получения информации, фиксируемой тахографом, можно  использовать для передачи дополнительных важных данных — например, о температуре груза. Наконец, данные о скорости и соблюдении режима способны пригодиться и для юридической защиты перевозчика и водителя, если произойдет ДТП.

Совет

Но, как заметил зампред Комитета Госдумы РФ по транспорту Александр Старовойтов, все эти преимущества актуальны в основном для крупных компаний. Для небольшого бизнеса выгоды менее очевидны.

Особенно если предприниматель сам сидит за рулем — не будет же он обманывать сам себя.

Таким образом, для частных перевозчиков, владеющих только одной машиной как единственным средством заработка, тахограф станет малооправданной и значительной тратой.

Не менее серьезная проблема — отсутствие достаточного количества безопасных охраняемых стоянок в некоторых регионах. Останавливаясь вне охраняемой территории ради строгого  соблюдения режима труда и отдыха, водитель может запросто пострадать от грабителей.

Многие водители, по словам депутата, обеспокоены еще и тем, что клиенты не склонны к длительному ожиданию, требуя доставить груз быстрее.

Значит, чтобы успеть доехать до нужной точки, но уложиться при этом в отведенные часы, водители, по его словам, вынуждены будут поддерживать более высокую скорость, а от этого аварийность на дорогах возрастет.

Впрочем, нельзя забывать и о многочисленных комплексах фотовидеофиксации нарушений ПДД, которые могут сделать такой выход невыгодным из-за штрафов.

Представитель МВД Сергей Чипурин с серьезностью такой угрозы не согласен — по его словам, доставка груза клиенту в срок — вопрос логистики. Необходимо просто выбирать оптимальный маршрут, считает он.

«НЕ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ, А ПРОФАНАЦИЯ»

Обратите внимание

На конференции также говорилось о том, что многое в системе тахографии в России необходимо совершенствовать. По словам Александра Старовойтова, на данный момент существует огромный серый рынок ввозимых в страну старых тахографов, поэтому необходимо как можно скорее осуществить переход к единому стандарту оборудования.

Читайте также:  Медкомиссия для водителя: процедура прохождения

В целом же нынешняя нормативно-правовая база, на основании которой в России внедряется система тахографии грузового и пассажирского транспорта, по словам Старовойтова, является профанацией поручений президента.

Как объяснил, комментируя «РИА Новости» эту ситуацию, глава думского комитета, дело в том, что контролирующие организации реально могут проверить лишь сам факт наличия тахографа в автомобиле.

При этом они не смогут узнать, насколько водитель устал, как давно он отдыхал и не грозит ли ему вскоре уснуть за рулем. «В крупных фирмах зачастую плевать хотели на режим труда и отдыха, мелкие предприниматели в режиме конкуренции сами идут на «подвиги» на дорогах.

А у нас создается не система контроля, а профанация», — считает глава комитета. По его словам, инспектору позволено только проверить сам факт наличия прибора, «даже если это дешевая поделка из Китая».

Чтобы программа тахографии заработала, этот прибор должен быть признан измерительным — со всеми вытекающими требованиями к сертификации и поверке, указал депутат.

«Чтобы инспектор мог, как всех цивилизованных странах, считать с тахографа все данные. Проверить, не нарушался ли режим труда и отдыха. И эти материалы должны идти в суд.

Технически такая возможность у тахографов есть, в этом плане российские даже на голову выше зарубежных аналогов», — заявил Старовойтов.

Он отметил, что в ближайшее время планирует составить на имя президента РФ докладную бумагу и уведомить его, как складывается ситуация на самом деле.

«Нам был четко указан вектор развития, что мы должны усиливать средства государственного контроля и повышать безопасность дорожного движения. Наверное, какие-то отдельные чиновники не до конца понимают важность таких поручений.

Поэтому я считаю, что имею полное моральное право подготовить такой документ», — сообщил парламентарий.

ШТРАФ — БЕЗ ОСТАНОВКИ НА ТРАССЕ

По словам представителя «Росавтодора» Вячеслава Максимычева, проблемы связаны и с тем, что процедур контроля деятельности мастерских, которые устанавливают тахографы, пока не предусмотрено.

Важно

А между тем правильная работа прибора зависит не только от производителя, но и от мастерской. Некоторые организации предлагают установить тахограф подешевле.

Однако они не предупреждают клиента, что данная модель устарела и больше не соответствует требованиям, а значит, при первой же проверке ему выпишут штраф.

По словам директора по развитию компании «Атлас-карт» (разрабатывающей, в том числе, средства криптографической защиты) Виктора Прокопенко, тахографии в нашей стране есть куда совершенствоваться и в техническом плане.

В частности, в обозримом будущем планируется обеспечить передачу контролирующим органам информации о нарушениях, допущенных водителем и  зарегистрированных тахографом, прямо в онлайн-режиме.

Речь об автоматической передаче координат грузовика при помощи GSM-сетей — при начале движения, затем каждые три часа, при остановке, а также при нарушении режима движения.

То есть для того чтобы выписать штраф за нарушение режима труда и отдыха водителем, его даже не обязательно будет останавливать на трассе: это вполне можно будет сделать заочно. В Европе использование умных» тахографов станет обязательным с 2017 года, и по прогнозу эксперта, за европейскими коллегами могут подтянуться и наши законодатели.

Подытоживая конференцию, Вадим Мельников, директор экспертного центра «Движение без опасности», подчеркнул, что контрольное устройств, в первую очередь, является не финансовой нагрузкой, а инструментом по обеспечению безопасности дорожного движения и предотвращению тяжких последствий аварий.

ТАХОГРАФ ДОРОЖЕ АВТОМОБИЛЯ

Очевидно, что властям всех уровней стоило бы получше продумывать последствия тех или иных решений — даже если цели у них благие. То, к чему может привести не до конца продуманная «обязаловка», связанная с тахографами, показала история с их применением в сельхозсфере.

Совет

В аграрных регионах страны представители бизнеса выступили против бездумного навязывания этих приборов. Требование об оснащении тахографами технического транспорта — комбайнов, тракторов и т. п. — удар по предприятиям, говорилось, в частности, на коллегии по итогам работы сельхозотрасли Ставропольского края.

В период сельхозработ — особенно уборки — ограничивать время работы семью часами просто нереально,  говорили руководители предприятий. Например, комбайнеры готовы поработать неделю-две по 12–13 часов в день, ведь за это они получают 80-100 тыс. руб., сообщил председатель СПК «Гигант» Александр Ворошко.

А если поставить им временные рамки в 7 часов? Значит, придется раздувать штаты комбайнеров. И сельчане не заработают, и предприятие внакладе.

Та же история и с трактористами, которые работают в поле немногим больше двух месяцев по 10, а то и 16 часов в день, получая до 100 тыс. руб. в месяц. Если установить на их тракторы тахографы и не позволять им перерабатывать, на те же деньги предприятию пришлось бы нанимать летом вдвое больше работников.

«Зачем на ГАЗ-53 ставить этот тахограф? — не понимает руководитель сельхозкооператива. — Машина себя уже переамортизировала 4 раза! Тахограф уже дороже самого автомобиля!»

Глава региона Владимир Владимиров считает, что вся технологическая и уборочная техника, которая работает внутри колхозов, должна быть освобождена от необходимости установки на нее контролирующего оборудования. «Это позволит не только сократить издержки, но и направить дополнительные средства на развитие отрасли», — приводит слова главы края его пресс-служба.

В Аграрном комитете Госдумы готовы пойти навстречу. Его глава Николай Панков обещал аграриям, что нижняя палата парламента рассмотрит вопрос по исключению сельскохозяйственной техники из правила об обязательной установке тахографов на технологический транспорт.

Источник: http://5koleso.ru/avtopark/tahografy-profanaciya-ili-bezopasnost

Анализ оснащения тахографами и будущие изменения в законодательстве

Внедрение современных тахографов оказалось преждевременным

В конце прошлого года, 28 декабря 2015 года официально вступил в силу приказ Министерства транспорта № 348 «О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. № 273».

В новом уточняющем документе изменены правила переоснащения автотранспорта тахографами. В частности, на транспортные средства категорий N2, N3, М2, М3, оснащенные аналоговыми приборами, должны быть установлены новые цифровые тахографы с блоком СКЗИ.

Справка

Грузовые автомобили:

  • Категория N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.
  • Категория N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.
  • Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства:
  • Категория М2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.
  • Категория М3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.

В том же приказе № 348 Минтранса отмечается, что с 1 июля 2016 года аналоговые тахографы запрещены к эксплуатации.

Между тем, некоторые перевозчики отмечают, что другой приказ Минтранса, об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами, вступивший в силу в феврале 2014 года, требует, чтобы на автотранспорте категорий N2, N3, М2 и М3, ранее оснащенного аналоговыми тахографами, были установлены цифровые тахографы до 1 января 2018 года.

Другими словами, до конца 2017 года можно спокойно работать с аналоговыми приборами. И на транспортные средства указанных в приказе категорий устанавливали и до сих пор устанавливают аналоговые приборы или цифровые, но без блока СКЗИ.

Обратите внимание

В некоторых мастерских перевозчикам подсказывают, что приказ № 348 Минтранса якобы носит рекомендательный характер, а если вдруг что-то изменится, можно дооснастить автотранспорт блоком СКЗИ, что обойдется дешевле. 

В то же время, руководителям и собственникам автопредприятий известно, что еще в феврале 2014 года вступил в силу приказ Министерства транспорта «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами». В соответствии с ним весь коммерческий автомобильный транспорт страны должен был быть оснащен тахографами к 1 апреля 2015 года.

Суровая статистика

По данным ассоциации Рустахоконтроль, по состоянию на декабрь 2015 года немногим более 300 тыс. транспортных средств были оснащены тахографами с блоком СКЗИ. Если сложить это число с числом официально оборудованных аналоговым тахографом грузовиков и автобусов, а также прибавить транспортные средства с тахографом ЕСТР (международные перевозки), получится порядка 650 тыс. автомобилей.

А ведь по состоянию на 2016 год, по данным ГИБДД, в стране зарегистрированы более 6,2 млн грузовых автомобилей и 890 тыс. автобусов. Получается, подавляющее большинство автопарка страны либо вообще не оснащено тахографами, либо оборудовано устаревшими и нелегальными аналоговыми приборами.

Тем временем, в июне этого года ожидаются изменения в законодательстве, которые окажут сильное влияние на деятельность перевозчиков и мастерских по установке тахографов. 9 октября 2015 года президент страны Владимир Путин подписал проект поправок, предусматривающий обеспечение безопасности при перевозке пассажиров.

Что будет:

Проект закона значительно увеличивает сумму административного штрафа и расширяет круг лиц, ответственных за управление автотранспортом без тахографа, если его установка предусмотрена законодательством:

  • — для водителя-сотрудника или водителя-владельца ТС: до 50 000 рублей;
  • — для должностного лица: до 100 000 рублей;
  • — для индивидуальных предпринимателей: до 100 000 рублей;
  • — для юридических лиц: до 150 000 рублей.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица будут нести ответственность за отсутствие или некорректную установку тахографа. Нарушение водителем установленного режима труда и отдыха также обойдется ему в 70 000 рублей.

Административное наказание за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией, распространится и на автомобильный транспорт.

Должностные лица и индивидуальные предприниматели получат предупреждение или заплатят штраф в размере 20 000 рублей, для юридических лиц эта сумма составит 100 000 рублей.

Успеть вовремя

При этом установку тахографов с блоком СКЗИ осуществляют около 1 тыс. мастерских по всей стране.

По данным Ассоциации мастерских по техническим средствам контроля, установка и тестирование одного тахографа с СКЗИ занимает 4 часа, в день одна мастерская в состоянии обслужить не более 5-6 машин.

Между тем, даже в Москве установкой таких приборов занимаются всего 29 мастерских, что означает длительные сроки установки. А ведь административная ответственность и для владельцев транспортных средств, и для водителей действует уже почти два года.

На практике все по-другому

Как показывает статистика, требования по оснащению транспорта игнорируются как водителями, так и владельцами транспортных компаний.

Этот факт также подтверждает и информация о количестве штрафов, выписанных за несоблюдение требований законодательства. Причин сложившейся ситуации несколько.

Начиная с недостаточной информированности граждан о необходимости установки тахографов и до отсутствия должного контроля на дорогах.

Незнание и непонимание основных функций тахографа приводит к тому, что перевозчик считает бесполезной трату денег на оснащение своего автопарка данным устройством. К тому же, штрафы за нарушение незначительные, а порой до оформления дело и не доходит, так как самостоятельно автоинспектор зачастую не в состоянии полноценно проверить соответствие нормам установленного на машине тахографа.

Незнание законодательной базы, отсутствие четкой трактовки норм и правил приводит к тому, что на дороге инспектор ГИБДД переписывает из Административного кодекса или из ПДД текстовку в протокол. Но по факту оказывается, что водитель правонарушения такого не совершал.

Читайте также:  День водителя и как его отметить

Зачастую водителю в случае расхождения показаний спидометра и одометра инкриминируется, что он самостоятельно исказил показания датчика. И на этом основании штрафуют. Но в таких случаях ответственность должен нести скорее установщик оборудования.

Ведь в тахографе есть активации, есть пломбы, отметки, и водителю самостоятельно сложно обойти всю эту защиту.

По мнению председателя комитета Госдумы по транспорту, президента Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Евгения Москвичева, необходимо определить переходный период для обязательного использования тахографов в 2-3 года.

Это позволит подготовить производство всех необходимых элементов нового тахографа, сертифицировать их по европейским стандартам, создать инфраструктуру для установки тахографов, а правительству — провести разъяснительные встречи с перевозчиками, переговоры с отечественными и зарубежными производителями о возможности установки тахографов нового образца на выпускаемых ими машинах, чтобы потом не возникали проблемы с гарантией.

Отправить заявку

Источник: https://naviport.info/info/pub/10/

Тахографы – долгожданная неожиданность?

Внедрение современных тахографов оказалось преждевременным

Чтобы ответить на поступившие вопросы, нам пришлось основательно проштудировать законодательство РФ, обратиться к людям, профессионально занимающимся вопросами как юридической практики в области сертификации транспортных средств (ТС) и сопровождения в ходе дальнейшей эксплуатации, так и практической установки, а также к экспертам в области безопасности дорожного движения.

На вопросы, связанные с законодательством РФ, отвечает Павел Дмитриевич Бурьянов, к.т.н., заместитель руководителя органа по сертификации транспортных средств «САМТ-Фонд».

Ответьте, пожалуйста, на самый популярный вопрос: перенесли ли сроки установки тахографов?

П.Б.: Нет, сроки внедрения не перенесли и не перенесут, 2 июля 2013 г. Государственная дума утвердила законопроект о переносе срока введения штрафов. Этот законопроект уже отправлен в правительство РФ на утверждение.

В настоящий момент, согласно Федеральному закону № 78 от 14 июня 2012 г., штрафы за отсутствие тахографов и за нарушение режима эксплуатации введены с 1 апреля 2013 г. Сейчас штрафные санкции действуют, и постановления, выписанные с 1 апреля до подписания вышеупомянутого законопроекта, законны и должны быть оплачены.

То есть после подписания этого законопроекта тахографы будут не нужны?

П.Б.: Нет, если будет принят законопроект о переносе штрафов (а скорее всего так и будет), то на дороге вас не оштрафуют, но при техническом осмотре заставят поставить тахограф.

Важно

Мало того, в том же 78-м ФЗ содержатся поправки в закон об обязательном страховании, смысл которых в том, что при аварии по вине водителя большегрузного автомобиля или автобуса страховая компания вправе запросить данные с тахографа, а при выявленных нарушениях или непредоставлении таковых данных предъявить требования об оплате ущерба пострадавшей стороне.

Вы считаете, что они будут пользоваться таким правом? Это же может привести к массовым переходам клиентов в другие страховые компании.

П.Б.: На данный момент в страховых компаниях нет штата специалистов, умеющих расшифровывать данные, но достаточно появиться одному прецеденту, как страховые компании рассчитают свои плюсы и минусы, и такие запросы станут носить массовый характер. Стоимость страхового полиса 5–7 тыс. руб.

, а средний ущерб одного ДТП превышает 35 тыс. руб.

В страховых компаниях сидят неглупые люди, они моментально просчитают все «за» и «против», и такие запросы поступят к тем компаниям, у которых очень высокая убыточность… Я уверен, что фирмы, которые следят за режимом труда и отдыха водителей, редко будут попадать в такие списки.

Почему же тахографы ввели так резко?

П.Б.: Если бы все действовали по закону, то уже 90% машин было бы оснащено ими до настоящего момента. А законы эти следующие.

– Постановление правительства № 922 от 1996 г. гласит, что ТС полной массой свыше 15 т и/ или пассажировместимостью более 20 чел, предназначенные для коммерческого использования, выпускающиеся в эксплуатацию, должны были оборудоваться тахографами с 1 января 1998 г.

Заводы-изготовители за­явили, что не знают, будет ли их продукция использоваться в коммерческих целях, и не стали ставить тахографы на заводах серийно. При этом в инструкции по эксплуатации не делали отметок о невозможности эксплуатировать ТС в коммерческих целях.

– Постановление правительства № 720 от 2009 г. гласит, что все автомобили свыше 3,5 т и/ или пассажировместимостью более 8 чел. должны были быть оборудованы тахографами до 23.01.2012 г., то есть 2,5 года было дано на оснащение парка, находящегося в эксплуатации.

Источник: https://os1.ru/article/7358-tahografy-dolgojdannaya-neojidannost-zakonodatelnye-akty-o-vvedenii-tahografov-v-rf

Нужно ли менять аналоговый тахограф на цифровой | Региональный Центр Тахографии

Внедрение современных тахографов оказалось преждевременным

Современные цифровые средства контроля водителей начали устанавливать на автомобили России лишь пару лет назад. До этого применялись электрические устройства – те самые с шайбой. В связи с принятием Приказа No36 многие стали задаваться вопросом о замене аналогового тахографа на цифровой. О целесообразности этого решения мы поговорим в этой статье.

Однозначного ответа на этот вопрос не было до недавнего времени, что довольно странно, учитывая, что оборудование автомобилей устройствами контроля регулируется законодательно. В различных регионах страны эта проблема рассматривалась по-разному, откуда и различие в отношении сотрудников ГИБДД.

Приказ о замене тахографов можно свести к двум тезисам:

  • с 1 июля 2016 года аналоговые тахографы с шайбой подлежат замене; их наличие не является доказательством соблюдения закона и приравнивается к отсутствию устройства контроля;
  • это касается всех устройств, на которые устанавливается контроллер, независимо от страны происхождения.

Для использования на дорогах России разрешено устанавливать два типа цифровых контрольных устройств.

  • Первый из них – аппараты, разрешенные для использования на территории Европейского союза и имеющие Международный сертификат соответствия. Они устанавливаются на большинство грузовых и пассажирских автомобилей, производящихся в ЕС.
  • Второй тип – устройства с предустановленным СКЗИ (средством криптографической защиты информации). Он используется только для внутренних перевозок на территории РФ и запрещен для использования за ее пределами, в том числе и в странах СНГ.

Различие между этими двумя типами заключается в стоимости: устройства с криптозащитой значительно дороже как при покупке, так и в дальнейшем обслуживании.

Можно ли использовать аналоговые тахографы?

Есть несколько условий, при одновременном соблюдении которых можно продолжать пользоваться аналоговым устройством:

  • автомобиль является автобусом с количеством сидячих мест более двадцати или грузовым транспортным средством со снаряженной массой не менее пятнадцати тонн;
  • ТС используется для международных перевозок;
  • тахограф установлен заводом изготовителем;
  • устройство контроля было установлено до 08.11.13.

При несовпадении хотя бы одного условия с реальным положением вещей, то придется произвести переоборудование.

До какого года действительны аналоговые тахографы?

Источник: http://rctahograf.ru/nuzhno-li-menyat-analogovyj-tahogra/

Введение тахографов с первого апреля 2014 года

Внедрение современных тахографов оказалось преждевременным

С 1 апреля 2014 года в России законную юридическую силу обретет законопроект, согласно которому автобусы и грузовые автомобили, совершающие коммерческие перевозки, должны будут установить на панели приборов тахографы новой модели.

Как пояснили в московской компании «Легисперити», оказывающей юридические услуги крупным транспортным компаниям – «Тахограф представляет собой средство технического контроля, которое устанавливается на борту автомобиля для того, чтобы непрерывно фиксировать скорость, маршрут, режимы движения транспортного средства, а также график работы и отдыха водителей и членов экипажа».

Существует Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные перевозки (ЕСТР), согласно которому абсолютно все автобусы, совершающие междугородные рейсы,  должны быть оснащены тахографами.

Не относится это к спецтранспорту, то есть пожарные машины,  подъемники с рабочими платформами и автокранами, автоэвакуаторы, автомобили скорой помощи, машины, предназначенные для уборки улиц и автолавки могут продолжать выполнять свою работу, не имея данного устройства на приборной панели.

Кроме того, тахограф нет необходимости устанавливать на автомобили, которые принадлежат военной автоинспекции, службам исполнительной власти, органам госнадзора за техническим состоянием самоходных машин, а также на автомобили, которые используются в оперативно-розыскной деятельности.

Разумеется, данный законопроект не распространяется на муниципальный внутригородской транспорт и на автобусы, осуществляющие пригородные маршруты.

До 1 апреля 2014 года необходимость устанавливать тахограф была актуальна для грузовых машин, чья масса составляет до 15 тонн.

Совет

Теперь к транспортным средствам, которые обязаны иметь на бортовой панели данные технические контроллеры, относятся грузовые автомобили, которые перевозят опасный груз.

Важно учитывать, что тахографы должны быть последнего поколения, то есть со средствами криптографической защитой информации (СКЗИ), или это могут быть модели системы навигационной связи ГЛОНАСС.

  Впрочем, для тех водителей и владельцев автоперевозочных компаний, уже установивших тахограф старого образца, есть хорошая новость: они вправе использовать предыдущую модель тахографа до начала 2018 года. Безусловно, главным остается наличие соответствия данной модели тахографа с нормами, актуальными в странах Евросоюза.

Министерство транспорта сообщает, что оборудование транспортных средств тахографами будет происходить поэтапно.

С 1 сентября  текущего  года данное нововведение обязательно для грузовых авто с массой от 12 тонн, которые не занимаются транспортировкой опасных грузов; с 1 июля 2014 года — для транспорта весом более 15 тонн, а с 1 апреля 2015 года тахографы должны быть непременно установлены в грузовые машины массой от 3, 5 до 12 тонн.

Официальное заявление о необходимости введения тахографов сделал генеральный директор Агентства автомобильного транспорта (Росавтотранс) Сергей Сухарев.

По его мнению, данное нововведение позволит эффективнее регулировать страховые случаи, которые участились в последнее время.

18 февраля 2014 года произошло первое заседание  рабочей группы Российского союза автостраховщиков и Росавтотранса, во время которой были определены первые шаги по реализации программы законопроекта.

Обратите внимание

В компании «Легисперити» нам была предоставлена юридическая консультация, в ходе которой мы уяснили следующее: «На документ повлияли поправки в Закон об ОСАГО, которые планируется ввести в ближайшее время.

Речь о «безлимитном» (до 400 тысяч рублей) Европротоколе в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Санкт-Петербургской областях. В остальных регионах максимальный размер выплат составит до 50 тысяч рублей».

Страховые компании опасаются мошенничества, и поскольку оформление ДТП согласно Европротоколу возможно лишь при наличии фото- и видео фиксации.

Поэтому в данный момент Российский союз автостраховщиков анализирует возможности использования современного оборудования для навигации ГЛОНАСС, а также занимается составлением требований к условиям передачи информации, алгоритму связи, и техническим параметрам оборудования. Кроме того, адвокаты так же активно выступают в поддержку необходимости оборудования грузовых машин тахографами.

Президент Росавтостраха Павел Бунин отмечает, что кроме тахографов со средствами криптографической защиты информации использоваться будут и навигационные спутниковые технологии ГЛОНАСС. На данный момент это два основных пути развития механизма технического контроля.

Важно, что полученная информация будет недоступна для последующей коррекции или удаления, и ее достоверность будет стопроцентной. Поэтому при рассмотрении аварийных происшествий невозможно будет исказить факты, чтобы получить выплату от страховой компании.

Разработчики законопроекта уверены, что с государственным учетом всех транспортных средств, оборудованных тахографами, решение вопроса страхования и рассмотрения произошедшей автомобильной аварии будет происходить эффективно и действительно прозрачным образом.

Источник: http://positime.ru/vvedenie-tahografov-s-pervogo-aprelya-2014-goda

Оценка статьи: (нет голосов)
Загрузка…Поделиться с друзьями:Ссылка на основную публикацию Похожие публикации

Добавить комментарий

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Яндекс.Метрика